px

Рецензия на фильм "Дуэлянт". Честь требует крови

30.09.2016
Рецензия на фильм Дуэлянт. Честь требует крови
Год российского кино нам дарит небывалые проекты! Это масштабные фильмы-катастрофы ("Экипаж", "Ледокол"), историческая драма "Викинг", экспериментальный "Хардкор". Картина "Дуэлянт" от продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова совмещает в себе масштабный замысел, историческую составляющую и экспериментальный подход. Экранизации романов Бориса Акунина о похождениях сыщика Фандорина были последними авантюрными фильмами, что приковывали к себе внимание широкой публики. С тех пор выходили байопики (например, "Адмирал") и легковесные молодежные ленты о царскосельских лицеистах ("1814"). Но интерес к историческому материалу стал угасать. И вот новый фильм режиссера Алексея Мизгирева применяет всевозможные уловки (в том числе и рекламные), чтобы снова возродить авантюрный жанр. Приманкой послужила яркая обертка, то есть художественное оформление (как в свое время было с "Вием в 3D"), броско стилизованное под атмосферу стимпанка. Но получилось так, что этот выпирающий элемент вытеснил все остальные, а режиссура так и вовсе уступила место работе художников и костюмеров!

Тут же стоит оговориться, что стильная картинка не является основополагающей в характеристике фильма, а служит художественным средством экспрессии для раскрытия темы дуэлей. Поединки - это неотъемлемые атрибуты картин, действие которых происходит в XVIII - XIX веках. Это очень удобный и эффективный драматургический способ разрешить конфликт между героями. Но самих историй о дуэлях, дуэльных кодексах, о том - какую вообще роль они играют в жизни дворян, - припомнить сложно. И это одно из главных новшеств этой картины. Дуэли были частью жизни аристократов, известных своей утонченностью души, поэтическим восприятием мира, поиском красоты в каждом предмете - посему в их сознании (и нашем представлении!) поединки предстают как нечто воинственное и героическое, где проверятся храбрость и отвага и защищается честь. В "Дуэлянте" мы видим темную изнанку этого явления. Потому-то все окружающее и утопает в мрачной и смрадной атмосфере стимпанка!

Этот литературный жанр изображает XIX век в своем альтернативном развитии и с ярко выраженным научно-техническим прогрессом. Мы видим Петербург без каких-то привычных опознавательных знаков "Северной Пальмиры", не считая узнаваемых каналов, расположения улиц с угловыми домами и сверкающего купола Исаакиевского собора. Чаще всего в кадре присутствуют каркасы строящегося Спаса-на-Крови да подвесного моста через Неву. Черные цилиндры и сюртуки, чавкающая грязь под ногами и непрекращающийся ливень - таким предстает город, населенный бретерами. Другого Петербурга, яркого и фееричного, с дворцами, фонтанами, аллеями и парками - вы здесь не найдете! Народ тут подлый и низкий; для них дуэль - это не вопрос чести, а лишь средство для обогащения. Поэтому визуальное обрамление фильма и вышло именно таким.

Главный герой господин Яковлев (Петр Федоров) невероятно везуч. Он стреляется на дуэлях вместо своих клиентов, которых ему выбирает тайный наниматель. Яковлев зарабатывает на этом большие деньги; он не боится смерти (пробуя различные варианты поединков - с пистолетами лоб в лоб, через ширму и даже "русскую рулетку"). Его цель - вернуть себе законное дворянство, отнятое графом Беклемишевым (Владимир Машков). Настоящая фамилия Колычев - была утрачена, как и сам титул. Позже последовало разжалование в солдаты, прогон через строй и в итоге ссылка на Алеутские острова. Вернувшись оттуда, он мечтает отомстить. Но вся загвоздка в том, что он не может вызвать графа на дуэль, так как согласно первому уставу дуэльного кодекса, - драться могут только равные по происхождению. И теперь под чужим именем - Яковлев - он убивает на поединках людей, попутно размышляя над тем, как восстановить свою былую честь.

Фильм конечно же воздействует на зрителя своей стилистикой.

Эти необычные ракурсы, голландские углы, плавные наезды, цветовой контраст вкупе с "индустриальной" музыкой - создают особый фон. Но этот притягательный антураж настолько насыщен темными тонами, что в нем просто-напросто теряются детали. Не говоря уже о том, что задействованных локаций крайне мало (если это улица: то всегда один и тот же канал, если помещение - то либо зал дворянского собрания, либо комната главного героя). Мрачной атмосфере фильма вторит и несколько отстраненная манера поведения действующих лиц - сухость, равнодушие, презрение. Перечисленные выше элементы преобразовались в сочную композицию кадра, способную дух захватить, а некоторые сцены сложились так выразительно, что можно было обойтись и без реплик персонажей.

Но все это явно вытесняло содержательную часть фильма. Ни духа авантюризма или романтизма, не даже элементарной драматургии - нет и в помине. Сюжет довольно тривиальный и прямолинейный, без подводных камней и непредвиденных ситуаций. Градус напряжения лишь изредка поддерживается в отдельно взятом кадре, но никак не в структуре повествования. Оттого-то на выходе тебя переполняют очень странные чувства!

Фильм "Дуэлянт" нельзя назвать большим разочарованием; но и возложенных надежд он не оправдал. Каким бы ни был замысел авторов, но наскучить зрителю в их планы точно не входило. Искусная и пестрая на краски картина конечно же радует глаз, но душу радует глубина. Этого как раз таки и не хватает фильму - глубины содержания. А в двухмерной плоскости сюжета запомнились только подробности проведения дуэлей!

Автор: George



Всего комментариев: 31
George (Киноакадемик), постов: 10523
30 сентября 2016, 17:20
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 15:03
И при всех разочаровывающих недостатках фильм получился многослойный и достаточно органично связавший и кодексы ...
К Петру Фёдорову претензий нет! Но есть к сценарию и режиссуре.
Фильм посмотреть и я советую, чтобы оценить его персонально. Мне тоже было интересно наблюдать за этим киноэкспериментом, но результаты не всегда бывают удовлетворительными)) Поэтому эксперимент был не лишним, может из этого "прорастёт" что-нибудь более впечатляющее)) Со временем)))

Angelina (Критик), постов: 17852
30 сентября 2016, 17:15
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 30 сентября 2016, 17:00
Ангелина, спасибо! Рад, что тебе понравился текст)) Фильм посмотри!))
Обязательно.)

George (Киноакадемик), постов: 10523
30 сентября 2016, 17:06
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 30 сентября 2016, 14:48
Написал отлично и в "десятку")) Подобия Шерлоку от Гая Ричи я, например, и не ждала - там фарс, здесь предполагалась ...
Расписала прям на целый "багаж"))) Столько втиснула, хоть ссылки делай - и одежда Prada и актёры, её носившие на показе и Шерлок и Гай Ричи и Трансформеры и Черчилль, Роднянский, Бей...)))
По поводу приключенческого - не преключенческого характера фильма - для полноценной атмосферной драмы мне не хватило как раз драматичности и драматургичности!

George (Киноакадемик), постов: 10523
30 сентября 2016, 17:00
Аватарка пользователя George
Больше 8 лет на сайте
8
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Angelina писал(а) 30 сентября 2016, 14:02
Отличная рецензия, Джордж. Фильм посмотрю позже, дома.
Ангелина, спасибо! Рад, что тебе понравился текст)) Фильм посмотри!))

Constance (Киноакадемик), постов: 16793
30 сентября 2016, 15:03
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
И при всех разочаровывающих недостатках фильм получился многослойный и достаточно органично связавший и кодексы дворянской чести, и наступление технического прогресса, и "немецкий след" в русской истории, и вполне эстетскую обнаженку с интимом и много всякого разного, в том числе русского супер-мачо, до которого Бэтсам и Супам далеко)) Не ожидала, что в Петре Федорове столько не наигранной брутальности и достоинства и что он сможет сквозь всю историю продержаться на такой жесткой ноте.
Ни в коем случае не агитирую за фильм - но, честное слово, такие эксперименты лучше голливудского переливания из одной емкости в другую))


Constance (Киноакадемик), постов: 16793
30 сентября 2016, 14:48
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Написал отлично и в "десятку")) Подобия Шерлоку от Гая Ричи я, например, и не ждала - там фарс, здесь предполагалась драма, плотно обернутая в авантюрность)) Но в отсутствие драмы и довольно простеньком сугубо "приключенческом" (лучше слова не подберу) сюжете а ля Дюма и авантюрная плотность и глянец несколько скукоживается))
Фильм, возможно, и ниже ожиданий и не соответствует в чем-то, или даже во многом, исторической букве - даже мужской гардероб как с показа мужской коллекции Prada осень-зима 2012-2013, которую, кстати, представляли, голливудские звезды Гари Олдман, Уиллем Дефо, Гаррет Хедлунд,Эдриан Броди и т.д. Однако эксперимент очень выразительный и яркий, а на документальность фильм и изначально не претендовал. Скудность локаций имеет вне сомнения организационную подоплеку - это в Лондоне можно Трансформеров снимать, обвешивая поместье Черчиллей фашистской свастикой, Питер не Лондон, и Роднянский, тем более Мизгирев, не Майкл Бей.

Angelina (Критик), постов: 17852
30 сентября 2016, 14:02
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Отличная рецензия, Джордж. Фильм посмотрю позже, дома.

Maxxx (Критик), постов: 5250
30 сентября 2016, 12:34
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
Лучше сходите на Глубоководный горизонт!))

Stefa (Киноакадемик), постов: 21807
30 сентября 2016, 11:33
Аватарка пользователя Stefa
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Печально если так...

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25384
30 сентября 2016, 10:01
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
По трейлерам подозревала, что выйдет нечто описанное - интересное визуально и никакое по сути. Посмотрю, конечно, потом, но не в кино.

Написано здорово.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды