Максим Дунаевский: "Многие не узнают меня в музыке фильма "О любви"

Максим Дунаевский: "Многие не узнают меня в музыке фильма "О любви"

23 марта 2017 года на российские экраны выйдет новая картина Владимира Бортко "О любви", музыку к которой написал известный композитор Максим Дунаевский, автор таких легендарных хитов, как "Позвони мне, позвони" и "Ветер перемен". Почему работа с Бортко стала для мастера большим экспериментом, чем его привлёк проект и почему писать для кино сегодня неинтересно — ответы на эти и другие вопросы читайте в интервью с Максимом Дунаевским.

Вы говорили, что в последние годы стали писать музыку для кино реже, потому что российское кино стало неинтересным, фактически исчезло. Расскажите, пожалуйста, чем вас заинтересовал проект "О любви" Владимира Бортко.

Прежде всего тем, что это именно проект Владимира Бортко. На мой взгляд, в современной режиссуре царствует крайний непрофессионализм, а я привык работать с большими мастерами. Я не разделяю мнение, что современные кинематографисты должны подстраиваться под молодежь и аудиторию, которая ходит в кинотеатры. Фильмы особенно для молодежи нужно снимать суперпрофессионально по хорошим, настоящим сценариям. Картина любого жанра, будь то легкая комедия или блокбастер на тему прилета инопланетян, должна быть в высшей степени профессиональна по всем параметрам кино. Недавно посмотрел фильм "Ла-Ла Ленд". Большой зал мультиплекса на сеансе "Ла-Ла Ленда" был полон. Это говорит о том, что над фильмом работали профессионалы, которые любой жанр могут сделать зрительским шедевром. Будь то мюзикл, который непонятно почему у нас не любят, будь то детектив, блокбастер или мелодрама. Поэтому когда мне предлагают написать музыку для того или иного фильма, я обращаю внимание не на название, не на сценарий, а прежде всего на имя режиссера, которому доверяю.

Вы дали согласие, не читая сценарий?

Я, конечно, его прочитал, но решение принял прежде.

Режиссер рассказывал, что процесс написания музыки был трудоемким, потребовалось несколько вариантов, но он очень благодарен вам за результат. В чем заключалась сложность?

Владимир Владимирович знает, чего он хочет. А когда человек точно знает, чего он хочет, то я могу сделать хоть 20 вариантов одного и того же, пока не пойму, что попал в его цель. Он ведь требует не от каприза, а потому что знает, что необходимо его истории. Бортко крайне требовательный к себе человек. Он «вылизывал» каждый кадр, каждый эпизод, пока не нашел нужный баланс в картине. Я считаю, что это одна из лучших картин последних лет по тонкости психологизма и правдивости высказывания. Хотя режиссёр считает, что зрительский интерес может быть не столь высок, и причина в этом одна — вкусы и требования сегодняшней публики понижены. Более высокая планка, которую поднимает режиссер в теме этого фильма, может быть не востребована многими зрителями. Это наша беда, но вина не режиссера и сценария, а проблема публики.

Можете ли обрисовать, какие были этапы и задачи?

У нас несколько раз менялась концепция по мере изменения монтажа и акцентов в картине. По мере совершенствования уходили наши первоначальные задачи. Когда мы только встретились, я сразу задал режиссёру подкожный вопрос: "Почему именно я?". Бортко сказал, что ему нужна пронзительная и точная мелодия, что он приглашает меня, как композитора-мелодиста.

Я написал такую тему, но когда мы подошли к концу, выяснилось, что она не нужна. Так бывает. Как мне ни было больно отказаться, я это сделал и продолжил работу. Владимир Владимирович тоже очень болезненно относился к этой ситуации, боялся меня обидеть, потому что звал, как мелодиста, а в итоге отказался от лучшей мелодии в фильме. Но я его успокоил, потому что тоже понимал, картине нужно другое. Это «другое» мы взяли и протянули через всю историю, что оказалось точным и правильным. Другого режиссёра я бы послал, но здесь я точно понимал, что Бортко выполняет определенную задачу и разделял его видение.

То есть мы поэтапно отказывались от многих вещей, которые я считал проявлением своих сильных сторон, наработанных способностей. Я ведь работал над сотней фильмов — большой опыт, как и у Бортко. Пришлось идти навстречу и сделать совсем не то, что я писал раньше. Думаю, многие не узнают меня в музыке фильма "О любви".

То есть случился эксперимент на вашем творческом пути?

Да, и очень удачный. Никогда не поздно учиться и менять свои принципы. Этим мы достигаем душевной молодости и продляем свою творческую жизнь.

Какое настроение призвана создавать музыка к картине "О любви"? Есть ли общая характеристика для атмосферы?

Атмосфера, я бы сказал, психоделическая, потому что герои картины сами не знают, к чему они идут. Уверенные в себе в начале, в итоге они понимают, что потерялись. Вот почему и музыка понадобилась другая: в ней нет чёткой линии, ориентира, определенной мысли или эмоции.

Правда ли, что вы с Владимиром Владимировичем отталкивались от характера главной героини и ее исполнительницы, Ани Чиповской?

Да, хотя если честно, я изначально был несколько удивлен его выбором. Она хорошая актриса, но мне казалась немного поверхностной. В принципе, сейчас очень мало глубоких актёров. И опять я должен сказать о заслуге режиссёра, который умеет работать с артистами. Он провёл огромную работу, сделав глубокую многоплановую героиню. Конечно, талант Ани оказался таким, но Бортко его раскрыл. Он увидел совершенно неуловимую в своих поступках женщину, и, конечно, музыку мы строили вокруг её образа, подчеркнули талант актрисы. Во многом также по мере становления Ани в роли главной героини, нам пришлось отказываться от многих наработок в музыке. Кстати, Бортко тоже от многого отказался в своих замыслах. Это была огромная дистанция для всех.

Если современное кино неинтересно, то куда на ваш взгляд движется музыка в киноиндустрии? Здесь тоже застой?

Не застой, но проблема заключается в том, что продюсеры и режиссеры очень слабо в разбираются в музыке, не считая её одним из главных элементов картины. В таком случае можно вообще не браться за написание музыки, но какой режиссер откажет себе в том, чтобы прикрыть ею слабости! Когда-то был очень сильный корпус музыкальных редакторов на разных студиях — на Мосфильме, Киностудии Горького, Ленфильме, Одесской киностудии, даже на Киностудии Довженко, которая в последние годы уже не считалась сильной, но там были отличные редакторы. Они были суперпрофессионалами, которые задавали уровень, их слушались режиссёры и продюсеры. Сейчас этим занялись совершенно не сведущие люди, которые не знают, какая музыка должна быть, какую эмоцию или мысль должна подчеркивать. Наш же опыт никто не хочет использовать. Продюсеры предпочитают брать молодых, которые едва себя проявили. Посмотрите список номинантов на "Нику" и "Золотого орла" — люди, которых никто не знает, но это не главное: сегодня не знают, завтра узнают. Множество фамилий! Не может такое количество людей писать музыку для кино, поэтому спискам просто перестаешь доверять.

Но ведь из этого множества может выделиться кто-то особенный?

К сожалению, они не выделятся сами. Я бы сам не состоялся, если бы не гениальные люди вокруг. Одно имя Ролана Быкова чего стоит! А музыкальные редакторы были звёздами, без которых не состоялся бы ни я, ни Рыбников, ни Журбин, ни Дашкевич. Среди молодых композиторов наверняка множество талантливых людей, но этого не видно, потому что их не раскрывают. Все работают ради денег, но ведь и денег сегодня в кино нет. Роль композитора настолько принижена, что и платят копейки. Я, как кинокомпозитор, в СССР получал гораздо больше. Сегодня даже с нашими бедными театрами, если говорить о материальной стороне дела, выгоднее работать. Возвращаясь к первому вопросу, в кино сейчас неинтересно работать ни в плане творчества, ни в плане славы, ни в плане финансовом.

14.03.2017
Предлагаем почитать также:

Киноакадемия "Новости кино" рекомендует к просмотру

Министерство культуры Украины опубликовало список персон нон грата

Киноакадемия "Новости кино" рекомендует к просмотру

 
 
Всего комментариев: 1
  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 10433
  • Сейчас на сайтеБольше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
14.03.2017 19:21
#844440
Несведущие профессионалы и пониженные вкусы публики - декаданс по обе стороны экрана. Веселая жизнь...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

Глобальны кассовые сборы выросли в 2016 году

Абсолютным лидером мирового проката стала компания Walt Disney

"Могучие рейнджеры" не смогут составить конкуренцию "Красавице и чудовищу"

Экранизация детского сериала стартует слабо в домашнем прокате

Sony Pictures снимет фильм о Серебряном Соболе и Черной Кошке

Сценарий картины подготовит сценарист фильма "Тор 3: Рагнарек"

Рецензия на фильм "Живое". Мертвое

Если человечество готово смотреть такие фильмы, ему пора уступить место более продвинутым видам.

Российские сборы 16-19 марта. "Сплит" пошел на рекорд

Фильм "Красавица и чудовище" возглавил отечественный прокат

Глас народа. Пользовательская рецензия на фильм "Красавица и чудовище"

Пользователи портала "Новости кино" о скандальном фильме Walt Disney

Лучшие экранизации: В поисках двенадцати

Почем опиум для народа? И где ключ от квартиры, где деньги лежат?

Брайан Кокс: "Моей первой ролью в кино был Троцкий"

Популярный британский актер о работе в хорроре "Демон внутри" и о современном кино

Реклама
Лауреат премии Оскар
Вокруг Света за 80 дней
Год выхода: 1956
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Майкл Андерсон
Результат голосования
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Красавица и чудовище"
16.03.2017
Пользователи портала "Новости кино" о скандальном фильме Walt Disney
Самые обсуждаемые материалы
Warner Bros. снимет новую трилогию о Гарри Поттере
Warner Bros. снимет новую трилогию о Гарри Поттере
Проект будет основан на пьесе "Гарри Поттер и Проклятое дитя"
В "Могучих рейнджерах" Желтого рейнджера сделали лесбиянкой
В "Могучих рейнджерах" Желтого рейнджера сделали лесбиянкой
Создатели фильма поменяли ориентацию одному из ключевых персонажей
Фильм "Красавица и чудовище" стартовал с серией рекордов
Конкурс рецензий на любимые фантастические фильмы
Конкурс рецензий на любимые фантастические фильмы
Портал "Новости кино" и магазин Mycroft.su объявляют о проведении совместного конкурса
Конкурс к премьере фильма "Вурдалаки"
Конкурс к премьере фильма "Вурдалаки"
Портал "Новости кино" объявляет о начале нового состязания художников
Награждения
Наши рекорды