px

Рецензия к фильму "Белый тигр". Дети войны

04.05.2012
Рецензия к фильму Белый тигр. Дети войны

Вот и Карен Шахназаров добрался до тематики Великой Отечественной войны, да еще и в канун 9 мая. Что, в общем-то, довольно странно, учитывая его, режиссера, стиль и манеру постановки, бесспорно своеобразные. А если вспомнить его последнюю картину – неудачную экранизацию Чехова "Палата №6" – то странно вдвойне от столь резкого, на первый взгляд, перехода. Тем не менее, все оказалось куда более просто, чем поначалу казалось: потенциально масштабная и традиционно богатая на события тема в руках Шахназарова превратилась в…собственно, сразу даже и не скажешь, во что именно она превратилась. Вопрос лишь в том, хорошо это или плохо.

Поначалу это необычно. Нет обыкновенного для фильмов про войну прославления героизма и ветеранов, нет ярко выраженного патриотизма, нет развернутых боевых действий, да и с персонажами тоже непросто: их истории, и даже отчасти характеры выкручены до минимума, что рано или поздно наводит на мысли об образах, символизме и прочих отдающих философией материях.

Чему, в свою очередь, успешно и с энтузиазмом поддакивают Шахназаров с прочими сценаристами, как, судя по всему, и задумывал автор первоисточника (Илья Бояшов в своем "Танкисте"). Особенно это становится заметно ближе к концу фильма, начиная с эпизода – не думаю, что это спойлер – подписания представителями Германии акта о капитуляции, являющегося, пожалуй, самым странным и тяжелым для понимания (если не бессмысленным – а именно к этому все и ведет) моментом фильма. Право, зачем было растягивать разрываемую редкими голосами и бумажной волокитой щемящую тишину на не один десяток минут? Причем делать это в самом конце, незнамо зачем и с какой целью, ибо на идею фильма это ну никак не влияет.

Что же касается концепции порождений войны и ее неизбежности, то это,в свою очередь, тянет на многотомные/-серийные/-вековые рассуждения и споры, но уж никак не на два часа высказанной в ультимативной форме теории, которая, чего греха таить, больше похожа на тезис. В связи с этим "Белый тигр" утрачивает свою смысловую нагрузку – слишком велика она оказывается для этого фильма, так что картине не остается ничего другого, кроме как подкупать своей формой. Что она с успехом и делает.

Очевидно, желая преподнести и книжные, и собственные далеко не поверхностные думы в как можно более солидной оболочке, Шахназаров завернул историю о противостоянии благополучно "пережившего" 90-процентный ожог кожи (!) танкиста и загадочного немецкого убер-танка в откровенно медитативную, если так можно сказать, оболочку. И это не считая мистики, пронизывающей фильм насквозь, вдоль, поперек и всеми прочими мыслимыми и немыслимыми способами, составляя, таким образом, его каркас.

При всей массовке, бронетехнике, пейзажах и количестве мест действия фильм стремится к камерности. Все прочие – не то, что массовка, даже второстепенные герои – так и норовят отойти чуть ли не на третий план, освобождая лишнее место для Верткова (уже, кстати, работавшего с Шахназаровым в вышеупомянутой "Палате…", притом также исполняя роль главного героя), Кищенко и непобедимого многотонного воплощения немецких духа и военной машины. Результатом этого становится предельная концентрация всей ленты на дуэлянтах и их секунданте. И, надо сказать, это противостояние – с визуальной точки зрения – несомненно, удалось, причем благодаря как отличной актерской игре, так и неожиданно захватывающим танковым поединкам.

Касается все это, прежде всего, Алексея Верткова, поднявшего своей мимикой, своими жестами, манерой речи – иными словами, своим благостным лицедейством – образ потерявшего память танкиста-экстрасенса на должный уровень. Пожалуй, даже на Слишком должный, если оценивать фильм в целом. Благодаря ему (и оттеняющим его персонажа Вахову и Дорджиеву) диалоги и даже периодическое затяжное молчание органично сочетаются с напряженными сражениями. А Виталий Кищенко прекраснейшим образом воплотил на экране вроде бы обычного, но в его "руках", даже не смотря на сценаристов, приобретающего определенную индивидуальность майора, которому то ли повезло, то ли нет, столкнуться с необъяснимыми загадками лицом к лицу.

Можно лишь гадать, зачем Шахназарову понадобилось в откровенно созерцательный, на грани артхауса фильм вдалбливать спорные, но четко определенные мысли поглубже – надеемся, это были сделано лишь ради сохранения канона первоисточника. Но даже в таком случае никак нельзя оправдать провалившийся под конец сценарий, обрушивший вместе с собой выстроенную самим же режиссером эстетическую конструкцию. А кроме всего этого, странно еще и то, что этот фильм пустили в широкий прокат, позиционируя его при этом как очередную если не эпопею, то такую немаленькую зарисовку на столь значительную и, как я надеюсь, близкую людям тему. В то время как ни потрясающая работа оператора, ни тем более Вагнер в качестве музыкального сопровождения не предоставляют – да и не ставят себе такой цели вовсе – предполагаемый масштаб, а лишь обеспечивают должное техническое исполнение немногочисленным бурным изыскам.

Словом, "Белый тигр" – фильм на редкого любителя. Если вы любите не просто смотреть на безмолвные и – с поправкой на мистику – выполненные довольно реалистично бои, а еще и ощущать себя одним из их участников, переживая вместе с героями не только секунды яростных схваток, но и долгие минуты, а то и часы тягостного ожидания – идите на здоровье. В противном случае… в общем, оставляю это на ваше усмотрение. И не забудьте, что после "их последней встречи" можно смело покидать зал, ибо далее на экране ничего путного уже не будет происходить.

Автор: Роман Волохов



Всего комментариев: 15
dablik (Новичок), постов: 48
22 сентября 2013, 1:14
Аватарка пользователя dablik
разочарован от просмотра,ждал большего!

Устин (Новичок), постов: 2
1 мая 2013, 1:59
Аватарка пользователя Устин
Режиссер показывает что не смотря ни на что ВЕЗДЕ ЖИВУТ ЛЮДИ ни чем ни отличающиеся от нас. Второе, это конечно тема которая вышла на поверхность в последних словах Гитлера. И отнюдь это было не оправданием с его стороны. С моей точки зрения режиссер сделал, как нынче модно выражаться, некий посыл, месседж, о вечном противостоянии Европы и России. Тот кто изучал историю России, начиная от Др.Руси и до Николая 2го, тот поймет о чем я... Мы всегда были, есть и будем для них лакомым кусочком и поэтому не надо расслабляться как майор "Война закончилась..." а надо быть как Найденов, быть готовым через 10-50 лет. И нужно знать что "Белый тигр" готовится. Ну и третье, это конечно борьба добра со злом. Вечная тема как само добро и зло.
Прошу прощения если я кого то обидел или задел

Устин (Новичок), постов: 2
1 мая 2013, 1:58
Аватарка пользователя Устин
Доброго времени суток. Я не кинокритик, не журналист, не военный, а простой обыватель. С моей точки зрения фильм с очень глубоким смыслом, я бы даже сказал что каждый найдет в нем то что считает нужным для себя... А может и ни чего не найдет, оценив его с точки зрения ценителя спецэффектов, суперотличной игры актеров, а так же с точки зрения (смотрите ком-ии выше) военного ( у этих то она точно узкоспециализированная). Дак вот о чем я... Для меня фильм разделился на несколько слоев. Первое это конечно война, такая как она есть, хоть я ее и не видел и не увижу надеюсь, но режиссер максимально старается быть реалистичен показав обгоревшие трупы. Подчеркнул героизм наших бойцов, это я про смелый поступок Найденова, когда он уехал в глубь деревни сжег один танк и подбил "главного героя". А в конце фильма режиссер показал бредущую колонну пленных немцев и старуху на стуле, старика за углом и женщин, все они люди, которые как и наши родные не вернулись домой, не дождались мужей и сыновей....

-DarkKnight- (Киноман), постов: 1306
23 февраля 2013, 19:44
Аватарка пользователя -DarkKnight-
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
А я ведь до конца терпел и смотрел...Ждал какой-то эпичности, чего-то такого "ВАУ!!!". На деле оказалось все ни чем иным как какой-то пустышкой...вообще ни о чем фильм. Танковые бои немного понравились, т.к. сам в WoT играю и меня аж пробирало от направленного дула тигра)))

TheEnd (Новичок), постов: 1
26 января 2013, 18:30
Аватарка пользователя TheEnd
Да после таких фильмов и Российское творчество смотреть не охота! Хватило на 10 минут просмотра полный бред!


zulus58.rus (Новичок), постов: 1
27 мая 2012, 20:22
Аватарка пользователя zulus58.rus
Блинский нафик...так и хочется сказать...Карен да завязывай ты с травкой....))))

Salamandr (Новичок), постов: 7
11 мая 2012, 15:30
Аватарка пользователя Salamandr
Тема фильма злободневна. Тема фильма понятна. «Белый тигр» - кино хорошее, увлекательное, редкое, если уж так судить. Это фильм о войне, посвященный событиям войны, в целом, а не какому-то конкретному случаю или событию, как часто говорят. Сейчас много критики появилось, на счет того, что суть фильма – рассказ о душах танков, а не о душах людей. В картине использован даже образ некого танкового бога. В то время, как о Боге человеческом речь не идет вовсе. Мне кажется, люди все понимают по-своему. Считаю, что я понял посыл Шахназарова более правильно. Фильм действительно дает возможность понять за время просмотра что-то свое. Фильм уникален и Ваши мысли о событиях также уникальны

Panzer (Новичок), постов: 27
11 мая 2012, 9:26
Аватарка пользователя Panzer
глок писал(а) 9 мая 2012, 14:30
Лажа причём полная. Фильм про Тигр, но Тигра у Шахназаров я так и не увидел. За что ему по всему фильму огромный, ...
если вы не заметили, то в фильме был показан не массовый Тигр Хеншеля, а прототипный Тигр Порше, их было построено все 2шт, и оба они принимали участия в боевых действиях, отличия у этих тигров ходовая база и бронирования, единственное что похоже у них это башнии и орудие

глок (Новичок), постов: 1
9 мая 2012, 14:30
Аватарка пользователя глок
Лажа причём полная. Фильм про Тигр, но Тигра у Шахназаров я так и не увидел. За что ему по всему фильму огромный, жирный минус. Шахназаров лошандер обклеил картоном советский танк (кстати формой даже не похожий на оригинального Тигра) и думает все схавают. На такие фильмы обычно ходят поклонники истории и картонку от оригинала отличают за километр. Это все равно что я буду снимать фильм про Москвич 401 но Москвича 401 так и не достану, смысл фильма сразу же теряется. На что приходить и смотреть? Фильм про Тигр, так давай рожай Тигра, или вообще не берись за это дело. Шахназаров потратил столько миллионов долларов, за эту сумму думаю можно было не только Тигра оригинального достать, либо восстановить из имеющихся нескольких десятков танков во всём мире, но и вообще сварить новый тигр. Шахназаров, вы ж могли достать оригинальный Тигр, в чём проблема? Ваши помошники лохи.

formaction (Новичок), постов: 2
8 мая 2012, 11:22
Аватарка пользователя formaction
Фильм унылое говно, после того как включили свет пол кинотеатра не встало. Все кто сидел в зале играют в Ворлдофтанкс ( я не исключение) досмотрел до конца только из за стоимости вип ложе. В общем от первой секунды "ген партнер ворлдофтанкс" до конца фильма чувствовалась реклама игры ВОРЛД ОФ ТАНКС, самая первая карта малиновка ))) а так же показывались возможности как "круто" можно кататься на супер советском танке. Было очень обидно, в эту игру играть перестал.
ps. Начало ни о чем, середина-димедрол перед сном, развязка: реклама игры, конец ни о чем.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Награждения
Наши рекорды