px

Рецензия к фильму "Амелия". Бегство от безопасности

16.01.2010
2 июля 1937 года серебристый двухмоторник "Электра", на котором Амелия Эрхарт совершала кругосветный полет, вылетел из Новой Гвинеи, чтобы больше никогда и нигде не приземлиться. Об этой женщине в последние десятилетия в одной только Америке выходит в среднем по 4 книги в год. Фильм Миры Наир - очередная (красочная и с голливудским размахом) попытка рассказать историю легендарной летчицы, которую никогда не устанут помнить и никогда не прекратят искать.

"Амелия" принадлежит к числу редких фильмов про наземную судьбу небесных бродяг, что "летали под богом, возле самого рая" (Высоцкий) и про которых знаешь точно: они не поднялись в небо, а спустились оттуда.

Фильм получился неровным, не превосходящим уровня обычных байопиков (которые, если говорить начистоту, чаще всего довольно скучное зрелище). "Амелия" действительно понравится, пожалуй, только тем, в ком живет чувство полета.

По этой части у "Амелии" полный порядок: сцены полетов в ней даны впечатляюще - так, что захватывает дух. Обледенение самолета Эрхарт во время второго в истории успешного одиночного перелета через Атлантику на секунду отправляет сердце в пятки; ее самолетик на фоне водопадов, океана, саванны и пустынь рисует гармонию человеческой смелости с величием мироздания.

Кроме полетов, в фильме отлично показано, как с приходом известности вокруг Амелии Эрхарт начинают виться газетчики и предприниматели, и как ее постепенно начинает затягивать мелочная суета, которая ей - небесной девушке - совершенно неинтересна: позерство рекламы, обман коммерции и тому подобное.

Но в основном фильм посвящен стандартным фактам биографии известной летчицы, которые так любит Голливуд. Рональд Басс, написавший сценарий картины на основе книги Сьюзен Батлер, сосредоточился на приобретении Амелией Эрхарт известности и ее любовных отношениях.

Фильм не избежал известных проблем байопиков. Он затянут и, как это часто бывает с картинами про знаменитостей, боится нырнуть в глубину жизни Амелии Эрхарт и взять неправильный тон. Характер Амелии, ее кипучая деятельность и отношения с мужем и деловым партнером Джорджем Патнемом и основателем авиакомпании TWA (Trans World Airlines) Джином Видалом показаны как бы вскользь и тщательно купированы от подробностей.

Эта стерильность и сухость рассказа в фильме заставляет вдвойне пожалеть о том, что в сценарий не вошли многочисленные действительно интересные эпизоды из жизни Эрхарт.

К примеру, в первой женской воздушной гонке Калифорния - Огайо Амелия пришла к финишу третьей, потому что на старте спасала свою главную соперницу, у которой при взлете загорелся мотор. В 1931 году она разбилась на автожире (конструкция наподобие вертолета), попав в пыльный смерч. В 1933-м, совершая трансамериканский перелет, Амелия 75 миль до посадки вела самолет одной рукой, потому что второй держала сорванную воздушным потоком крышку кабины, чтобы она не оторвалась и не снесла самолету киль.

Часто кажется, что настоящие биографии известных людей скучны и в них нечего снимать, но не в случае с Амелией. Она была орлицей, любящей смотреть в лицо опасностям, и даже беглое знакомство с ее жизнеописанием затмевает всю любовную чепуху, которой решила заполнить свой фильм Мира Наир.

Но главная проблема "Амелии" - в самой экранной Амелии, как ни странно. Ее зачем-то решили представить дурочкой из Канзаса, мило произносящей "Ерундень!" в разговоре на светском рауте.

Хилари Суонк потрясающая актриса, но при выборе исполнительницы роли Эрхарт оказалась примером ужасного мискастинга. По привычке она сыграла деревенскую простушку - милую и целеустремленную, но туповатую.

Не верьте! Амелия Эрхарт была совсем другой. Она росла в семье адвоката и дочери судьи, изучала в Колумбийском университете физику, химию и медицину и знала четыре иностранных языка. Хороша "простушка из Канзаса"?

Зато мужчины для фильма про Амелию подобраны что надо. Эван МакГрегор, сыгравший Джина Видала - отца знаменитого писателя Гора Видала (писатель, бывший тогда мальчиком, в фильме тоже есть), воплощает лощеного предпринимателя, очарованного обаянием и харизмой Амелии. "Вечный любовник" Ричард Гир великолепен в роли влюбленного мужчины, страдающего оттого, что его любимая никогда не будет принадлежать ему, оставаясь "воздушной бродягой". Гир отлично передает переживания и, позже, - отчаяние человека, чья девушка рухнула с самолетом в океан.

(Кстати, в фильме Миры Наир можно полюбоваться на Мию Васиковска - Алису в тим-бертоновской киноадаптации "Алисы в Стране Чудес", выходящей этой весной. Миа в фильме сыграла Элинор Смит - летчицу-соперницу Эрхарт).

В целом "Амелия" рассыпается на захватывающие сцены полетов, за которыми следишь с замиранием сердца, и скучные эпизоды любовной биографии. Однако мощный финальный эпизод утраты отважной летчицы, в котором изобретательно решена сцена исчезновения ее самолета, примиряет с недостатками фильма Миры Наир.

Еще вернее недостатки фильма можно простить за его воодушевляющий посыл, или "мессадж", зрителям. Такой бы сделала сама Амелия, выступая перед публикой. Фильм, как и вся жизнь легендарной летчицы, учит бросить вызов своему страху, поднявшись на такую высоту, где "страх" написано крошечными буквами, а "ВОСТОРГ" - огромными. Как писала сама Амелия, "Смелость — это цена, которую требует от человека жизнь в обмен на внутренний покой. Душа, не ведающая этого, обречена никогда не выпутаться из мелочей".

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов


Всего комментариев: 3
Римайер (Киноман), постов: 186
20 января 2010, 22:49
Аватарка пользователя Римайер
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
nikopodolis писал(а) 20 января 2010, 22:26
Iz etoi istorii doljen bil polu4its9 otli4nii dramati4eskii film
а получится отличная нарезка с полетами! :))

nikopodolis (Зритель), постов: 1512
20 января 2010, 22:26
Аватарка пользователя nikopodolis
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Iz etoi istorii doljen bil polu4its9 otli4nii dramati4eskii film

Римайер (Киноман), постов: 186
19 января 2010, 12:04
Аватарка пользователя Римайер
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
А актриса как вам?
Она изуродовала экранное воплощение Амелии, считаю.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды