px

Рецензия к фильму "Интерстеллар" от Constance

Космическая Одиссея 2014, или По ком звонит колокол

Свершилось. Кристофер Нолан вступил в оскаровскую гонку со своим самым масштабным, монументальным и амбициозным проектом "Интерстеллар".

Режиссер не изменил своей методологии и принципам и вновь снял фильм, равно интеллектуальный, душевный и зрелищный. На сей раз ставки выше обычного, все пространственно-временные границы сметены, и речь идет не о судьбе отдельных персон, групп людей или даже целого города, а о судьбах человечества, находящегося в состоянии экологического и социального коллапса, обреченного в пределах поколения на вымирание на ставшей не пригодной для жизни планете Земля. В попытке найти новый дом, руководство NASA отправляет в рискованную экспедицию, вероятнее всего, с билетом в один конец, небольшую группу астронавтов, руководимую когда-то лучшим пилотом организации по фамилии Купер (Мэттью МакКонахи). Он вдовец, вынужденный, скрепя сердце, оставить двух детей школьного возраста, которым пока трудно разделить с отцом ответственность за судьбу цивилизации, им просто нужно родительское тепло. Некоторую надежду на успех экспедиции дают многолетние космические исследования под руководством профессора Брэнда (Майкл Кейн).

Кристофер и Джонатан Ноланы создали в этот раз особенно сложную партитуру. Они рассуждают о тайнах мироздания на уровне популярной лекции по физике, о месте и возможностях человека в нем, судьбах человечества, рассказывают несколько человеческих драм и предлагают нашему вниманию новую Космическую Одиссею. Фильм прямо или косвенно вернул автора этих строк к собственным представлениям о мироздании. Теоретические рассуждения высшего философского характера, в целом, о том, что материальный мир движется (развивается) по своим объективным законам в соответствии со своей внутренней логикой, многообразие которой ускользает от человеческого сознания. Человечество в массе своей суетно, невежественно, думает о сиюминутном, провоцирует экологические катастрофы, забывая о далеких перспективах и наследии для детей своих детей. Лучшие умы озабочены загадками мира и далекими перспективами, но сотни страниц формул, написанных по законам формальной логики, не приближают их к разгадкам, которые возможны только благодаря гениальным озарениям одиночек, почти изгоев. У последних активен ген интуитивности, который у большинства человечества погружен в глубокую спячку. Мироздание не содержит зла; мир опасен и жестко реагирует на небрежение его гармоничным порядком, но зло есть только в голове человека.

Драматический и более индивидуальный уровень истории о связи поколений, этой крепкой и надежной биологической вертикали, о том, что человек часть единого организма под названием социум, с которым связан никогда не отмирающей пуповиной, каким бы автономным гением не был. О жертвенности. О том, что все технологические и научные достижения в итоге не могут конкурировать с величием "достижений человечности" — интуицией и любовью, которые прошивают пространство-время, и как вспышка озаряют тайны сущего, которое обычно мы видим в тусклом свете нашего разума, делая их очевидными. Фильм так плотно утрамбован интеллектуальными рассуждениями, красочными подробностями, захватывающими событиями, что безусловно позволит претендовать сценарию на Оскар.

Картина настолько педантично продумана визуально, что ее и фантастикой трудно назвать. Смотрится почти как документальная лента из области астрофизики, что, видимо, прямое следствие участия в проекта физика-теоретика Кипа Торна. Космос, другие планеты с их разнообразными красивыми мирами. Кротовые норы и черные дыры на фоне рассуждений о триединстве понятий пространства-времени-гравитационной сингулярности. Материальную часть фильма, наверное, можно назвать революционной и с большой степенью вероятности фильм победит в номинациях лучший оператор (Хойте Ван Хойтема), монтаж (Ли Смит), звук, сведение звука, приплюсую сюда еще и музыку Ханса Циммера.

Не могу чуть-чуть не отвлечься. Кинематограф в последние годы стал пророческим, как в свое время были, например, романы Жюля Верна, предвосхитившие технологический прогресс. Пророчества сегодняшнего кинематографа мрачны и безысходны, буквально "призывают" апокалипсис, изливая его как вселенский потоп с экрана в реальность. Апокалипсис, описанный Ноланами, все же оптимистичен. Они не делают лишних комплиментов человечеству, признавая его слабость и несовершенство. Колокол звонит по каждому из нас. Однако имено из этой слабости и только из нее рождается сила, позволяющая человеческой расе оставаться жизнеспособной — любовь в самом всеобъятном смысле слова.

Два слова об актерских работах. Стержень истории, если не считать космическую одиссею, красивую и опасную, персонаж Мэттью МакКонахи . Купер не гений, не супермен, не икона, но вполне земной и обаятельный человек, не слабак, который неплохо справляется со всем, за что берется. Инженер, пилот космолета, по стечению обстоятельств фермер, хороший отец, самоотверженный землянин. Короче, простой американский герой. Именно в его уста вложен оптимистичный слоган: "Мы найдем выход, мы всегда его находили". Мэттью сегодня входит в Топ 10, если не 5, востребованных "серьезных" голливудских актеров. Игра МакКонахи вполне профессиональна, но в "Далласском клубе покупателей" или даже в "Линкольне для адвоката" и "Настоящем детективе" он интереснее. Очень приятно было встретиться с актерами старшего поколения Джоном Литгоу и Майклом Кейном. При их колоссальном актерском и человеческом опыте они могут оживить даже мертвый персонаж. Последние 5 минут экранного времени персонажа Кейна одна из самых душевных нот фильма. Нельзя не отметить старания 13-летней Маккензи Фой в роли дочери Купера.

Что всегда отличало фильмы Нолана в отношении актеров — отсутствие в сюжетах "статистов." Как много персонажей в "Темном рыцаре" или "Начале", и все живые люди, со своей историей и ярким характером. Здесь кроме МакКонахи, Литгоу и Кейна отметить особенно некого, персонажи больше люди-функции, несколько вырванные из контекста. Например, в команде космического звездолета, отправленного в длительную экспедицию, самым живым членом экипажа оказывается продвинутый компьютер. Есть в ленте совершенно бледные тени — герои, например, Уэса Бентли или Тофера Грейса. Да и большой ученый, доктор Манн (Мэтт Деймон), персонаж, несущий важную смысловую нагрузку, остался условно мотивированным — то ли сумасшедший, то ли сволочь. Джессика Честейн и Энн Хатауэй, если думать об оскаровской гонке, сильно уступают Розамунд Пайк в "Исчезнувшей", а персонаж Хатауэй, судя по открытому финалу, не исключающему сиквел, возможно "приберегли" для "Интерстеллар-2". Видимо, сложно объять необъятное и безукоризненно сделать все — воссоздать энное количество космических объектов, обсудить массу насущных для человечества тем и вдохнуть живую жизнь в целую череду персонажей. Несколько смутило обилие слез — глаза на мокром месте постоянно у всех, детей, стариков, ученых-женщин и астронавтов-мужчин.

По настроению "Интерстеллар", пожалуй, возврат к кинофантастике 1970-х, выросшей из "2001 год: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика 1968. К эпохе "Чужого" Ридли Скотта, "Соляриса" Андрея Тарковского, когда фантастика раздвинула формальные границы жанра, стала более реалистичной, подружилась с психологией, философией, религией. При всей крутости сюжетов та космическая кино-эпоха была гуманистической и романтической и главными в ней были отдельные человеческие истории. И замечательно, что Нолан вернулся на ту развилку, естественно, на новом технологическом уровне. Правда, в "Интерстелларе" люди, как мне показалось на эмоциональном подсознательном уровне, были чуть меньше интересны Ноланам, чем обычно, великолепие Космоса победило.

Отдавая должное Кристоферу Нолану как постановщику, беспрецедентной масштабности, эпичности, гуманистической направленности, уникальности и космической бесконечности его нового творения, которое мгновенно стало культурным событием и станет наверняка культовой картиной, все же не буду спешить назвать ее лучшим проектом всех времен в жанре научной фантастики. По крайне мере не посмотрев еще пару раз. Прошу прощения у читателей за специфическую направленность (писала о наболевшем) и известную сумбурность текста, последнее, впрочем, отражает некоторую перегруженность картины.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
08.11.2014
Просмотров: 2784
Оценка читателей: 9,48 из 10 (голосов 27)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 63
drakula (Критик), постов: 31094
10 ноября 2014, 10:58
Аватарка пользователя drakula
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
darkwhite писал(а) 10 ноября 2014, 10:25
Вошел в Черную дыру - встретил там дочь. Ничего глупее не видел. Да даже в "Гарри Поттере и Узнике Азкабана" ...
)))) твой интеллект тебе не позволяет понят это. Жалко тебя.... Хотя нет, продолжай и дальше быть таким же

Constance (Киноакадемик), постов: 16793
10 ноября 2014, 10:46
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 10 ноября 2014, 10:19
Все справедливо говорите)) Но ставки здесь несколько выше)) Я вижу другое измерение этого проекта)) Это не фантастика, ...
Кстати, безупречный образец в жанре фантастики - "Солярис" Тарковского. Правда, я давно не пересматривала "Близкие контакты.." Спилберга))

TREADSTONE (Критик), постов: 23456
10 ноября 2014, 10:32
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Зэпп писал(а) 10 ноября 2014, 10:10
скайлайн и район 9??? в один ряд никогда бы не поставил... актеры в скайлайне второсортные, режиссура тоже глаз режет... ...
++++

darkwhite (Критик), постов: 31333
10 ноября 2014, 10:27
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
S3S писал(а) 10 ноября 2014, 10:25
на Скайлайн такие надежды?)) странный выбор)
Неожиданный поворот в конце фильма сделало свое:)

S3S (Критик), постов: 13199
10 ноября 2014, 10:25
Аватарка пользователя S3S
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
darkwhite писал(а) 10 ноября 2014, 10:13
Район 9 не смотрел, но вот от Скайлайна в восторге. Такое снять за 5 млн? Это немыслимо. Лучший фильм про нападение ...
на Скайлайн такие надежды?)) странный выбор)


darkwhite (Критик), постов: 31333
10 ноября 2014, 10:25
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
Constance писал(а) 10 ноября 2014, 10:19
Все справедливо говорите)) Но ставки здесь несколько выше)) Я вижу другое измерение этого проекта)) Это не фантастика, ...
Вошел в Черную дыру - встретил там дочь. Ничего глупее не видел. Да даже в "Гарри Поттере и Узнике Азкабана" более чем логично выполнили эту функцию нежели сценарный бред в Интерстелларе

Maxxx (Критик), постов: 5250
10 ноября 2014, 10:21
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
darkwhite писал(а) 10 ноября 2014, 10:13
Район 9 не смотрел, но вот от Скайлайна в восторге. Такое снять за 5 млн? Это немыслимо. Лучший фильм про нападение ...
Боже какой ребенок...не смотрит Район за то смотрит разные Скайлайны ничтожные и так далее...печально наверно в кино не разбираться..

Constance (Киноакадемик), постов: 16793
10 ноября 2014, 10:19
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
kino писал(а) 10 ноября 2014, 9:54
"Гениальность" Нолана никакая. Абсолютно! Дайте любому 200 миллионов американских рублей бюджета - и снимут ...
Все справедливо говорите)) Но ставки здесь несколько выше)) Я вижу другое измерение этого проекта)) Это не фантастика, это скрытые реалии нашего сегодняшнего дня. Фильм не самый "гладкий" и не самый "удобный" и не самый "уютный". Но когда Вы сами будете биться почти в отчаянии в 246м измерении, пытаясь достучаться до нашего 4-х-мерного земного мира, и ваша дочь Вас услышит и спасет - Вы поймете, что хотел сказать Нолан)) Я не считаю фильм безупречным образцом фантастики и лучшим творением Нолана, не все в нем образцово-показательно, но по-человечески он мне во многом созвучен и понятен)) В каждой человеческой голове разный набор ассоциаций и нейронных связей, и от этого конкретного набора, обусловленного социальным опытом человека, зависит его восприятие ВСЕГО, в том числе и фильма Интерстеллар)) А малобюджетную фантастику без амбиций я уважаю и люблю как и Вы)) И в Начале, в сущности, те же "игры" с пространством-временем, что и в Интерстелларе

darkwhite (Критик), постов: 31333
10 ноября 2014, 10:13
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
Зэпп писал(а) 10 ноября 2014, 10:10
скайлайн и район 9??? в один ряд никогда бы не поставил... актеры в скайлайне второсортные, режиссура тоже глаз режет... ...
Район 9 не смотрел, но вот от Скайлайна в восторге. Такое снять за 5 млн? Это немыслимо. Лучший фильм про нападение пришельцев со времен Дня Независимости, сиквел обещает быть помасштабнее ибо надо придумать другую тактику боя раз атомная бомба не помогла

Зэпп (Критик), постов: 38896
10 ноября 2014, 10:10
Аватарка пользователя Зэпп
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
kino писал(а) 10 ноября 2014, 9:54
"Гениальность" Нолана никакая. Абсолютно! Дайте любому 200 миллионов американских рублей бюджета - и снимут ...
скайлайн и район 9??? в один ряд никогда бы не поставил... актеры в скайлайне второсортные, режиссура тоже глаз режет... а район - очень добротное кино.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11316
сегодня, 16:58
Евгений S.h.
Теперь и на лодыжке Пратта оставили русский след;))

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11316
сегодня, 16:55
Евгений S.h.
;))) Сильное заявление:) Даже "Доказательство смерти" - худший фильм по оценкам в карьере Квентина - и то не заслуживает такое клеймо;)

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11316
сегодня, 16:52
Евгений S.h.
Ты ещё не смотрел??? Это странно;)

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11316
сегодня, 16:50
Евгений S.h.
Если Золотая Малина проигнорирует и вторую часть, то я перестану понимать эту антипремию.

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11316
сегодня, 16:48
Евгений S.h.
Жаль только, что карьера Траволты давно где-то на дне:( С последним фильмом Тарантино была надежда на его хотя бы недолгое возвращение в большое кино..

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11316
сегодня, 16:44
Евгений S.h.
А вот Весельчак У в исполнении вездесущего актера с одной из самых распространенных фамилий в России и СНГ - это тихий ужас. С одной стороны, он один и ... [читать далее]

ogonek (Зритель), постов: 950
сегодня, 16:29
ogonek
Сам себе закопал,это конец.

Язон ДинАльт (Критик), постов: 1094
сегодня, 16:29
Язон ДинАльт
Эта пapaшa так и остаётся пapaшей даже через несколько лет.

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11316
сегодня, 16:18
Евгений S.h.
"Сто лет тому вперед", как и сулили трейлеры, оказалась несбалансированной, жуткой и несваримой кашей с очевидным закосом на Голливуд. Не читал ... [читать далее]

MySpace (Зритель), постов: 610
сегодня, 16:12
MySpace
Ой, уже 9%.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды