Современный кинематограф уже мало чем нас удивляет. Он давно застыл в своём развитии; перестал искать новые возможности. Мы наблюдаем прогресс лишь технической стороны, средств выразительности, направленной большей частью на внешний эффект, на красочность обёртки. Но содержание, киноязык становится всё примитивней и примитивней, - птичьим языком. Темы повторяются, избранные направления описывают круги. Обо всём давно уже сказано и ничего другого не придумать. Остаётся лишь пересказывать всё заново, на свой лад (поэтому всё новое - это хорошо забытое старое).
Но современный кинозритель, который не будет брезгливо отворачиваться от "старого" кино (только потому что оно старое), - приятно удивится ранее не виданными и позже позабытыми возможностями в кинематографе. Это было время фундаментальных открытий - когда кино заговорило на совершенно другом языке. И одним их первых на эту ещё не проторенную дорожку ступил Ингмар Бергман со своим фильмом "Земляничная поляна". И это открытие заключается в проекции на экране человеческого мышления. Осознанная реальность, бессознательные сновидения, сознательные воспоминания, мечты, желания - все эти образы безостановочно вращаются в человеческой голове - и этот "поток сознания" необходимо спроецировать на экране и превратить его в сюжет. А сюжет этого фильма таков.
Эта история профессора, проснувшегося поутру после страшного сна и собирающегося ехать на церемонию вручения почётной премии в честь 50-летия его врачебной практики. Весь фильм посвящён его поездке на это мероприятия и кончается его постелью. Всего один день. Эта незамысловатая фабула фильма прямолинейна как остов, на который нанизываются формообразующие элементы, поскольку основное действие происходит в голове главного героя. Мы видим процессы его мышления. Это и сон, в котором он находится в разрушенном городе, - где городские часы без стрелок; он встречает безликого человека, а потом похоронную колесницу, везущую гроб, из которого вытягивает руку двойник профессора и тянет его за собой. Мы видим белокурые воспоминания молодости - белое платье его возлюбленной, собирающей землянику, белоснежную скатерть обеденного стола, за которым собираются все домашние. Мы видим его реальность, в которой он несчастный одинокий старик, 78 лет, вдовец, женившийся не на той, о которой грезил на земляничной поляне. Он едет получать эту "идиотскую" медаль вместе со своей невесткой, женой его сына, у которых свои никак не разрешимые проблемы; они встречают случайных попутчиков - и все эти события реальности, а также воспоминания преобразуются в абсурдных и тревожных снах, где профессор сдаёт экзамен инженеру (который попался ему на дороге) - и выслушивает суровый приговор своей незадавшейся жизни.
Кинематограф давно интересовался этими модальностями - как сон и воспоминания - рассматривая их в качестве повествовательных элементов. Но прежде они выделялись маркерами - либо наплывом, либо двойной экспозицией, то есть автор заранее предупреждал зрителя - что сейчас будет. Бергман не стал выделять эти переходы из одной модальности в другую - он превратил и сон и реальность и воспоминания в единый повествовательный поток. Правда, чтобы зрителю совсем не потеряться, так как это было ещё в новинку - главный герой, он же рассказчик, озвучивает свои мысли по ходу действия. Позже эти пространства сознательного - бессознательного, реального-ирреального усовершенствуются у Тарковского и Феллини. Неспроста в фильмах Тарковского присутствует этот навязчивый образ дверного проёма - символизирующего переход из одного состояния в другое.
"Земляничная поляна" - это не просто игра воображения. Рассказчик делится своими воспоминаниями, выделяя в них основные моменты своей жизни. И эта модальность является ключевой, именно ею и живёт человек, она поддерживает его жажду к жизни. Реальность опостылела, сны абсурдны. Когда жизненный путь заканчивается, лишь яркие воспоминания смягчают чёрствость сердца и питают его надеждами на лучшее, - на то лучшее, что останется после тебя. Чтобы стало с этим человеком, не будь у него возможности перенестись мыслями на земляничную поляну, где прелестная девушка в белом собирает спелые ягоды?!
Рецензия к фильму "Земляничная поляна" от George
Проекция мышления
Просмотров: 6400
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 6)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25312
29 мая 2016, 23:52
| |
14 |
Andrew писал(а) 29 мая 2016, 23:43 Девушки в белом - это зло по определению:) я, кстати, тоже так считаю)), нужен латекс, плеть, все дела....)) |
Andrew (Главный редактор), постов: 73050
29 мая 2016, 23:43
| |
|
brune писал(а) 29 мая 2016, 23:39 Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого ... Девушки в белом - это зло по определению:) |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25312
29 мая 2016, 23:39
| |
14 |
Вот интересно, когда у кого-то не удается жизнь (ну типа) и он вспоминает какие-то счастливые моменты из прошлого (девушка в белом), он свято верит, что именно в этом месте ошибся? А может, женись он на этой с ягодами, и не стал бы профессором... мало того, возможно, и счастливым не стал тоже.... а тут хоть профессором...
Реца класс |
George (Киноакадемик), постов: 10520
29 мая 2016, 17:34
| |
8 |
PROFE7OR писал(а) 29 мая 2016, 17:22 А это, ... "Эта история профессора, проснувшегося поутру ..." - теперь спать буду с улыбкой на устах.)
Целая ... Спасибо за оценку! Я всего лишь пересказал гениальный фильм Бергмана!)) |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
29 мая 2016, 17:22
| |
13 |
А это, ... "Эта история профессора, проснувшегося поутру ..." - теперь спать буду с улыбкой на устах.)
Целая история, да ещё кого? )) За историю, отдельное спасибо, виртуально уже налил тебе бокал.) Браво! |
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
29 мая 2016, 17:18
| |
13 |
За прелестную девушку в белом собирающей спелые ягоды - можно многое отдать.))
Великолепно, по больше бы настоящего мастерства! |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Mr Ma (Киноман), постов: 7995
сегодня, 10:23
| |
да, денег не занесли в томаты как Безос с Кольцами и Драконами)
|
Intaler (Киноман), постов: 8565
сегодня, 10:19
| |
А по фильму чё?)))
|
Intaler (Киноман), постов: 8565
сегодня, 10:18
| |
Про Годзиллу, решившего вздремнуть, хорошо было:) Надо на такое в Аймаксе смотреть, под Вильнёва же спать - ходят)
|
Ёпрcт (Зритель), постов: 464
сегодня, 10:16
| |
Эти же критики хвалят Дюну!))
|
MySpace (Зритель), постов: 572
сегодня, 10:04
| |
Уже на годзилле 2.
|
MySpace (Зритель), постов: 572
сегодня, 10:04
| |
Ну базированный швах в монстрверсе. Ничего нового.
|
Andrew (Главный редактор), постов: 73050
сегодня, 10:04
| |
Итак, Warner угробила и эту франшизу:)
|
Intaler (Киноман), постов: 8565
сегодня, 9:41
| |
Про закрученность ДНК - это такой реальный любопытный научный факт
|
Intaler (Киноман), постов: 8565
сегодня, 9:32
| |
Интересная идея про закрученность ДНК, но это ведь не проходит научную критику, чтобы человек думал, что у него не туда закручено. Впрочем, на основе ... [читать далее]
|
Intaler (Киноман), постов: 8565
сегодня, 9:29
| |
Не, я прямо в восторге был с первых трёх серий, когда космос шёл. Дальше уже просто добротная картина про мистику, но именно как-то контраст сильный.
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 29 марта 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, комедия, ужасы, фантастика |
Режиссер: | Гил Кенан |
В главных ролях: | Кэрри Кун, Энни Поттс |
Реклама
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Кентавр | 8.05 |
3 | Звук свободы | 7.56 |
4 | Мастер и Маргарита | 7.56 |
5 | Герой наших снов | 7.45 |
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Кентавр | 8.05 |
3 | Мастер и Маргарита | 7.56 |
4 | Вызов | 7.41 |
5 | Снегирь | 7.21 |
1 | Грань Будущего 2 | 9.39 |
---|---|---|
2 | Дэдпул и Росомаха | 8.90 |
3 | Миссия невыполнима 8 | 8.69 |
4 | Годзилла и Конг: Новая империя | 8.62 |
5 | Безумный Макс: Пустошь | 8.56 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.23 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Разрушители легенд | 9.00 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 8.98 |
Самые обсуждаемые материалы
"Сумрачный самурай" был удостоен номинации на премию "Оскар"
Стало известно музыкальное содержание фильма "Джокер 2: Безумие на двоих"
По стилю экранизация - почти классический нуар-триллер мирового уровня.
Награждения
Наши рекорды