px

Рецензия к фильму "Космополис". Водопад

Рецензия к фильму Космополис. Водопад
Думаю, всем известно, как древние египтяне извлекали мозг во время мумификации? Если не всем, то наверняка большинству. Пересказывать подробно сам процесс, пожалуй, здесь не стоит – в любом случае его без труда можно нагуглить и самому – но не упомянуть его просто не возможно. Так к чему все это? Вкратце: мумифицируемый – это вы, добрый древний патологоанатом – Кронненберг, ну а железный крючок или что там был за инструмент изъятия серого вещества из организма – это, собственно, и есть "Космополис". В двух словах.

Автор "Сканнеров", "Мухи", "Экзистенции" и прочих средств выноса разума через ушные отверстия, похоже, решил не просто себя самого переплюнуть на этом, без сомнения, веселом поприще, но и обскакать одного из своих главных конкурентов – Дэвида Линча, чьи фильмы, как известно, развлечение (если их так вообще можно охарактеризовать) отнюдь не простое и далеко не для каждого.

Может быть, ему стало скучно после опыта "Опасного метода" – удачного, но, тем не менее, слишком, по меркам Кронненберга, приближенного к общепринятым канонам. Но, скорее всего, старику просто захотелось в очередной раз повеселиться, и винить его за это, разумеется, нельзя. Даром, что веселье получилось… в общем, термин "специфический" и сотой доли всей картины отразить не в состоянии.

Прежде всего, нормы построения сюжета, структуры, диалогов и вообще всего, чего только можно было, были благополучно, всерьез и, в данном случае, навсегда посланы на все четыре к чертям собачьим. Нет, это пока что не означает, что "Космополис" – экранизированный трип незакаленного фантаста, хотя нечто такое приходит на ум после первых пятнадцати минут. Просто у режиссера свое, особое видение изнанки роскошного лимузина, напичканного электроникой, комфортом, посетителями и прочими сравнительно юными миллиардерами.

И главным образом это видение выражается через разговоры последних двух категорий, коими сценарий, написанный Кронненбергом на основе одноименного романа Дона Делилло всего за шесть дней, набит под завязку и еще немного. Они – тот самый материал, из которого и созданы вышеупомянутые "железные крючки". И они абсолютно, капитально, прости Господи, ультимативно беспощадны – иначе и не скажешь.

Речь персонажей здесь – главная движущая сила одновременно фильма и зрителей, уходящих из зала в первые двадцать минут в отчаянных попытках сохранить остатки гипофиза и левого полушария для хоть какой-либо осмысленной работы в будущем. Сходу и просто так даже характерную особенность оной и назвать-то нелегко – определение растворяется в неясных воспоминаниях, которые воспринимаешь то ли как сон, то ли как несбывшуюся мечту о поездке в Амстердам.

Даже если, оправившись от первого удара, начать ее, речь, кое-как воспринимать, вдумываясь в слова героев и осознавая ими сказанное, то это совсем не гарантирует дальнейшего понимания ее смысла. И даже обсуждение вроде бы злободневных и доступных более-менее широким кругам населения тем, вроде пороков рыночной экономики или последствий технологической эволюции, не проникнет в ваше сознание просто так. Только и исключительно в сопровождении интонационных казусов (то ли "спасибо", то ли "нет" локализаторам), либо выносящих остатки мозжечка своей непосредственностью действий участников беседы, либо просто взбесившимися декорациями, а иногда и всеми сразу.

А когда в поток необузданной информации, извергаемой устами участников процесса, начинают в количествах разной степени неумеренности вклиниваться совсем уж небожительские словечки (то есть, даже суровее, чем вот сейчас) и различные аллюзии, то остается лишь тихонько вжиматься в кресло, моля любого Бога на выбор о силе духа и умственном здравии. В противном случае вы рискуете быть забанены содержимым вашей собственной черепной коробки как минимум до следующего творения маэстро.

И лишь иногда, в особо удачные моменты, удается из всей этой речевой лавины выхватить остатками ушной раковины отдельные, словно случайно вылетевшие из глотки персонажей реплики, которые не только дают хоть какие-то капли представления о предстоящих событиях, но и позволяют взглянуть на все происходящее с несколько иного ракурса – философского, если хотите.

В конце концов, кто сказал, что резвый как каток и легкий как сумоист речитатив – это плохо? Отнюдь. Это "специфично" до одури, это малопонятно большинству людей, это за гранью много, может даже здравого смысла. Но опыт-то интересный! Пусть и не совсем безопасный, особенно если учесть, что одним просмотром для хоть сколько-нибудь полного понимания происходящего на экране здесь все ни за что не обойдется.

В свете всего вышеописанного к актерской игре также бесполезно применять стандартные, классические критерии оценки – только Кронненберговские, другие просто не работают, или работают, но быстро ломаются и выходят из строя.

Поведение героев просто выжигает адским пламенем какую бы то ни было реалистичность, после чего, со спокойствием арктических льдов, воздвигает на ее дымящихся останках свой скромный храм безбожного кутежа. Поэтому говорить об игре тех или иных актеров сложно: половина из них не выражает практически никаких эмоций, вторая половина с троекратным усердием отыгрывает свои роли, а сам Роберт Паттинсон то ли халтурит, то ли выступает с полной отдачей. Задумано ли было так, или это такая импровизация коллективная – Боги его разберут.

И все потому, что чувственная сторона картины суть пародия на нашу систему ценностей и взаимоотношений. Или ее зеркало. Или она сама, но своеобразно препарированная. Или интерпретированная. Или…

В общем, "или" у вас здесь может быть сколько душе угодно. Кронненберг заботится о своих зрителях, просто делает это немного по-своему. Вот вам, кстати, и демократия, также затрагиваемая в "Космополисе", наверное, между похоронами суфийского рэпера и вторым сексом. Или первым. Или…

Словом, будьте осторожны – и это уже вполне серьезное предупреждение. Во-первых, идите на "Космополис" не отдыхать, а напрягать извилины. Во-вторых, будьте морально готовы к недовольному ропоту, неуместному и уместному хохоту, обязательному подразделению девочек, пришедших на Паттинсона поглазеть и бунту собственного организма. И, наконец, в-третьих, подготовьтесь и пересмотрите что-нибудь из репертуара, допустим, Гиллиама или того же Линча. Или тяжелую артиллерию в виде Триера или Гринуэя. Или другие фильмы Кронненберга. В общем, артхаусной разминкой не брезгуйте, а то "мы вас предупреждали".

Автор: Роман Волохов
20.07.2012


Всего комментариев: 20
nata1974 (Новичок), постов: 2
18 августа 2012, 16:48
Аватарка пользователя nata1974
Замечательная рецензия, хорошо отражающая дух и суть и самого фильма (а не представляющая собой беспомощный пересказ сюжетной канвы, которая априори сути фильма не отражает), и подхода Кроненберга к экранизации. Сравнение с волшебным зеркалом, которое тот ставит перед зрителем и в котором отражается все то, что этот самый зритель носит в себе - более чем уместно. Троекратное ура. Теперь к сомневающимся - если не слабо, нужно посмотреть. И желательно в кино, и в оригинале - если есть где. Дубляж убивает две трети впечатления. Паттинсон и Кроненберг в данном случае не с одной и другой стороны - они в одной стороне. Кроненберг был им доволен, а Деллило был доволен Кроненбергом - что еще нам надо, в самом деле. Только посмотреть раза два-три не меньше. С третьего раза начинаешь замечать нюансы и видеть не только первые два смысловые слоя. Удачи вам, коллеги-зрители.

КЭП (Зритель), постов: 885
26 июля 2012, 12:19
Аватарка пользователя КЭП
Больше 12 лет на сайте
12
Пожалуй, лучшая рецензия данного автора в плане самого рассказа, подобранных слов, чувственного восприятия! Браво, браво, браво!!!

Текстолит (Критик), постов: 60322
20 июля 2012, 23:52
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Sensi писал(а) 20 июля 2012, 23:47
Терпение - это покорность, ну... ожидание... А воле - это стремление... У меня эти два понятия друг с другом не связаны. ...
Лиса ты!

Sensi (Критик), постов: 1962
20 июля 2012, 23:50
Аватарка пользователя Sensi
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Jay писал(а) 20 июля 2012, 23:43
типа Линч, говорите? тогда обязом посмотрю
Я вот тоже хочу посмотреть, но пока думаю - где? дома? или идти в кинотеатр?

Sensi (Критик), постов: 1962
20 июля 2012, 23:47
Аватарка пользователя Sensi
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HUNTERX писал(а) 20 июля 2012, 23:35
Если ты не можешь вытерпить, то волей ты не обладаешь
Попробуй как-нибудь на досуге сделать то что ты не любишь, ...
Терпение - это покорность, ну... ожидание... А воле - это стремление... У меня эти два понятия друг с другом не связаны. Обратись к толковому словарю, там лучше написано, чем я смогу это объяснить )))


Jay (Киноман), постов: 7609
20 июля 2012, 23:43
Аватарка пользователя Jay
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
типа Линч, говорите? тогда обязом посмотрю

Текстолит (Критик), постов: 60322
20 июля 2012, 23:35
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Sensi писал(а) 20 июля 2012, 23:33
А тебе не кажется, что в твоей фразе есть некое противоречие? По-моему, безвольный человек может обладать своим ...
Если ты не можешь вытерпить, то волей ты не обладаешь
Попробуй как-нибудь на досуге сделать то что ты не любишь, но сделать правильно от начала до конца - это и есть проявление воли

Sensi (Критик), постов: 1962
20 июля 2012, 23:33
Аватарка пользователя Sensi
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HUNTERX писал(а) 20 июля 2012, 23:28
Просто у тебя нет воли, но есть своё мнение
А тебе не кажется, что в твоей фразе есть некое противоречие? По-моему, безвольный человек может обладать своим мнением? ;-)

Текстолит (Критик), постов: 60322
20 июля 2012, 23:28
Аватарка пользователя Текстолит
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Sensi писал(а) 20 июля 2012, 23:25
То, что она не читабельна - это тоже взгляд, мнение человека!
Если в твоей голове есть ненужное, вот ты и терпи, ...
Просто у тебя нет воли, но есть своё мнение

Sensi (Критик), постов: 1962
20 июля 2012, 23:25
Аватарка пользователя Sensi
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
HUNTERX писал(а) 20 июля 2012, 23:20
Почему не читабельна?!Это взгляд, мнение человека!
Вынос мозга нужен как вынос ненужного в головах мусора, так ...
То, что она не читабельна - это тоже взгляд, мнение человека!
Если в твоей голове есть ненужное, вот ты и терпи, а я пока в этом не нуждаюсь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Годзилла и Конг: Новая империя
Дата выхода: 29 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, приключения, триллер, фантастика
Режиссер:Адам Вингард
В главных ролях:Дэн Стивенс, Ребекка Холл
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
"Сумрачный самурай" был удостоен номинации на премию "Оскар"
Стало известно музыкальное содержание фильма "Джокер 2: Безумие на двоих"
По стилю экранизация - почти классический нуар-триллер мирового уровня.
Награждения
Наши рекорды