px

Рецензия на фильм "Фабельманы". Исповедь Мэтра

29.12.2022
Рецензия на фильм Фабельманы. Исповедь Мэтра
Хоть я и являюсь большим поклонником творчества Стивена Спилберга, в последние годы меня не покидает ощущение, что различные киноакадемии выдвигают его работы на свои престижные награды в большей степени из уважения к былым заслугам Мэтра и за его громкое имя в киноиндустрии. Понятное дело, что Спилберг уже давно всем всё доказал, оставив за своими плечами богатейшее кинематографическое наследие и колоссальный творческий путь длинною более пятидесяти лет, за которые индустрия кино претерпела множество перестроек и не раз видоизменялась до неузнаваемости. При этом сам Стивен был в ней не просто рядовым обывателем, подстраивающимся под тренды, а одним из тех ярких индивидуумов, который эти тренды задавал, определяя курс развития киноискусства на годы вперёд. Вероятно, сейчас, в силу своего преклонного возраста, Спилберг уже не ищет каких-то новых громких вызовов, а просто работает в своё удовольствие. Безусловно, по совокупности своих заслуг, Мэтр заслужил на это право, но это не отменяет того факта, что в последние годы его творческие кулуары несколько истощились.

К сожалению, Спилберга-фантаста мы в последнее время видим не так часто, а его политические правозащитные драмы, в которых между строк то и дело звучит пафосный гимн патриотизма, уже изрядно набили оскомину. Видимо, Стивен уже и сам почувствовал, что начинает повторяться и от того в прошлом году, сняв ремейк "Вестсайдской истории", решил задать новый виток своему творчеству, в котором отчётливо читается ностальгия по золотым годам его молодости. Его новая лента "Фабельманы" духовно продолжает этот виток. В ней Спилберг, с нежной любовью перелистывая страницы своей памяти, отправляет зрителя в те времена, когда он, будучи желторотым необстрелянным юношей влюблённым в кино, ещё только делал свои первые шаги на режиссёрском поприще.

О чем фильм "Фабельманы"


Действие разворачивается в начале пятидесятых годов прошлого века в Аризоне, где в обычной среднестатистической семье Фабельманов живёт мальчик Сэмми. Но всё же есть одна вещь, делающая их семейство не совсем рядовым. В его родителях встретились две совершенно разных ментальности. Отец Сэма имеет технический склад ума и осваивает находящуюся ещё практически в зачатках область компьютерных технологий, тогда как его мама является творческой личностью, любящей музицировать и смотрящей на жизнь более возвышенным романтизированным взглядом. Удивительным результатом такой противоречивой любви становится универсальность Сэмми, оказавшегося идеальным гибридом двух абсолютно противоположных менталитетов, сочетающим в себе как любовь к искусству, так и способности к инженерным наукам.

По фабуле и манере повествования "Фабельманы" напоминают нечто среднее между прекрасной советской классикой "Человек с бульвара Капуцинов", "Хранителем времени" и биографической драмой о взрослении "Отрочество" Ричарда Линклейтера. Собственно, прототипом юного Спилберга в фильме выступает Сэмми Фабельман, для которого его первый поход в кино становится своего рода выстрелом купидона в самое сердце, ибо после выхода из кинозала он осознаёт, что создание фильмов- это его призвание, в котором можно применить все дарованные его незаурядной генетикой знания и умения. С этого момента каждое место, которое он посещал, становилось его холстом, а камера- волшебной кистью, которой можно нанести на этот холст несколько лёгких мазков, дабы он заиграл не виданными ранее красками.

Однако, центральной темой ленты в большей степени является не становление Сэма, как режиссёра, сколько перипетии в отношениях его семьи. Вопросы нравственности, воспитания и семейных ценностей много раз отзывались в проектах Спилберга звонким эхом. Но в "Фабельманах" Стивен пошёл на откровение, наглядно показав на личном примере, что именно в детстве в человеке закладываются многие страхи и комплексы, преследующие его на протяжении всей жизни. Ведь, зачастую родители не понимают, какое влияние могут оказать их супружеские склоки на ребёнка с тонким душевным устройством. Находясь в эпицентре семейных проблем, видя напряжение в отношениях между мамой и папой, мальчик замыкается в себе, вынашивая в голове груз тяжких мыслей, которые, словно бомба замедленного действия, выплёскиваются, как только на запал попадает случайная искра. И со временем, под влиянием жизненных обстоятельств, Сэм понимает, что в творчестве можно укрыться от проблем, что через объектив камеры можно отфильтровать суровую жестокую реальность, вырезав из неё весь негатив.

Пол Дано, к которому я отношусь очень тепло ещё со времён выхода фильма "Нефть", исполнил роль отца Сэма. Все, кто смотрел ленту Пола-Томаса Андерсона, знают, что Дано умеет устроить яркий перфоманс, но в "Фабельманах" он чересчур уж прагматичен, прямо под стать своему герою. А потому первую скрипку здесь играет Мишель Уильямс, исполнившая роль матери юного режиссёра. Энергичная импульсивная дама, тяжело переживающая каждую личную драму. Мишель Уильямс выдала, пожалуй, свою лучшую роль со времён картины "Семь дней и ночей с Мэрелин", очень вдохновенно изобразив на экране женщину, бесконечно терзаемую сомнениями и непостоянством из-за того, что в своё время она предпочла создание семьи музыкальной карьере. И, если отец Сэма считает увлечение сына кинематографом лишь несерьёзным хобби, то она, напротив, всеми силами подталкивает Сэма заниматься тем, к чему у него лежит сердце, поскольку по собственному опыту знает, что даже семейная жизнь не станет панацеей, когда вся твоя сущность непреодолимо тянется к чему-то возвышенному. Вполне закономерно, что одним из самых эмоциональных моментов ленты стало мудрейшее наставление от одного человека, что, в конце концов, Сэму придётся делать трудный выбор между искусством и семьёй, что кинематограф станет для него даром свыше, ибо вознесёт его до небес, но в то же время и проклятием, ибо оставит в полном одиночестве.

Ещё одна тема, очень хорошо раскрытая в "Фабельманах", заключается в частом непринятии гениев их окружением. Будучи исключительным талантом на съёмочной площадке, за её пределами Сэма воспринимали как человека инакомыслящего, абсолютно не вписывающегося в рамки обыденной жизни, неуместного и даже нелепого, как ярко-красное пятно на белоснежном платье. Чувствуя враждебность окружающих, он ничего не мог с ней сделать, просто превращаясь в сорвавшийся с ветки лист, беспомощно летящий в ту сторону, куда подует ветер. По сути, мы видим на экране формирование Спилберга не столько как режиссёра, сколько как человека.

Однозначно, "Фабельманы" будут интересны поклонникам Стивена Спилберга, поскольку, в отличие от документальных фильмов, в которых жизнь Мэтра показывают сухой и причёсанной, здесь зрители увидят сокровенную исповедь, дополненную добротной игрой актёров и прекрасным музыкальным сопровождением Джона Уильямса. Кто-то может справедливо сказать, что похожих биографических драм о пути известных людей к вершине и так уже снято с избытком, но заслуг создателей картины это нисколько ни умаляет. Лента похожа на цветок, который очень бережно выращивали, но не на продажу, а прежде всего для души.

Автор Игорь Юрьев
Авторы: Игорь Юрьев
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.


Всего комментариев: 14
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 892
30 декабря 2022, 9:20
Аватарка пользователя Игорь Юрьев
Больше 8 лет на сайте
8
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Евгений S.h. писал(а) 30 декабря 2022, 8:41
Сказать просто, что рецензия прекрасна, это не сказать ничего:) Но к Фабельманам пока рука не тянется. Творчество ...
Спасибо большое, Женя, очень приятно;)
Откровенно тебе скажу, «Фабельманы»- далеко не лучший фильм Спилберга. В лучшие годы «Оскара» он бы в ряд ли попал в список номинантов на награду (по крайней мере, по творческим критериям). Но, учитывая, что и «Оскар» уже не тот, и что этот год, в плане кинематографических откровений, был очень слабым- «Фабельманы» выглядят вполне годным крепким фильмом. Советую, всё же, ознакомиться, как соответствующее настроение поймаешь))

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11308
30 декабря 2022, 8:41
Аватарка пользователя Евгений S.h.
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Сказать просто, что рецензия прекрасна, это не сказать ничего:) Но к Фабельманам пока рука не тянется. Творчество позднего Спилберга меня сильно не впечатляет (за исключением "Первому игроку приготовиться") "Вестсайдская история" объективно хороший фильм, но лично мне он тоже не так близко зашёл, как хотелось бы.

Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 892
30 декабря 2022, 8:23
Аватарка пользователя Игорь Юрьев
Больше 8 лет на сайте
8
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ANAMAZINGMAN писал(а) 29 декабря 2022, 23:29
Да, но всё равно жаль, что именно идейно Спилберг себя изжил. Хотелось бы верить, что однажды он выдаст не просто ...
Всё равно, заслуживает уважения- в 76 лет у него очень хорошая работоспособность. Каждый год стабильно по фильму выпускает, хотя мог бы уже спокойно пенсией наслаждаться. Видно, что он очень предан своему делу.

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 9194
29 декабря 2022, 23:29
Аватарка пользователя ANAMAZINGMAN
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Игорь Юрьев писал(а) 29 декабря 2022, 21:26
Даже старый Спилберг выдаёт работы такого качества, до которого многие режиссёры не смогут дотянуться. Средний ...
Да, но всё равно жаль, что именно идейно Спилберг себя изжил. Хотелось бы верить, что однажды он выдаст не просто хорошую, а прорывную работу, как раньше. Но увы, похоже те времена прошли

Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 892
29 декабря 2022, 21:30
Аватарка пользователя Игорь Юрьев
Больше 8 лет на сайте
8
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 29 декабря 2022, 20:06
Все как в каждой отдельной жизни, либо в каждой отдельной цивилизации - подъем, расцвет и увядание. Ровно те же ...
У Земекиса вообще после блестящего во всех смыслах «Экипажа», вышедшего, страшно подумать, уже 10 лет назад, всё мимо кассы идёт, что очень жаль. А ведь такой Мастер…


Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 892
29 декабря 2022, 21:26
Аватарка пользователя Игорь Юрьев
Больше 8 лет на сайте
8
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ANAMAZINGMAN писал(а) 29 декабря 2022, 18:43
Для себя разделяю творчество Спилберга на три этапа. Первый - Спилберг-ребёнок, который ещё в самом рассвете сил. ...
Даже старый Спилберг выдаёт работы такого качества, до которого многие режиссёры не смогут дотянуться. Средний фильм, лично по его меркам, всё равно остаётся для многих недосягаемой планкой.
Кстати, у Скорсезе тоже самое.

xen04158603 (Киноакадемик), постов: 24536
29 декабря 2022, 20:47
Аватарка пользователя xen04158603
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ANAMAZINGMAN писал(а) 29 декабря 2022, 18:43
Для себя разделяю творчество Спилберга на три этапа. Первый - Спилберг-ребёнок, который ещё в самом рассвете сил. ...
Я считаю, что это и хорошо, что есть эти три этапа у Спилберга. Кто-то и из первого не выходит, хотя о каком-то расцвете сил уже через десятки лет речи не идёт совсем.

Constance (Киноакадемик), постов: 16793
29 декабря 2022, 20:06
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ANAMAZINGMAN писал(а) 29 декабря 2022, 18:43
Для себя разделяю творчество Спилберга на три этапа. Первый - Спилберг-ребёнок, который ещё в самом рассвете сил. ...
Все как в каждой отдельной жизни, либо в каждой отдельной цивилизации - подъем, расцвет и увядание. Ровно те же фазы прошел Земекис (Пиноккио ему не прощу!!!), Кэмерон, нырнувший и не всплывший...

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 9194
29 декабря 2022, 18:43
Аватарка пользователя ANAMAZINGMAN
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Для себя разделяю творчество Спилберга на три этапа. Первый - Спилберг-ребёнок, который ещё в самом рассвете сил. Этот Спилберг создаёт всё, что ему прикажет воображение, а кинематограф для него замена игрушкам. Этот Спилберг создал Челюсти, Инопланетянина и Индиану Джонса. Второй этап - это уже взрослый Спилберг, который на данном этапе заматерел. Теперь для него кинематограф способ рассказать сильную историю, затрагивающюю спорные темы. Именно этот Спилберг ответственен за Список Шиндлера, Спасти рядового Райана и Мюнхен. Современный же Спилберг, снявший Вестсайдскую историю и Фабельманов это уже Старый Спилберг. У него уже нет того запала, кончились идеи, которые бы он мог рассказать и всё, что он делает, это ностальгирует по былым временам. И, честно говоря, глядя на позднего Спилберга мне становится немного грустно...

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 9194
29 декабря 2022, 18:36
Аватарка пользователя ANAMAZINGMAN
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Игорь Юрьев писал(а) 29 декабря 2022, 18:24
Вот задумка «Белфаста» для меня до сих пор осталась загадкой…
Что Брана хотел сказать этим фильмом? Просто ...
Почти уверен, что Брана снял этот фильм увидев сколько наград собрала Рома Куарона и решил войти в то же русло))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды