Рецензия на фильм "Жертвуя пешкой". Игра восприятия

Рецензия на фильм "Жертвуя пешкой". Игра восприятия

"Жертвуя пешкой" – это яркий пример довольно стандартного байопика, что однако не мешает сиять тандему режиссера Эдварда Цвика иТоби Магуайра, который выдает здесь лучшую роль за всю карьеру. Не в последнюю очередь это происходит благодаря самой личности главного персонажа картины, гениального шахматиста Бобби Фишера, которому пришлось бороться с паранойей, дурной славой и огромным давлением со всех сторон в 1972 году во время шахматного матча с советским гроссмейстером Борисом Спасским. Отчетливо чувствующийся реализм ситуации превращает фильм в напряженный интеллектуальный триллер, однако полное подчинение этому реализму вряд ли позволит фильму стать одним из главных игроков близящегося наградного сезона.

Тем не менее, “Жертвуя пешкой” рассказывает блестящую историю, захватывающую, волнительную, с большими ставками и многоликими персонажами, поэтому напряжение произрастает самым натуральным образом, и интерес к происходящему никогда не спадает. Бобби Фишер, как настоящий шахматист всегда старающийся просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, постоянно вертится в сужающейся клетке собственного безумия под постоянным надсмотром десятков тысяч глаз, уставленных на него, потому как матч со Спасским проходит в самый разгар Холодной войны между США и СССР. Выигрыш для обоих игроков - не просто цель, а четко поставленная государством задача. “Жертвуя пешкой” получился рассказом о той тонкой черте между помешательством и гениальностью, на которой стояли в свое время многие известные люди, и Фишер был одним из них.

Тоби Магуайр пытается исследовать, что творится в голове у таких людей как Фишер, что значит жить с шахматными ходами, постоянно прокручивающимися перед глазами, как кинематографическая пленка в заевшем проекторе. То пробуждающееся чувство раздражения от непрерывно щелкающих камер фоторепортеров, криков прохожих, тикающих часов передается Магуайром очень четко, очень живо, с немалой долей ранимости и уязвимости, которая всегда вызывает теплоту по отношению к герою и жалость. Хотя нельзя не отметить искусность писанного слова Стивена Найта и звуковых эффектов, которые умело акцентируют внимание зрителя на, казалось бы, незаметных деталях, которые столь раздражали Фишера.

Однако ни сценарий, ни сам Магуайр, который выступил продюсером “Жертвуя пешкой”, не стараются копать глубже своих возможностей, не испытывают себя и, в конце концов, не пытаются действительно разобраться в Бобби Фишере. В результате получается весьма прямой и увлекательный фильм, которому не достает эмоциональной зрелости и определенности посыла. Эдвард Цвик застывает где-то на грани между коммерческим кино и арт-хаусом, не в силах сделать осознанный выбор ни в пользу одного, ни в пользу другого, что превращает кино в довольно пресное зрелище, пусть и грамотно сотканное.

Об этом говорит и набор актеров, хороших актеров вроде Лива Шрайбера, играющего Спасского, или Питера Сарсгаарда, которые не являются ни большими звездами, ни виртуозами своего дела, и играют свои очень характерные роли без запала, а с усталостью профессионалов, которым не предлагают ничего нового. Они проделывают удачную работу, но такую, которая не приковывает взгляд к экрану. Тоже самое можно сказать о пастельных кадрах оператора Брэдфорда Янга, лишенных всякой находчивости или индивидуальности.

Лишь музыка Джеймса Ньютона Ховарда делает “Жертвуя пешкой” большим фильмом, чем он является на самом деле. Картина часто обыгрывает тот факт, что все зависит от твоей проницательности, от твоего восприятия обстановки, поэтому иронично то, как Цвик сам играет со зрителем в условную игру: с одной стороны блестящее кино c другого ракурса смотрится всего лишь размытым скетчем. Однако Цвику, как и в предыдущих фильмах, удается завладеть вниманием зрителя достаточно, чтобы не давать ему увидеть его недостатки, его шероховатости, и это делает его бесценным приобретением.

В конечном итоге, “Жертвуя пешкой” - это безусловно достойный внимания, пусть он никогда не дорастает до потенциала, заданного не столько даже самой историей, сколько во многом загадочной личностью Бобби Фишера. Поэтому у Цвика и Магуайра получился во всех отношениях маленький фильм, к сожалению, почти незаметный, который вряд ли успеет тронуть многих.

Автор: OlegD

18.11.2015
Предлагаем почитать также:

Пользователи портала "Новости кино" о проекте режиссера Сэма Рейми

Актриса сыграет главу киностудии в пятом сезоне сериала
Голливудская ассоциация иностранной прессы назвала претендентов на свою премию
 
 
Всего комментариев: 4
18.01.2016 21:00
#736750
Отличная рецензия на отличный фильм.Как всё таки классно в этом фильме проводится параллель на наше время,вы не находите?

09.01.2016 23:58
#734163
Constance писал(а) 18.11.2015 19:43 #720723
В этот раз у меня не осталось ясного и "членораздельного" впечатления - насколько Олегу понравился фильм и чем именно.
У меня в планах стоит ...
Вы успели посмотреть фильм?) Очень интересно было бы ваше мнение :)

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 10427
  • Больше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
18.11.2015 19:43
#720723
В этот раз у меня не осталось ясного и "членораздельного" впечатления - насколько Олегу понравился фильм и чем именно.
У меня в планах стоит давно, но жду не столько истории, или не только истории, о "тонкой черте между помешательством и гениальностью ", сколько истории о тонкой грани между свободой личности и ее полной идеологической приватизацией. Короче, надо посмотреть))

  • Andrey253
  • Киноакадемик
  • Постов: 11939
  • Больше двух лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
18.11.2015 12:57
#720583
Отличная рецензия. Фильм посмотрю обязательно. После Великого Гэтсби Магуайра нигде и не видел

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

Йен МакКеллен вновь сыграет Гендальфа

Британский актер возвращается к образу волшебника Из Средиземья

Российские сборы 16-19 марта. "Сплит" пошел на рекорд

Фильм "Красавица и чудовище" возглавил отечественный прокат

Скончался исполнитель роли Паганеля Лембит Ульфсак

Популярный эстонский артист умер на 70-м году жизни

Рецензия на фильм "Живое". Мертвое

Если человечество готово смотреть такие фильмы, ему пора уступить место более продвинутым видам.

Фильм "Чудо-женщина" получил прокатный рейтинг

Американская ассоциация кинопроизводителей определила возрастной ценз картины

Глас народа. Пользовательская рецензия на фильм "Красавица и чудовище"

Пользователи портала "Новости кино" о скандальном фильме Walt Disney

Лучшие экранизации: В поисках двенадцати

Почем опиум для народа? И где ключ от квартиры, где деньги лежат?

Брайан Кокс: "Моей первой ролью в кино был Троцкий"

Популярный британский актер о работе в хорроре "Демон внутри" и о современном кино

Реклама
Лауреат премии Оскар
Охотник на оленей
Год выхода: 1978
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Майкл Чимино
Результат голосования
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Красавица и чудовище"
16.03.2017
Пользователи портала "Новости кино" о скандальном фильме Walt Disney
Самые обсуждаемые материалы
Warner Bros. снимет новую трилогию о Гарри Поттере
Warner Bros. снимет новую трилогию о Гарри Поттере
Проект будет основан на пьесе "Гарри Поттер и Проклятое дитя"
В "Могучих рейнджерах" Желтого рейнджера сделали лесбиянкой
В "Могучих рейнджерах" Желтого рейнджера сделали лесбиянкой
Создатели фильма поменяли ориентацию одному из ключевых персонажей
Фильм "Красавица и чудовище" стартовал с серией рекордов
Конкурс рецензий на любимые фантастические фильмы
Конкурс рецензий на любимые фантастические фильмы
Портал "Новости кино" и магазин Mycroft.su объявляют о проведении совместного конкурса
Конкурс к премьере фильма "Вурдалаки"
Конкурс к премьере фильма "Вурдалаки"
Портал "Новости кино" объявляет о начале нового состязания художников
Награждения
Наши рекорды