px

Хьюстон, у нас проблемы!

07.10.2013
Хьюстон, у нас проблемы!
О фильме "Гравитация" в 2013 году принято писать, как о покойнике, либо хорошо, либо никак. "Самый рейтинговый" кинопроект года, "Лучший фильм о космосе", "Лучший стереоскопический фильм вообще", - какими только терминами не сопровождался прокат этой картины. Однако при всех плюсах новой работы Альфонсо Куарона мало у кого хватает смелости признать, что "Гравитация" выглядит выдающейся работой лишь на фоне тотального засилья кинокомиксов разного класса, всевозможных сиквелов и приквелов, соревнующихся между собой в убогости конвертации в стерео.

Оставим в стороне вкусовщину и даже научную аккуратность происходящего на экране. Хотя даже человеку не сильно сведущему в истории освоения околоземного пространства должно быть ясно, что ни при каких обстоятельствах астронавты, занимавшиеся обслуживанием телескопа Hubble, не могут попасть на МКС с помощью персонального комплекса маневрирования. Хотя бы потому, что орбиты этих объектов лежат в разной плоскости, и Hubble находится от Земли на расстоянии около 560 километров, а МКС - 420 километров. Все это, конечно, ерунда для "лучшего фильма о космосе".

Но вот чтобы объективно оценить "величие" "Гравитации" стоит поговорить о том, как создавался фильм и сравнить процесс со съемками другой известной картины, в которой тоже фигурировал как космос, так и вполне реальные космические аппараты. Речь об "Аполлоне 13".

Итак, создатели "Гравитации" с самого начала пытались потрясти наше воображение рассказами о сложности съемочной площадки, о страданиях исполнительницы главной роли Сандры Баллок, вынужденной по несколько часов в день проводить в замкнутом пространстве, о сценах без монтажных склеек и стереоскопии, которая опередила свое время. И вся эта "няшность" за скромные по нынешним меркам 100 миллионов долларов.

Увы, при всем богатстве фантазии у автора этих строк не получается осознать, в чем сегодня заключается сложность создания CGI-космоса и красочных разрушений, равно как и степень героизма Баллок, снимавшейся в специально созданном макете. И вот почему.

Создавая фильм "Аполлон 13", Рон Ховард требовал от своих актеров предельной реалистичности. С этой целью исполнители главных ролей Том Хэнкс, Кевин Бейкон и Билл Пэкстон были командированы в тренировочный центр астронавтов в Хантсвилле, где настоящий командир "Аполлона 13" Джим Ловелл обучал их управлять Командным и Лунным модулями. Актеры были вынуждены выучить предназначение более 500 кнопок и переключателей в макетах аппаратов.

Затем все они были отправлены в космический центр имени Джонсона, где прошли курс тренировок на летающих лабораториях КС-135, которые используются для симуляции состояния невесомости. В дальнейшем NASA разрешила использовать эти авиалайнеры для съемок самого фильма. В одном из них были воссозданы в натуральную величину интерьеры Командного и Лунного модулей, и все "космические" эпизоды создавались именно в нем.

Здесь стоит учесть, что такие самолеты, летающие по параболе, могут обеспечить состояние невесомости лишь в течение 25 секунд. Рон Ховард заставил своих актеров испытывать это состояние в течение 54-х минут! Нетрудно подсчитать, сколько "парабол" пришлось пережить Хэнксу, Бейкону и Пэкстону, зато вся "космическая невесомость" в "Аполлоне 13" абсолютно натуральная.

В свою очередь, Эд Харрис, игравший руководителя полета, и остальные актеры, изображавшие инженеров и диспетчеров, были вынуждены пройти полноценный курс обучения и даже сдать экзамен, результаты которого поразили даже бывалых "космических волков".

Рон Ховард отказался от использования настоящего Центра управления полетов, который NASA была согласна предоставить в его распоряжение, и выстроил его точную копию. Настолько точную, что на всех рабочих местах были идентичные ЦУПовским средства связи, мониторы, и тому подобное. Кроме этого, для съемок были созданы по два полноразмерных макета Командного и Лунного модулей, различные фрагменты которых могли демонтироваться для осуществления съемок под разными углами. Копии скафандров, в которые были облачены актеры, были столь точными, что даже снабжались системами вентиляции, аналогичными тем, что применялись на "Аполлоне 13".

Все авианосцы, стартовые комплексы, сборочные цеха ракетоносителя "Сатурн 5" были настоящими, без единого кадра, нарисованного на компьютере. Да, и стоило все это... 52 миллиона долларов. Стартовые сборы "Аполлона 13" составили 46 миллионов долларов, естественно, без всяческих наценок за стереоскопию, а финальные - 355 миллионов долларов. Фильм получил девять номинаций на "Оскар". Его рейтинг на Rotten Tomatoes составлял 95 процентов.

Увы, через 18 лет "лучшим фильмом о космосе" считается картина, 60 процентов которой - чистая мультипликация, и 40 процентов - студийные съемки с помощью "очень сложных механических конструкций".

Хьюстон, у нас и правда проблемы.

Автор: Andrew


Всего комментариев: 179
S.L.Cooper (Зритель), постов: 71
3 мая 2014, 22:53
Аватарка пользователя S.L.Cooper
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Создается впечатление что статья не о Гравитации а об Аполлоне 13

SlTlOlRlM (Новичок), постов: 3
3 февраля 2014, 20:52
Аватарка пользователя SlTlOlRlM
Больше 11 лет на сайте
11
А кто Гравитацию назвал лучшим фильмом о космосе? Фильм хороший, но на лучший не тянет. Я Битву за космос более интересным считаю.

SlTlOlRlM (Новичок), постов: 3
3 февраля 2014, 20:44
Аватарка пользователя SlTlOlRlM
Больше 11 лет на сайте
11
C фильмом Апполон 13 всё ясно, а вот с самой лунной программой NASA всё мутно!

Forest gamer (Киноман), постов: 1620
17 октября 2013, 0:09
Аватарка пользователя Forest gamer
Больше 13 лет на сайте
13
AleX писал(а) 16 октября 2013, 23:04
Это наверное шутка? От куда у неё появятся шансы если бы он её утянул за собой в космос подальше от МКС. А то что ...
Для меня убийство Клуни выглядело в фильме, как если бы во время боя погибла героиня Зои Солданы с Аватаре) Нужно заканчивать, каждый остался при своем мнении.

AleX (Критик), постов: 8855
16 октября 2013, 23:04
Аватарка пользователя AleX
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Forest gamer писал(а) 16 октября 2013, 22:31
весьма спорно. Какой подтекст, если умирает невинный персонаж? В Заложнике, Во все тяжкие(шурин) и ещё куча фильмов. ...
Это наверное шутка? От куда у неё появятся шансы если бы он её утянул за собой в космос подальше от МКС. А то что вы не видите ризницы между несчастным случаем(Скалолаз), хладнокровным убийством(ВВТ) и самопожертвованием(Гравитация) очень странно если не сказать более.


Forest gamer (Киноман), постов: 1620
16 октября 2013, 22:31
Аватарка пользователя Forest gamer
Больше 13 лет на сайте
13
AleX писал(а) 16 октября 2013, 12:05
А причём тут Скалолаз. Там был совершенно другой драматический подтекст. Слай просто не смог удержать в Гравитации ...
весьма спорно. Какой подтекст, если умирает невинный персонаж? В Заложнике, Во все тяжкие(шурин) и ещё куча фильмов. У меня всегда одинаковая реакция на все это.
Клуни пожертвовал собой? А ничего что в скафандре Баллок не было кислорода? И он же всё знает, с ним выжить в открытом космосе было бы больше шансов.

AleX (Критик), постов: 8855
16 октября 2013, 12:05
Аватарка пользователя AleX
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Forest gamer писал(а) 16 октября 2013, 11:49
нет, в компьют. игры и бридж играл и буду играть)
этот момент в фильме выглядит неуклюже. просто если бы герой ...
А причём тут Скалолаз. Там был совершенно другой драматический подтекст. Слай просто не смог удержать в Гравитации же Клуни пожертвовал собой сам.

Forest gamer (Киноман), постов: 1620
16 октября 2013, 11:49
Аватарка пользователя Forest gamer
Больше 13 лет на сайте
13
AleX писал(а) 16 октября 2013, 6:30
Завязывайте играть в компьютерный игры и возвращайтесь в реальный мир где есть скорость и ускорение и их векторы, ...
нет, в компьют. игры и бридж играл и буду играть)
этот момент в фильме выглядит неуклюже. просто если бы герой Клуни просто улетел в космос, было бы скучно, а так а-ля Скалолаз круче смотрится.

AleX (Критик), постов: 8855
16 октября 2013, 6:30
Аватарка пользователя AleX
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Forest gamer писал(а) 16 октября 2013, 1:16
куда их тянуло, если они в невесомости? при чем здесь вес скафандра клуни? когда они погасили скорость ухватившись ...
Завязывайте играть в компьютерный игры и возвращайтесь в реальный мир где есть скорость и ускорение и их векторы, где есть сила и масса тела и ещё много чего. Полистайте учебник физики, а то так и будите задавать тупые вопросы.

Forest gamer (Киноман), постов: 1620
16 октября 2013, 1:16
Аватарка пользователя Forest gamer
Больше 13 лет на сайте
13
AleX писал(а) 15 октября 2013, 10:27
Вы это что от Andrew вирус скептицизма подхватили или это у вас такой корпоративный дух? Шедевр не шедевр, это всё ...
куда их тянуло, если они в невесомости? при чем здесь вес скафандра клуни? когда они погасили скорость ухватившись за троссы, то больше их никуда не должно тянуть.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Представлен тизер-трейлер фильма "Джокер 2: Безумие на двоих"
Режиссер хочет получить финансирование для создания новой версии провального фильма
Награждения
Наши рекорды