px

Рецензия к фильму "Метро". Свет в конце тоннеля

Рецензия к фильму Метро. Свет в конце тоннеля
Похоже, наш любимый кинематограф все-таки отыскал жанр, в котором не падает лицом в грязь. По крайней мере, не упал. Кажется, первый российский фильм-катастрофа – про затопление метрополитена – воодушевляет. Не благодаря чаяниям и устремлениям персонажей, которые – кто бы мог подумать – в конце концов, все-таки побеждают обстоятельства. А благодаря качеству продукта, как бы не было непривычно видеть подобное словосочетание при разговоре о российском кино. О, да, при всех своих недостатках, "Метро" обладает той главной отличительной чертой, которой лишены большинство "популярных" отечественных "блокбастеров" последних лет – его можно смотреть.

Прежде всего, перед нами лишнее подтверждение простого правила: любой степени режиссерский талант ничто без более-менее внятного сценария. Антон Мегердичев, на свою голову постановщик шедевральных боев с тенью в темных мирах, к нашему общему счастью, наконец-то получил в руки нормальный скрипт – и понеслась… не стану рассуждать о технических ляпах и недоработках, о том, насколько все происходящее возможно в реальной жизни и соответствует теории – тем более, что в вопросах знаменитого московского метро и не менее знаменитой точечной застройки ваш слуга, к своему стыду, профан. Посему отдаю увлекательный процесс высмеивания технической безграмотности на откуп вам.

Конечно, в фабуле есть неприятные места. К примеру, излишне затянутая завязка, которая в дальнейшем оказывается ничем не оправдана. Этот костыль – нетрогательный любовный треугольник – в дальнейшем совершенно бесполезен, исполняя роль такого себе рудимента: "во всех фильмах-катастрофах есть семейная драма, а мы хуже?!" Хотя бы тем, как эта драма реализована – топорно и безыдейно. Добрый врач-Иисус, эгоистичный бизнесмен-Сатана и бегающее по городу чудо, за которое они боролись, а еще невинное дитя, куда ж без дитя, и вуаля – маленькая трагедия на фоне большой готова, плевать, что коктейль прокис, главное – и у нас есть!

И еще одна особенность, которой сценаристы явно злоупотребили: всяческое оттягивание финала и неизбежного спасения от души испытало нервы зрителей не только на прочность, но и на терпеливость. То есть, пока могучая кучка собирается и договаривается на фоне толп бегущих по тоннелю людей – мы не против, но вот все люди повыбегали, все репортажи отсняты, в эпицентр направляются спасатели, а наши все никак не уймутся. То по тоннелю пройдутся, догоняя, то в "бункер" залезут (бесполезный такой бункер), то обратно по тоннелю, то снова… туда-сюда, мечутся и молятся, и каждый раз вот-вот, и облом. Сперва интересно, потом – когда ж вас уже спасут, или хотя бы окончательно затопят, для разнообразия?! Утомляет.

Тем не менее, сцены не представляют собой традиционное нагромождение кадров, словно пленку нарезали и склеивали, кидая кости. Все последовательно и грамотно, выглядит законченным и обоснованным. Никаких перегибов, и, несмотря на впечатляющий хронометраж – не так много излишков, как могло быть. Диалоги не вызывают подсознательного отторжения – что, впрочем, отчасти заслуга актеров. А главное – при всей надуманности катастрофы, смотрится интересно и захватывающе, так что по ходу просмотра повод не вызывает нареканий. Как бы крамольные мысли в голову не полезли, вроде "чего только в жизни не бывает?".

Отдельный несомненный плюс – массовые сцены, что во время столкновения, что во время лихорадочного кросса дружной толпы, что во время спасения. Даже при всех рапидах, которые здесь, право, никак – ни положительно, ни отрицательно – не влияют на восприятие, зрелище эффектное во всех сценах. Состав слетает с рельсов, люди летают по салонам, чтобы горой прилечь друг на друга, кореженный метал, кровь, бесконечный тоннель, все прибывающая вода и полная неразбериха, ад, хаос и потоп. Не говоря уже про масштаб самих съемок – в кои-то веке наши не поскупились на полноразмерные макеты, тоннель и состав – в полную величину. И в кои-то веке видно, куда ушел бюджет. Эй, светила русского кинематографа, узрите, кого надо приглашать снимать масштабные кадры с кучей статистов!

Под стать количеству участников массовки – количество персонажей главных, второ- и третьестепенных ролей. От непростительно! малоизвестных Сергея Пускепалиса, Анатолия Белого и Катерины Шпицы с Алексеем Бардуковым и Еленой Пановой, плюс юное дарование Анфиса Вистингаузен, до целой, не побоюсь этого слова, плеяды знакомых лиц из телевизора и кино. Светлана Ходченкова, Александр Яковлев, Кирилл Плетнев, Сергей Сосновский, Владимир Стержаков, Станислав Дужников, Дмитрий Орлов и даже выписанный из, простигосподи, последней Бригады сын Макареевича, и вряд ли те, кто хотя бы вполглаза видели "Универ", упустят из виду эпизодическую роль Алексея Гаврилова. На лица фильм богат, этого не отнять – Мегердичев использовал понятие "масштаб" не только на экране, но и "за кулисами", да и многие могли бы отказаться от участия в подобном проекте?

Считайте рекорд по количеству имен в отдельно взятом абзаце установленным.

А как они все играют! Уж извините, что всех скопом и по методу "средняя температура по больнице", но на рассмотрение каждого по отдельности уйдет немало текста. Где-то лучше, где-то хуже, само собой, но в целом – слаженный механизм, которым отточенными движениями управляет режиссер. Даже неоднозначные, даже бессмысленные, даже глупые образы они все добросовестно отыгрывают до конца, словно от этого и впрямь зависит спасение выживших. Как следствие – в отчаянную борьбу уцелевших за жизнь действительно начинаешь верить всеми глазами, сердцем, душой и даже разумом.

Чудеса случаются – все мыслимые опасения, которые вызывали трейлеры, оказались ложными. Претензии есть, недостатки – куда ж без них? Чай не Голливуд, да и в нем такого пруд пруди. И какими бы (возможно) ни были, кхм, оригинальными технически аспекты вымышленной трагедии, нельзя не признать – первый российский крупнобюджетный фильм-катастрофа получился. Это даже можно говорить смело, без опаски – наши сняли качественный, хороший блокбастер! Интригующий, увлекательный, по-настоящему – в который раз произношу это слово? – масштабный, который даже не грех пересмотреть. Наверное, это будет голословное и преждевременное заявление, но пока есть шанс…

Похоже, свет в конце тоннеля ведет русское кино все же к реинкарнации, а не смерти.

Автор: Роман Волохов
22.02.2013


Всего комментариев: 37
ol12sem8 (Новичок), постов: 29
4 мая 2015, 16:51
Аватарка пользователя ol12sem8
Больше 9 лет на сайте
9
Shippy писал(а) 1 марта 2013, 15:52
В общем-то, с рецензией согласна. Годное кино. Особенно метро шикарно сняли, и массовку - вот вроде куча людей, лица ...
полностью согласна

dablik (Новичок), постов: 48
22 сентября 2013, 0:45
Аватарка пользователя dablik
фильм супер,мне понравился!

eneydos (Критик), постов: 2579
28 марта 2013, 11:18
Аватарка пользователя eneydos
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Посмотрел только что фильм и очень, очень удивлен.. Метро не только достойно просмотра, но и обязательно к просмотру как пример удачного российского фильма))). Согласен с Ale$$andro, понервничать пришлось еще как. Семейная интрига проведена очень хорошо. Спецэффекты, постановка впечатляет. В общем отличное впечатление после просмотра фильма.

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
2 марта 2013, 18:39
Аватарка пользователя Балиан
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Celin_B писал(а) 2 марта 2013, 18:34
Кино - все-таки искусство, реализм не всегда связан с развороченными конечностями, я только хотела сказать, что ...
Фильм правильный, я тоже так думаю. Грамотно сделан он. И почитав интервью с создателями понимаю, как они реалистичны в подходе к кинопроизводству, работают с душой без лишнего оптимизма.

Celin_B (Новичок), постов: 25
2 марта 2013, 18:34
Аватарка пользователя Celin_B
Больше 13 лет на сайте
13
Балиан писал(а) 2 марта 2013, 18:27
Это чаще делают если стремятся к реализму или пытаются показать животный страх.
Кино - все-таки искусство, реализм не всегда связан с развороченными конечностями, я только хотела сказать, что "Метро" - щадящий фильм. Мне кстати, это понравилось. Хотя же нет понарошечных эмоций.


Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
2 марта 2013, 18:27
Аватарка пользователя Балиан
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Celin_B писал(а) 2 марта 2013, 18:26
По мне и не надо показывать, но это ж делают.
Это чаще делают если стремятся к реализму или пытаются показать животный страх.

Celin_B (Новичок), постов: 25
2 марта 2013, 18:26
Аватарка пользователя Celin_B
Больше 13 лет на сайте
13
Балиан писал(а) 2 марта 2013, 17:56
А зачем крупным планом показывать открытый перелом или лицо размолотое в кашу?
По мне и не надо показывать, но это ж делают.

Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
2 марта 2013, 17:56
Аватарка пользователя Балиан
Больше 14 лет на сайте
14
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Celin_B писал(а) 2 марта 2013, 17:50
Катастрофа катастрофой, но "Метро" удивил непривычной гуманностью. Такое, мне кажется, мы наблюдаем впервые.
А зачем крупным планом показывать открытый перелом или лицо размолотое в кашу?

Celin_B (Новичок), постов: 25
2 марта 2013, 17:50
Аватарка пользователя Celin_B
Больше 13 лет на сайте
13
Катастрофа катастрофой, но "Метро" удивил непривычной гуманностью. Такое, мне кажется, мы наблюдаем впервые.

Shippy (Новичок), постов: 14
1 марта 2013, 15:52
Аватарка пользователя Shippy
Больше 13 лет на сайте
13
В общем-то, с рецензией согласна. Годное кино. Особенно метро шикарно сняли, и массовку - вот вроде куча людей, лица мелькают, ничего не понятно, а все равно аж сердце сжимается. Сильно!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Годзилла и Конг: Новая империя
Дата выхода: 29 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, приключения, триллер, фантастика
Режиссер:Адам Вингард
В главных ролях:Дэн Стивенс, Ребекка Холл
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
"Сумрачный самурай" был удостоен номинации на премию "Оскар"
Стало известно музыкальное содержание фильма "Джокер 2: Безумие на двоих"
Роль Джульетты Капулетти сыграет малоизвестная черная актриса
Награждения
Наши рекорды