px

Рецензия на фильм "Бен-Гур". Первый на финише, последний в гробу!

08.09.2016
Рецензия на фильм Бен-Гур. Первый на финише, последний в гробу!

По замыслу, это очень амбициозный проект! Не только потому, что 100-миллионный блокбастер. Приснилось бы когда-нибудь автору российских "Дозоров", что ему в Голливуде доверят снимать "Бен-Гура"?! Роман на библейскую тему был написан американским генералом Хью Уоллесом в 1880 году. Первый полнометражный фильм был снят в 1925 году - самый дорогостоящий в истории немого кино. Но поистине грандиозной стала оскароносная экранизация 1959 года, собравшая в общей сложности 11 золотых статуэток. Это был расцвет жанра "пеплум".

Возрождаясь с "Гладиатором" Ридли Скотта, он снова идет на спад. И вот Тимур Бекмамбетов, заняв пост режиссера нового "Бен-гура", вынужден решить следующие задачи: реабилитироваться за провал фильма "Линкольн: Охотник на вампиров", достойно нарисовать свое первое историческое полотно и что самое главное - не повторять классическую картину Уильяма Уйалера. Поэтому наш режиссер неустанно твердил, что это не ремейк, а лишь очередная экранизация романа-бестселлера. Но так ли это?

Несмотря на значительные расхождения с литературным первоисточником, - фильм напоминает как раз таки ремейк, но по-своему обыгрывающий определенные сцены. "По-своему" - не значит изобретательно! Основной проблемой Бекмамбетова является то, что пытаясь осовременить библейский сюжет - он, во-первых, избирает совершенно неподходящий стиль съемки, а во-вторых, не уделяет должного внимания "историчности" происходящего. Что мы привыкли видеть в "пеплуме"? Общие планы панорамного типа, ровное повествование и продолжительные сцены.

Так зритель видит масштаб, ощущает эпичность, проживает вместе с героями целую жизнь на экране и подробно изучает каждый кадр, насыщенный реквизитами и декорациями. Здесь же была задействована дрожащая камера, которая создавала ощущение непрекращающегося землетрясения. Что есть интересного в исторических фильмах? Изучать антураж. Но сделать это затруднительно, когда картинка большую часть времени неустойчивая и в глаза тебе попадаются - то часть головы вместо лица, то часть туловища вместо тела! А обрывистый монтаж так вообще порой дезориентирует в пространстве. Статичные панорамные съемки все же присутствовали (и даже с массовкой), но их было до безобразия мало.

Попытка приблизить времена Иисуса Христа к современным реалиям - выглядела чрезвычайно неуместной. Ведь это выражалось не через идею - христианскую мораль (актуальную во все времена!), а через предметную среду. В стильных рубахах Бен-гура, в которых он расхаживал, будет не стыдно показаться в ночном клубе XXI века, а дреды его наставника Илдерима (которого играл Морган Фриман) до сих пор вызывают вопросы - кто ему их завивал? Это своего рода гламуризация архаических вещей и даже нравов. Сложно поверить в подлинность принца Иудеи (Джек Хьюстон) и римского трибуна (Тоби Кеббелл), больше похожих на современных мажоров, встретившихся на вечеринке в древнеримском духе. Архаичность их типажей еще убедительна, чего нельзя сказать об их персонажах. Загадок подкидывает еще и русский дубляж - почему-то главного протагониста все зовут Джудой? А ведь он Иуда Бен-гур. С этим нельзя было смириться в течение всего фильма.

Как уже упоминалось, Бекмамбетов изменил свою историю и по отношению к роману и в особенности - к фильму 1959 года. Основная фабула осталась прежней. Картина нам повествует о противостоянии двух названных братьев, - Иуды и Мессалы, ставших впоследствии заклятыми врагами. Один за свободную Иудею, другой - за господство Рима. Невинно осужденный Бен-Гур попадает на галеры и лишь чудом выбравшись оттуда - ищет удобного случая отомстить Мессале. Фоном всему этому служит зарождающееся в Иудее христианство и проповеди Иисуса Христа, с которым наш герой неоднократно встречался в самые трудные для себя минуты жизни.

Бекмамбетов мало того что исказил сюжет, так еще и упростил, отчего драматургия стала сильно хромать. Это наспех пересказанный роман Уоллеса с небольшими дополнениями и режиссерской расстановкой акцентов. Если в романе Иуда (Джуда) преодолевал кризис веры, то здесь он столкнулся лишь с одним из постулатов христианского учения - прощать ближнего. В версии Бекмамбетова он обнаруживает в себе лишь внутреннюю привязанность к своему брату, тогда как истинный принц Иудеи связывает свою судьбу с родным народом.

В целом, Бен-Гур вышел довольно слабеньким и бесхребетным "пеплумом".

Атмосфера мертвая, персонажи плоские (пожалуй, один из самых худших образов Иисуса Христа в кино!), псевдодокументальный стиль съемки, рваный монтаж и неровное повествование создают лишь неразбериху; отсутствует пышность и помпезность ("Вечный город" во всей его красе нам так и не показали), а спокойная элегическая музыка под гитару только убаюкивала. Знаменитая сцена гонок на колесницах так и останется самой знаменитой только в картине Уильяма Уйалера. Как останется знаменитым и сам его фильм.

А Бекмамбетов...пока что будет известен только своими "Дозорами"!

Автор: George



Всего комментариев: 52
Сейчас на сайтеGeorge (Киноакадемик), постов: 10523
9 сентября 2016, 16:13
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 9 сентября 2016, 16:07
Только не сериал!)))
Хорошо, так и сделаю. А есть ли мода на трясущиеся камеры? Мне она не близка)

Жду от вас ...
Мода наверное есть, перекочевала их арт-хауса в коммерческое кино. Так реалистичнее кажутся события, происходящие на экране, когда живая и подвижная камера. Опять же в Борне была. Да частенько заигрывают с этим в кино.
Да, спасибо что ждёте мою следующую работу)))

algoritn (Критик), постов: 9089
9 сентября 2016, 16:11
Аватарка пользователя algoritn
Больше 11 лет на сайте
11
algoritn писал(а) 9 сентября 2016, 16:07
У нас молодёжь совсем деградировала?Александр Невский и Александр Великий для них одно и тоже????
Наверно Одного ...
А Ваня,Иоан,Джоанна-наверно для них это тоже разные имена??)))

algoritn (Критик), постов: 9089
9 сентября 2016, 16:07
Аватарка пользователя algoritn
Больше 11 лет на сайте
11
brune писал(а) 9 сентября 2016, 12:13
Джуда, чтоб с другим Иудой не спутали, прости госпади))
У нас молодёжь совсем деградировала?Александр Невский и Александр Великий для них одно и тоже????
Наверно Одного надо звать Эскандер Великий...

Hasanov (Критик), постов: 13885
9 сентября 2016, 16:07
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 9 сентября 2016, 15:38
В интервью он говорил о возможности продолжить 3 Дозор, только не знает в каком виде. Может это сериал будет?! ...
Только не сериал!)))
Хорошо, так и сделаю. А есть ли мода на трясущиеся камеры? Мне она не близка)

Жду от вас следующую работу)

Сейчас на сайтеGeorge (Киноакадемик), постов: 10523
9 сентября 2016, 15:38
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 9 сентября 2016, 15:27
Да, может быть экранизирует когда-нибудь 3 Дозор с хорошими спецэффектами, про сюжет можно умолчать)
К сожалению ...
В интервью он говорил о возможности продолжить 3 Дозор, только не знает в каком виде. Может это сериал будет?!
Сложно сказать - с чего начать. Это уж сами выбираете - с хорошего или плохого?!)) С большого хронометража или покороче?! Но для сравнения посмотрите оба фильма. Меня поразило как виртуозно были поставлены гонки на колесницах в фильме 59 года. Захватывающее зрелище! Даже не верилось, что на дворе был 59 год.
Если рассказать историю не получилось, то какой смысл отдавать предпочтение кадрам? Никакой красоты кадра я не увидел. Я писал об этом, что для пеплума - очень мало было панорамных съёмок, всяких архитектурных "пышностей". Я понимаю, что Бекмамбетов идёт в ногу со временем, с передовыми технологиями, модой на динамичный стиль съёмок. Но он перепутал жанры. Его метод больше применим для авторских малобюджетных трешаков, а не для исторического блокбастера.


Hasanov (Критик), постов: 13885
9 сентября 2016, 15:27
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 9 сентября 2016, 15:23
Хоть сам Бекмамбетов не раз заявлял, что это не ремейк, а своя экранизация романа, - всё равно было не отделаться ...
Да, может быть экранизирует когда-нибудь 3 Дозор с хорошими спецэффектами, про сюжет можно умолчать)
К сожалению не смотрел предыдущую версию Бен-Гура. Что посоветуете, дождаться просмотра фильма Бекмамбетова, а потом фильм 1959 года, или наоборот?
По истории, как и говорил, все было видно по трейлерам...режиссер больше отдает основное внимание отельным эпизодам/кадрам.

Сейчас на сайтеGeorge (Киноакадемик), постов: 10523
9 сентября 2016, 15:23
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Hasanov писал(а) 9 сентября 2016, 15:15
Да, у Бекмамбетова стиль съемки напоминает кашу в голове, все очень разорвано.
Последняя фраза...известен как? ...
Хоть сам Бекмамбетов не раз заявлял, что это не ремейк, а своя экранизация романа, - всё равно было не отделаться от мысли, что он проигрывает фильму 59 года по всем статьям. Даже если не брать это в расчёт, а рассматривать фильм просто как исторический блокбастер - то и здесь всё очень слабо.
К Дозорам у меня тоже отстранённое отношение, но я имел в виду коммерческую популярность этой дилогии. Всё-таки после них режиссёр и стал тем самым Бекмамбетовым, какого мы знаем.

Hasanov (Критик), постов: 13885
9 сентября 2016, 15:15
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Да, у Бекмамбетова стиль съемки напоминает кашу в голове, все очень разорвано.
Последняя фраза...известен как? Для меня это мусор, который стоит обходить. Он не умеет рассказывать истории, тому подтверждение и Особо опасен, посмотрел лишь из-за обожаемой актрисы.
Забавно видеть и агрессивную рекламную компанию фильма, одна сеть даже предлагай всю сумму вернуть на бонусные карты, по тв, инету...а желания на поход в кино не возникло ни разу...с момента выхода тизера.
Видно, что вас римейк очень огорчил, местами так эмоционально) Оно понятно)

Сейчас на сайтеGeorge (Киноакадемик), постов: 10523
9 сентября 2016, 15:09
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 9 сентября 2016, 12:13
Джуда, чтоб с другим Иудой не спутали, прости госпади))
Джуда звучит ужасно. Так его даже Иудой никто не звал - только Бен-Гуром. Это имя уж точно никто не спутает с Иудой Искариотом)))

Сейчас на сайтеGeorge (Киноакадемик), постов: 10523
9 сентября 2016, 15:06
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 9 сентября 2016, 10:59
Солнце, все правильно говоришь, только не мы с тобой целевая аудитория Тимура Бекмамбетова, а современная виртуальная ...
Согласен! Но даже и виртуальной молодёжи - я не знаю что там может понравится?!)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды