px

Рецензия к фильму "Интерстеллар" от Constance

Космическая Одиссея 2014, или По ком звонит колокол

Свершилось. Кристофер Нолан вступил в оскаровскую гонку со своим самым масштабным, монументальным и амбициозным проектом "Интерстеллар".

Режиссер не изменил своей методологии и принципам и вновь снял фильм, равно интеллектуальный, душевный и зрелищный. На сей раз ставки выше обычного, все пространственно-временные границы сметены, и речь идет не о судьбе отдельных персон, групп людей или даже целого города, а о судьбах человечества, находящегося в состоянии экологического и социального коллапса, обреченного в пределах поколения на вымирание на ставшей не пригодной для жизни планете Земля. В попытке найти новый дом, руководство NASA отправляет в рискованную экспедицию, вероятнее всего, с билетом в один конец, небольшую группу астронавтов, руководимую когда-то лучшим пилотом организации по фамилии Купер (Мэттью МакКонахи). Он вдовец, вынужденный, скрепя сердце, оставить двух детей школьного возраста, которым пока трудно разделить с отцом ответственность за судьбу цивилизации, им просто нужно родительское тепло. Некоторую надежду на успех экспедиции дают многолетние космические исследования под руководством профессора Брэнда (Майкл Кейн).

Кристофер и Джонатан Ноланы создали в этот раз особенно сложную партитуру. Они рассуждают о тайнах мироздания на уровне популярной лекции по физике, о месте и возможностях человека в нем, судьбах человечества, рассказывают несколько человеческих драм и предлагают нашему вниманию новую Космическую Одиссею. Фильм прямо или косвенно вернул автора этих строк к собственным представлениям о мироздании. Теоретические рассуждения высшего философского характера, в целом, о том, что материальный мир движется (развивается) по своим объективным законам в соответствии со своей внутренней логикой, многообразие которой ускользает от человеческого сознания. Человечество в массе своей суетно, невежественно, думает о сиюминутном, провоцирует экологические катастрофы, забывая о далеких перспективах и наследии для детей своих детей. Лучшие умы озабочены загадками мира и далекими перспективами, но сотни страниц формул, написанных по законам формальной логики, не приближают их к разгадкам, которые возможны только благодаря гениальным озарениям одиночек, почти изгоев. У последних активен ген интуитивности, который у большинства человечества погружен в глубокую спячку. Мироздание не содержит зла; мир опасен и жестко реагирует на небрежение его гармоничным порядком, но зло есть только в голове человека.

Драматический и более индивидуальный уровень истории о связи поколений, этой крепкой и надежной биологической вертикали, о том, что человек часть единого организма под названием социум, с которым связан никогда не отмирающей пуповиной, каким бы автономным гением не был. О жертвенности. О том, что все технологические и научные достижения в итоге не могут конкурировать с величием "достижений человечности" — интуицией и любовью, которые прошивают пространство-время, и как вспышка озаряют тайны сущего, которое обычно мы видим в тусклом свете нашего разума, делая их очевидными. Фильм так плотно утрамбован интеллектуальными рассуждениями, красочными подробностями, захватывающими событиями, что безусловно позволит претендовать сценарию на Оскар.

Картина настолько педантично продумана визуально, что ее и фантастикой трудно назвать. Смотрится почти как документальная лента из области астрофизики, что, видимо, прямое следствие участия в проекта физика-теоретика Кипа Торна. Космос, другие планеты с их разнообразными красивыми мирами. Кротовые норы и черные дыры на фоне рассуждений о триединстве понятий пространства-времени-гравитационной сингулярности. Материальную часть фильма, наверное, можно назвать революционной и с большой степенью вероятности фильм победит в номинациях лучший оператор (Хойте Ван Хойтема), монтаж (Ли Смит), звук, сведение звука, приплюсую сюда еще и музыку Ханса Циммера.

Не могу чуть-чуть не отвлечься. Кинематограф в последние годы стал пророческим, как в свое время были, например, романы Жюля Верна, предвосхитившие технологический прогресс. Пророчества сегодняшнего кинематографа мрачны и безысходны, буквально "призывают" апокалипсис, изливая его как вселенский потоп с экрана в реальность. Апокалипсис, описанный Ноланами, все же оптимистичен. Они не делают лишних комплиментов человечеству, признавая его слабость и несовершенство. Колокол звонит по каждому из нас. Однако имено из этой слабости и только из нее рождается сила, позволяющая человеческой расе оставаться жизнеспособной — любовь в самом всеобъятном смысле слова.

Два слова об актерских работах. Стержень истории, если не считать космическую одиссею, красивую и опасную, персонаж Мэттью МакКонахи . Купер не гений, не супермен, не икона, но вполне земной и обаятельный человек, не слабак, который неплохо справляется со всем, за что берется. Инженер, пилот космолета, по стечению обстоятельств фермер, хороший отец, самоотверженный землянин. Короче, простой американский герой. Именно в его уста вложен оптимистичный слоган: "Мы найдем выход, мы всегда его находили". Мэттью сегодня входит в Топ 10, если не 5, востребованных "серьезных" голливудских актеров. Игра МакКонахи вполне профессиональна, но в "Далласском клубе покупателей" или даже в "Линкольне для адвоката" и "Настоящем детективе" он интереснее. Очень приятно было встретиться с актерами старшего поколения Джоном Литгоу и Майклом Кейном. При их колоссальном актерском и человеческом опыте они могут оживить даже мертвый персонаж. Последние 5 минут экранного времени персонажа Кейна одна из самых душевных нот фильма. Нельзя не отметить старания 13-летней Маккензи Фой в роли дочери Купера.

Что всегда отличало фильмы Нолана в отношении актеров — отсутствие в сюжетах "статистов." Как много персонажей в "Темном рыцаре" или "Начале", и все живые люди, со своей историей и ярким характером. Здесь кроме МакКонахи, Литгоу и Кейна отметить особенно некого, персонажи больше люди-функции, несколько вырванные из контекста. Например, в команде космического звездолета, отправленного в длительную экспедицию, самым живым членом экипажа оказывается продвинутый компьютер. Есть в ленте совершенно бледные тени — герои, например, Уэса Бентли или Тофера Грейса. Да и большой ученый, доктор Манн (Мэтт Деймон), персонаж, несущий важную смысловую нагрузку, остался условно мотивированным — то ли сумасшедший, то ли сволочь. Джессика Честейн и Энн Хатауэй, если думать об оскаровской гонке, сильно уступают Розамунд Пайк в "Исчезнувшей", а персонаж Хатауэй, судя по открытому финалу, не исключающему сиквел, возможно "приберегли" для "Интерстеллар-2". Видимо, сложно объять необъятное и безукоризненно сделать все — воссоздать энное количество космических объектов, обсудить массу насущных для человечества тем и вдохнуть живую жизнь в целую череду персонажей. Несколько смутило обилие слез — глаза на мокром месте постоянно у всех, детей, стариков, ученых-женщин и астронавтов-мужчин.

По настроению "Интерстеллар", пожалуй, возврат к кинофантастике 1970-х, выросшей из "2001 год: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика 1968. К эпохе "Чужого" Ридли Скотта, "Соляриса" Андрея Тарковского, когда фантастика раздвинула формальные границы жанра, стала более реалистичной, подружилась с психологией, философией, религией. При всей крутости сюжетов та космическая кино-эпоха была гуманистической и романтической и главными в ней были отдельные человеческие истории. И замечательно, что Нолан вернулся на ту развилку, естественно, на новом технологическом уровне. Правда, в "Интерстелларе" люди, как мне показалось на эмоциональном подсознательном уровне, были чуть меньше интересны Ноланам, чем обычно, великолепие Космоса победило.

Отдавая должное Кристоферу Нолану как постановщику, беспрецедентной масштабности, эпичности, гуманистической направленности, уникальности и космической бесконечности его нового творения, которое мгновенно стало культурным событием и станет наверняка культовой картиной, все же не буду спешить назвать ее лучшим проектом всех времен в жанре научной фантастики. По крайне мере не посмотрев еще пару раз. Прошу прощения у читателей за специфическую направленность (писала о наболевшем) и известную сумбурность текста, последнее, впрочем, отражает некоторую перегруженность картины.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
08.11.2014
Просмотров: 2782
Оценка читателей: 9,48 из 10 (голосов 27)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 63
ClubStyle (Критик), постов: 17905
8 ноября 2014, 18:12
Аватарка пользователя ClubStyle
Больше 12 лет на сайте
12
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 8 ноября 2014, 18:03
Не могла не отметиться)) Надо было бы написать страницы 3 - по странице на каждый час истории, но ограничилась страницей ...
про циммера хотелось бы больше упоминаний)
А рецензия похожа на статью)

Mateas (Критик), постов: 9920
8 ноября 2014, 18:11
Аватарка пользователя Mateas
Больше 13 лет на сайте
13
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Constance писал(а) 8 ноября 2014, 18:03
Не могла не отметиться)) Надо было бы написать страницы 3 - по странице на каждый час истории, но ограничилась страницей ...
Рецензия чудо как хороша)) Только про мебель не согласен)

Constance (Киноакадемик), постов: 16793
8 ноября 2014, 18:03
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Не могла не отметиться)) Надо было бы написать страницы 3 - по странице на каждый час истории, но ограничилась страницей с хвостиком))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



DarkKnight77 (Критик), постов: 8178
сегодня, 20:29
DarkKnight77
Ужас какой

DarkKnight77 (Критик), постов: 8178
сегодня, 20:25
DarkKnight77
Фильм смотреть интересно. Но конечно же герой Хоакина никакой не Наполеон. Ну или Наполеон, но из какой-то другой реальности

SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31786
сегодня, 18:37
SF Freddy
да, давно на подобную тематику добротных фильмов не снимали. а так хочется что то путное посмотреть

Intaler (Киноман), постов: 8794
сегодня, 18:27
Intaler
В четвёртом сезоне "Ради всего человечества" была в России показана отнюдь не комедия

SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31786
сегодня, 18:26
SF Freddy
такое впечатление, что он понял как можно побольше бабла срубить: сначала выпускаешь неполную прокатную версию, а потом трубишь на весь мир, что там ... [читать далее]

SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31786
сегодня, 18:24
SF Freddy
я так понимаю снимут комедию?))

Fox Mulder (Критик), постов: 1693
сегодня, 18:23
Fox Mulder
Испортить оригинал они ни как не смогут, ремейк от Спайка Ли не испортил корейскую версию.

SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31786
сегодня, 18:22
SF Freddy
намечается трешачок)

SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31786
сегодня, 18:22
SF Freddy
ну покрайней мере она не превратилась в даму с бесформенным лицом

Рюк (Критик), постов: 693
сегодня, 17:57
Рюк
так , если сравнивать с тем , что сейчас, она была тяжёлой) если сравнивать жизнь и там и там в 60ые года, думаю понятно, где было тяжелее)



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Читатели издания "Новости кино" об экранизации популярной серии видеоигр
Драма "Падение империи" стартовала лучше, чем ожидалось
Награждения
Наши рекорды