Рецензия на фильм "Жертвуя пешкой". Игра восприятия

Рецензия на фильм "Жертвуя пешкой". Игра восприятия

"Жертвуя пешкой" – это яркий пример довольно стандартного байопика, что однако не мешает сиять тандему режиссера Эдварда Цвика иТоби Магуайра, который выдает здесь лучшую роль за всю карьеру. Не в последнюю очередь это происходит благодаря самой личности главного персонажа картины, гениального шахматиста Бобби Фишера, которому пришлось бороться с паранойей, дурной славой и огромным давлением со всех сторон в 1972 году во время шахматного матча с советским гроссмейстером Борисом Спасским. Отчетливо чувствующийся реализм ситуации превращает фильм в напряженный интеллектуальный триллер, однако полное подчинение этому реализму вряд ли позволит фильму стать одним из главных игроков близящегося наградного сезона.

Тем не менее, “Жертвуя пешкой” рассказывает блестящую историю, захватывающую, волнительную, с большими ставками и многоликими персонажами, поэтому напряжение произрастает самым натуральным образом, и интерес к происходящему никогда не спадает. Бобби Фишер, как настоящий шахматист всегда старающийся просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, постоянно вертится в сужающейся клетке собственного безумия под постоянным надсмотром десятков тысяч глаз, уставленных на него, потому как матч со Спасским проходит в самый разгар Холодной войны между США и СССР. Выигрыш для обоих игроков - не просто цель, а четко поставленная государством задача. “Жертвуя пешкой” получился рассказом о той тонкой черте между помешательством и гениальностью, на которой стояли в свое время многие известные люди, и Фишер был одним из них.

Тоби Магуайр пытается исследовать, что творится в голове у таких людей как Фишер, что значит жить с шахматными ходами, постоянно прокручивающимися перед глазами, как кинематографическая пленка в заевшем проекторе. То пробуждающееся чувство раздражения от непрерывно щелкающих камер фоторепортеров, криков прохожих, тикающих часов передается Магуайром очень четко, очень живо, с немалой долей ранимости и уязвимости, которая всегда вызывает теплоту по отношению к герою и жалость. Хотя нельзя не отметить искусность писанного слова Стивена Найта и звуковых эффектов, которые умело акцентируют внимание зрителя на, казалось бы, незаметных деталях, которые столь раздражали Фишера.

Однако ни сценарий, ни сам Магуайр, который выступил продюсером “Жертвуя пешкой”, не стараются копать глубже своих возможностей, не испытывают себя и, в конце концов, не пытаются действительно разобраться в Бобби Фишере. В результате получается весьма прямой и увлекательный фильм, которому не достает эмоциональной зрелости и определенности посыла. Эдвард Цвик застывает где-то на грани между коммерческим кино и арт-хаусом, не в силах сделать осознанный выбор ни в пользу одного, ни в пользу другого, что превращает кино в довольно пресное зрелище, пусть и грамотно сотканное.

Об этом говорит и набор актеров, хороших актеров вроде Лива Шрайбера, играющего Спасского, или Питера Сарсгаарда, которые не являются ни большими звездами, ни виртуозами своего дела, и играют свои очень характерные роли без запала, а с усталостью профессионалов, которым не предлагают ничего нового. Они проделывают удачную работу, но такую, которая не приковывает взгляд к экрану. Тоже самое можно сказать о пастельных кадрах оператора Брэдфорда Янга, лишенных всякой находчивости или индивидуальности.

Лишь музыка Джеймса Ньютона Ховарда делает “Жертвуя пешкой” большим фильмом, чем он является на самом деле. Картина часто обыгрывает тот факт, что все зависит от твоей проницательности, от твоего восприятия обстановки, поэтому иронично то, как Цвик сам играет со зрителем в условную игру: с одной стороны блестящее кино c другого ракурса смотрится всего лишь размытым скетчем. Однако Цвику, как и в предыдущих фильмах, удается завладеть вниманием зрителя достаточно, чтобы не давать ему увидеть его недостатки, его шероховатости, и это делает его бесценным приобретением.

В конечном итоге, “Жертвуя пешкой” - это безусловно достойный внимания, пусть он никогда не дорастает до потенциала, заданного не столько даже самой историей, сколько во многом загадочной личностью Бобби Фишера. Поэтому у Цвика и Магуайра получился во всех отношениях маленький фильм, к сожалению, почти незаметный, который вряд ли успеет тронуть многих.

Автор: OlegD

18.11.2015
Предлагаем почитать также:
Голливудская ассоциация иностранной прессы назвала претендентов на свою премию

“Фантастические звери и где они обитают” - это блестящий старт нового путешествия в мир волшебства.

Проекты HBO стали лидерами по числу номинаций
 
 
Всего комментариев: 4
18.01.2016 21:00
#736750
Отличная рецензия на отличный фильм.Как всё таки классно в этом фильме проводится параллель на наше время,вы не находите?

09.01.2016 23:58
#734163
Constance писал(а) 18.11.2015 19:43 #720723
В этот раз у меня не осталось ясного и "членораздельного" впечатления - насколько Олегу понравился фильм и чем именно.
У меня в планах стоит ...
Вы успели посмотреть фильм?) Очень интересно было бы ваше мнение :)

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 9968
  • Больше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
18.11.2015 19:43
#720723
В этот раз у меня не осталось ясного и "членораздельного" впечатления - насколько Олегу понравился фильм и чем именно.
У меня в планах стоит давно, но жду не столько истории, или не только истории, о "тонкой черте между помешательством и гениальностью ", сколько истории о тонкой грани между свободой личности и ее полной идеологической приватизацией. Короче, надо посмотреть))

  • Andrey253
  • Киноакадемик
  • Постов: 11532
  • Больше двух лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
18.11.2015 12:57
#720583
Отличная рецензия. Фильм посмотрю обязательно. После Великого Гэтсби Магуайра нигде и не видел

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

"Это мы" продлен сразу на два сезона

Сериал NBC занимает второе место по популярности на общественном ТВ

Рецензия на фильм "Три икса: Мировое господство". Винематограф

Оставьте мозги дома, лучше возьмите с собой пару девчонок и дубленку с воротником из ламы.

Зак Снайдер показал новый костюм Бэтмена

В "Лиге справедливости" Бэтмен сменит латекс на полиуретан

Это интересно: Любопытные факты о создании трилогии "Властелин колец"

Пользователи портала "Новости кино" о самом знаменитом проекте в жанре "фэнтези"

Музыка души

Рецензия пользователя -ThoRin- к фильму "Ла-Ла Ленд"

Эмма Стоун: "Будьте добрее к себе"

Актриса о работе в мюзикле "Ла-Ла Ленд"

Лучшие фильмы второй половины января 2017 года

Киноакадемия портала "Новости кино" рекомендует к просмотру

Реклама
Лауреат премии Оскар
Гамлет
Год выхода: 1948
Страна: Великобритания
Жанр: драма
Режиссер: Лоуренс Оливье
В главных ролях: Кристофер Ли, Питер Кашинг
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (19 - 25 января)
Три икса: Мировое господство 58.8%
Не жду ничего! 29.4%
Ловушка 5.9%
Рай 3.9%
Невеста 2%
Джимми – покоритель Америки 0%
Рождение нации 0%
Иллюзия любви 0%
Отважный рыцарь 0%
Призрак дома Бриар 0%
Всего голосов: 51
Голосование проводится
с 18 по 25 января
Самое обсуждаемое видео
С Новым 2017 годом!
31.12.2016
Редакция портала "Новости кино" поздравляет всех своих друзей
Самые обсуждаемые материалы
Sony Pictures представит чернокожего Человека-паука
Sony Pictures представит чернокожего Человека-паука
Анонсирован кинопроект, героем которого станет Майлз Моралес
Рецензия на фильм "Закон ночи". Из джетлега в бутлег
Рецензия на фильм "Закон ночи". Из джетлега в бутлег
Сотворение мира (кинематографического) прошло на ура, а вот нарратив хромает, как гангстер на пенсии.
Домашние сборы "Изгоя" превысили 500 миллионов долларов
Домашние сборы "Изгоя" превысили 500 миллионов долларов
Первый спин-офф "Звездных войн" уверенно движется к миллиарду долларов
Конкурс к премьере фильма "Изгой-Один. Звездные войны: Истории"
Конкурс к премьере фильма "Изгой-Один. Звездные войны: Истории"
Портал "Новости Кино" начинает новое состязание художников
Конкурс к премьере фильма "Доктор Стрэндж"
Конкурс к премьере фильма "Доктор Стрэндж"
Портал "Новости кино" объявляет о начале нового состязания художников
Награждения
Наши рекорды