px

Рецензия к фильму "Элизиум: Рай не на Земле". Штурмуя небеса

10.08.2013
Рецензия к фильму Элизиум: Рай не на Земле. Штурмуя небеса
Вот и ускользнул Нил Бломкэмп из под опеки Питера Джексона, отправившись в сольное плавание по волнам кинематографа – и сразу же заприметил себе островок аккурат в фантастических владениях Дж. Дж. Абрамса. Только построить он на нем решил не парк развлечений, а трущобный городок с королевской резиденцией, в котором безжалостно проводит свои социальные эксперименты – даром, что в его распоряжении оказались куда большие средства, чем раньше. Вот только вместе с возросшим бюджетом возросла и ответственность, в первую очередь перед продюсерами, которые вложились в этот рай (в)неземной. Так что остается лишь гадать, что именно не самым лучшим образом повлияло на Бломкэмпа – творческая свобода, или давление инвесторов.

Но, увы, "Элизиум", после "Района №9" – это шаг назад. Прежде всего – в плане затрагиваемых Бломкэмпом проблем. Место ярко выраженного апартеида, со всеми его негативными последствиями, заняла спорная история об изоляции богатеев на стэнфордском торе (Джерард О’Нил был бы в восторге) от запертых на Земле бедняков. Оставляя в стороне связанные с ней логические промахи, можно лишь удивляться необычному решению превратить протагониста в антигероя – стоит только немного задуматься о его мотивах, как все сочувствие к этой эгоистичной натуре улетучивается, возвращаясь лишь в самом финале. Не сказать, что это плохо или хорошо, но для крупнобюджетного проекта, рассчитанного на массовую аудиторию и явно выставляющего главного героя с его окружением условно положительными персонажами... по меньшей мере непривычно.

В то же время, судя по акцентам и темпу повествования, Бломкэмп над этой составляющей особенно и не работал. Либо же его творческий запал остудили те же люди, на деньги которых и снимался фильм – очевидно, им по горло хватило нещадного возрастного рейтинга, чтобы рисковать еще больше, делая "Элизиум" фантастикой... не простой. Скажем, в лучших традициях Азимова или Брэдбери. Зато смотрится фильм легко и интересно. Вступление с прелюдией могут показаться затянутыми, но как только Мэтт Дэймон примеряет на себя экзоскелет, действие разгоняется до космических скоростей: локации сменяют друг друга быстрее, чем вращается Элизиум, а развитие событий планомерно заставляет персонажей искать новые и новые пути выхода из сложившейся ситуации.

Прямолинейность здесь очень условная: события сплетаются, расходятся, наслаиваются друг на друга и просто идут рука об руку, чтобы в один прекрасный – или ужасный – момент столкнуться, подарив всем участникам процесса новые проблемы. Предсказать, куда сюжет повернет в следующий раз, мягко говоря непросто, да и не возникает никакого желания. И пусть конечная цель ясна с самого начала, герои идут к ней самыми дремучими тропами – не искать же им легких путей, в самом деле! Это было бы слишком скучно. Здесь же времени на тоску просто не остается, но главное – при всех хитросплетениях, у героев не возникает никаких проблем с мотивацией! Вот что самое удивительно, что выгодно отличает "Элизиум" от многих фантастических – да и не только – лент. Даже антагонист в исполнении Шарлто Копли не вызывает особых вопросов – нам достаточно ясно дают понять, что он из себя представляет, чтобы он спокойно мог... поразвлечься.

Раз уж речь зашла о нем, то сложно поверить, что это тот самый Викус из "Района", рядовой работник госслужб, который, волею судьбы, был вынужден всеми силами бороться за свою жизнь, преодолевая бешеный страх и беспощадные гонения. Может, все дело в бороде, но он стал, во-первых, брутальной и огромной машиной для убийства, а во-вторых – чертовски харизматичной и жуткой, двуличной и безумной маньячиной. Причем отыгрывает все это Шарлто Копли на высшем уровне – что, если вспомнить еще и его комедийную роль из "Команды "А"", резко поднимает его актерские способности на новый уровень, уж никак не ниже уровня Мэтта Дэймона.

С которым, в свою очередь, не все так однозначно. Начать хотя бы с того, что ему досталась эта роль только после отказа от нее рэпера из Die Antwood и Эминема. Этот третий претендент, которому, в конечном итоге, и досталась роль, выглядит в ней несколько гротескно. Лысина ему идет, да и татуировки ничего, но, глядя здесь на него, первым делом вспоминается даже не бессмертный Джейсон Борн, а Уилл Хантинг. И хотя он эту проблему быстро преодолевает, начиная крушить и резать все на своем пути, периодически переводя дыхание от страха, какой-то незримый осадочек все же остается...

Кстати о резать и крушить – наблюдать за поединками этих двух терминаторов, особенно когда они в экзоскелетах – исключительно приятно. Было бы, если бы не оператор Трент Опалок. Про него вообще отдельный разговор – практически весь фильм он снял прекрасно, уверенно взирая сквозь объектив на панорамы как орбитального рая, так и милых сердцу Бломкампа трущоб и свалок (сложно не заметить любовь, которую тот к ним питает). Даже перестрелки его камера разглядывает чертовски увлекательно, грамотно используя рапиды, не говоря уже о более масштабных сценах, вроде различных крушений техники и захватов плацдармов.

Но стоит кому-то с кем-то начать драться – и все умения Опалока разом атрофируются, вместе с руками, которые начинают изгибаться под совершенно фантастическими углами и болтаться из стороны в сторону. Что особенно бесит в финале, когда интереснейший бой оказывается безбожно убит достигшим апогея операторским мандражом. Местами все становится и вовсе несмотрибельно, так что хочется взять... и отобрать камеру, установив на штатив в двух метрах от места схватки. Бедняга Дэймон будто кем-то проклят – операторы, по всей видимости, свято уверены, что экшен сцены с этим актером в принципе нельзя снимать как-то по-другому! Мистика.

Еще жаль, что самому Элизиуму внимания уделили откровенно мало. Показали его красоты, его обитателей, но что там к чему – не совсем понятно, и вызывает больше вопросов, чем ответов. Не говоря уже о несвойственных богатым людям глупостях, которые, похоже, нужны лишь чтобы оттенять героиню Джоди Фостер. Наверное, утрированный, но чертовски мощный персонаж, которого она также чертовски мощно сыграла – ее мотивация обоснованна и не вызывает особого отторжения, а небольшое развитие в самом конце ей идет лишь на пользу. Примерно в таком же ключе выступил и Уильям Фихтнер, разве что чуть менее ярко, но все равно отлично.

Впрочем, даже при таком раскладе с раем за небесами, картинка в фильме просто превосходная. На фоне многих прочих блокбастеров, здесь, по крайней мере, видно, куда ушли сто миллионов, хотя Бломкэмп себя малость разбаловал, если вспомнить бюджет и внешний вид "Района", даже при всем при этом он, пожалуй, один из немногих режиссеров в наше время, который, очевидно, аккуратно обращается с вверенными ему деньгами, не разбазаривает ими почем зря. Отчего не вызывает удивления рейтинг, подкрепленный достаточно кровавыми моментами – этот южноафриканец не стеснятся даже крупным планом показывать развороченное гранатой лицо, равно как и процесс, который к этому результату привел.

Так что, пожалуй, возвращаясь к главной проблеме "Элизиума", все-таки не продюсеры помешали Бломкэмпу, а он сам, точнее, отсутсвие направляющей руки. Джексон, может, и растерял былую хватку в своем "Хоббите", но "Район №9", теперь это уже очевидно, курировал умело. Из-за чего Нил теперь напоминает ребенка, который только учится ходить – стоило родителю перестать его поддерживать, как он стал падать, но не забывая при этом подниматься. Теперь остается лишь надеяться, что он научится не только ходить, но и бегать быстрее всех. И тогда кинофантастика, быть может, заиграет новыми красками.

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 31
dablik (Новичок), постов: 48
21 сентября 2013, 23:39
Аватарка пользователя dablik
интересный фильм!

Hallo (Киноман), постов: 293
21 августа 2013, 15:01
Аватарка пользователя Hallo
Больше 11 лет на сайте
11
Неплохой фильм, создатели 9 района молодцы что сделал его.

Kinohero (Киноман), постов: 5403
20 августа 2013, 12:18
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
ClubStyle писал(а) 20 августа 2013, 12:17
скорее закрепил за режиссёром определённый стиль социально-научного оттенка и полностью закрепил за собой место ...
Так пусть продолжает шатать своей камерой:)

ClubStyle (Критик), постов: 17905
20 августа 2013, 12:17
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Sensi писал(а) 20 августа 2013, 12:10
Это уже никого не интересует. Элизиум пал вместе с режиссером :(
скорее закрепил за режиссёром определённый стиль социально-научного оттенка и полностью закрепил за собой место в голливуде.

Kinohero (Киноман), постов: 5403
20 августа 2013, 12:12
Аватарка пользователя Kinohero
Больше 12 лет на сайте
12
Sensi писал(а) 20 августа 2013, 12:10
Это уже никого не интересует. Элизиум пал вместе с режиссером :(
Кстати упал по крупному:) Я не пошел на фильм из за того что он ужасно грязный с шатающей камерой


Sensi (Критик), постов: 1962
20 августа 2013, 12:10
Аватарка пользователя Sensi
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 19 августа 2013, 15:13
Бломкамп в ближайшее время начинает снимать следующий фильм, в духе "Робота-полицейского". Вернулся к бюджету ...
Это уже никого не интересует. Элизиум пал вместе с режиссером :(

Constance (Киноакадемик), постов: 16797
19 августа 2013, 15:13
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Бломкамп в ближайшее время начинает снимать следующий фильм, в духе "Робота-полицейского". Вернулся к бюджету Района и полной творческой свободе. И таки в главной роли будет рэпер Ниндзя, который должен был играть Макса в Элизиуме

Gudrain (Новичок), постов: 1
19 августа 2013, 10:16
Аватарка пользователя Gudrain
Фильм оказался довольно таки не плохим. Правда есть кое какие моменты, которые просто разочаровали. Про тряску камеры молчу, это уже написано и сказано. Меня удивило ярое стремление главного героя -ЖИТЬ! Если присмотреться , то жить той монотонной и серой жизнью в трущобах и питать иллюзии о возможно скором повышении с копеечной прибавкой к зарплате-перспектива не очень, Но на то он и герой, что бы спасти миллионы в итоге пожертвовав собой. переосознание своей цели в конце фильма оставили некий не искренний отпечаток. А Вы бы убили себя?

AleX (Критик), постов: 8896
17 августа 2013, 19:45
Аватарка пользователя AleX
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
ClubLife писал(а) 17 августа 2013, 19:36
что не понравилось?(без спойлеров)
Я надеялся на крепкий, логичный и продуманный сценарий как в Районе№9. А на выходе всё очень сыро и ощущение что наспех. Нет картинка и звук безупречные, но я ждал большего от Бломкэмпа.

ClubStyle (Критик), постов: 17905
17 августа 2013, 19:36
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
AleX писал(а) 17 августа 2013, 19:35
Ходил сегодня((( Элизизиум после Района№9 - это не шаг назад. Это тройной прыжок с мировым рекордом назад. Моему ...
что не понравилось?(без спойлеров)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Награждения
Наши рекорды