Рецензия к фильму "Ностальгия" от Basil

Они не хотят…

….Каждый раз, когда я хочу зайти в воду с горящей свечей, они прогоняют меня, говорят, что я – сумасшедший…

Я свеча, я сгорел на пиру.

Пап, это и есть конец света?

Фильм Андрея Тарковского «Ностальгия», наверное можно так сказать, самый сдержанный в плане эмоционального напряжения, чем-то близкий к «Солярису» фильм. Возможно, по таким моментам, как тишина в кадре, планы, выхваченные камерой, и… застывшие, словно говоря о чем-то, они длятся долго, камера приближается, удаляется, словно автор хочет немного поразмышлять, помедитировать в том пространстве, в которое падает свет, в которое падает вода или струится пар… Само пространство подчинено медитации – покрытое туманом поле в местечке Валь-д’Орча, монастырь в Тоскане, гостиничный номер, бассейн, разрушенный дом, пустая площадь… «Не нужны мне ваши красоты» - говорит в начале фильма герой Янковского, который играет главную роль, но все же устремляется в туман, туда, где может быть на самом деле его дом, но там – лишь монастырь с фресками Пьеро делла Франческа… Взгляд, запечатленный на фреске монастыря, будет словно отражение, преследовать героя Янковского во взглядах близких для писателя людей, он будет появляться отражением в зеркале, во взгляде ребенка, он будет путеводной нитью в этом фильме, в каждой части которого, словно подстрочником идет размышление о том, что большинство людей не способно понять мир, который не вписывается в некий, возможно, церковный, канон – очищение, рождение ребенка, конец света… Возможно, мир «Ностальгии», это мир после… И незаметно, словно маленькое насекомое, из далекого деревенского, точнее дачного гула появляется хриплый, сдавленный крик, крик, словно желающий разбудить меня, зрителя, чтобы я встал и попробовал пройти через очищение, чтобы вновь обрести любовь… Но, нужно ли это делать, если у меня есть память, воспоминания, и у меня просто не выйдет, вот так, легко пройти этот путь… Хотя, сказано в Писании, что крест мой легок… Но разве можно воспринимать эти слова буквально… "Дочери Вдохновения непричастны к ней, и, стало быть, это лишь пустая мертвая форма." Как и в «Сталкере» присутствует та же многоплановость, так же очень красивые медитативные кадры, очень во многом схожа сюжетная линия, когда главный герой оказывается на запретной территории… Но общее ощущение от «Ностальгии» более спокойное, здесь меньше разговоров, в основном, картины, картины, картины... Операторская работа настолько совершенна, что постоянно возникает ощущение присутствия в пространстве самого зрителя, словно режиссер, актеры и зритель смотрят друг на друга из-за поверхности зеркала, свет которого отражается в стеклянном зрачке кинокамеры… как в картинах Леонардо, свет проходит сложный путь, чтобы попасть в сердце зрителя… Более того, кадры очень музыкальны, вся картинка словно ностальгические мотивы Дебюсси, в его лучших, печальных работах, которые как ни странно, звучат в русской народной песне «Ой кумушки, кумитеся»…

Янковский здесь играет русского писателя Андрея Горчакова, который приехал в Италию изучать биографию русского композитора XVIII века Павла Сосновского, но его путешествие значительно обширнее – во многом он напоминает Улисса, Улисса Джойса и Ангелопулоса, путешествующего больше в своих воспоминаниях и снах, где каждая сцена словно создана для размышления, где реальность может ограничится комнатой в гостинице, которая скорее напоминает некую границу между реальным и воображаемым… Еще по внешнему виду он почему-то напоминает для меня великого русского поэта Велимира Хлебникова, как его описывал один современник стоящим в пальто с краюхой хлеба для птичек у дороги… Только Янковский здесь стоит по колено в воде и со стаканом красного вина… Для себя… Озорной Маллиган…

Спутница Горчакова - Евгения (Домициана Джордано) играет роль переводчицы, но является ли она реальным персонажем картины, на мой взгляд, сказать сложно. Как и в «Солярисе», многое из того, что происходит в кадре, больше напоминает иллюзию, сон, или воспоминание Горчакова. Возникает ощущение, что Янковский ведет диалог с ангелом, неким потусторонним посланником, проводником в лице Евгении…а может, в лице ребенка, который наблюдает за ним в бассейне.... Но он всего лишь проводник, наблюдатель... Он не может понять тоску Горчакова по своему дому, тому прошлому, некой точке в пространстве, в которой сходятся его чувства, тому образу, к которому можно прикоснуться хотя бы во снах… Очень многое говорит о том, что Евгения – несколько иная сущность – ее волосы, списанные с работ прерафаэлитов, ее монологи, в которых чувствуется желание понять Горчакова, ее стремление вызвать в нем любовь к себе… И здесь Тарковский мягко выводит одну из основных тем этого фильма – более сложный, многоплановый, наполненный знаками, и образами, мир Горчакова мягко противостоит более поверхностному, плохо понимающему образность русского языка, миру Евгении… Горчакову не хочется смотреть на великолепные фрески, общаться с людьми, или проводниками, которые встречаются на его пути, будь то таксист, или владелица гостиницы, где он остановился…

Вот кто-то с горочки спустился… напевает Горчаков, иронизируя над тем, возможно ли понять даже музыку другой культуры…

Вопросы, которые словно сам себе задает писатель, сложнее картинки на экране, картинка словно сопровождает текст, из-за чего можно сказать, что этот фильм в некотором смысле литературен, духовный поиск – это лишь внешняя форма, повод, ведь за личностью Сосновского, письма которого исследует Горчаков, стоит реальный композитор Максим Березовский, произведения которого наполнены той священной красотой, той картиной, на фоне которой разворачивается действие. Эти картины как раз и являются тем самым лейтмотивом, за которым следует взгляд камеры, взгляд режиссера, и герой Янковского, который, словно заглядывая в свой дневник памяти, видит вокруг не темные залы итальянских гостиниц и учреждений, а что-то родное, знакомое из своего, родного мира… В фильме есть несколько сильных, напряженных моментов, связанные с утратой близких людей, одиночества, и единственный персонаж, к которому Горчаков испытывает симпатию – это Доменико, местный сумасшедший, который так же живет в своем, отдельном мире, словно в зеркале, отраженном в воображении Горчакова - мир Доменико так же полон знаками и воспоминаниями, в нем так же звучит музыка, только Бетховена, так похожего здесь на Березовского… Довольно символична встреча Доменико и Горчакова – в кадре Евгения и Горчаков, а за кадром - Доменико, позади Горчакова и Евгении – стена с тремя окнами, но под ними только две двери, дверь есть за Горчаковым, дверь есть за Евгенией, но третьей двери нету… Этот кадр очень сильно напомнил мне короткий фильм Шванкмайера «Бах, фантазия в соль миноре», где раскрывается тема дверей, дверных замков, невозможность проникнуть за грани этих дверей, за грань кадра, за грань текста… Но при этом эти ограничения по-своему музыкальны. Они хранят свои тайны и рассказывают о времени, проведенном взаперти…

Зои, Зои, где ты?...

Одиночество…

1+1=1

Месса папы Марцеллия…

Любезный сударь мой Петр Николаевич. Вот уже два года как я в Италии. Два года важнейших для меня, как в отношении моего ремесла, так и в житейском смысле. Сегодняшней ночью мне приснился мучительный сон. Мне снилось, что я должен поставить большую оперу... в домашнем театре графа, моего барина. Первый акт шел в большом парке, где были расставлены статуи, их изображали обнаженные люди, выбеленные мелом, вынужденные во время всего действия стоять без движения на постаменте. Я тоже исполнял роль одной из статуй. Я не смел шелохнуться, ибо знал, что буду строго наказан. Ведь за нами наблюдал сам наш барин… Я чувствовал, как холод поднимался по ногам моим, упирающимся в ледяной мрамор пьедестала… Осенние листья ложились на мою воздетую к небесам руку, и я, казалось, совершенно окаменел. А когда, уже совсем обессилев, я почувствовал, что вот-вот упаду, я в ужасе проснулся, ибо догадался, что это был не сон, а правда моей горькой жизни… Я мог бы попытаться не возвращаться в Россию, но лишь помысел об этом убивает меня, ибо мысль, что я не увижу больше родной деревни, милых берез, не смогу более вдохнуть в грудь воздуха детства, для меня невыносима…

Низко кланяюсь тебе
Твой бедный покинутый друг
Павел Сосновский.

Посмотри в зеркало.
Автор: Basil   (всего рецензий: 19, средняя оценка: 9.35)
04.01.2017
Просмотров: 166
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 4)



Всего комментариев: 9
  • George
  • Киноакадемик
  • Постов: 2697
  • Сейчас на сайтеБольше года на сайтеЗолотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
06.01.2017 20:28
#822341
Constance писал(а) 06.01.2017 20:08 #822334
"...в независимости..." я бы написала лучше "вне зависимости"))))))))))))))))))
Спасибо что поправила!)) В 2 часа ночи я как-то позабыл о некоторых правилах русского языка)))

06.01.2017 20:14
#822337
Constance писал(а) 06.01.2017 20:08 #822334
"...в независимости..." я бы написала лучше "вне зависимости"))))))))))))))))))
Не смертельно)

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 10451
  • Сейчас на сайтеБольше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
06.01.2017 20:08
#822334
George писал(а) 06.01.2017 02:08 #822135
Хороший "модернисткий" текст с "потоком сознания", а также интертекстуальностью. Главное, что выбран фильм Тарковского, анализ которого ...
"...в независимости..." я бы написала лучше "вне зависимости"))))))))))))))))))

  • George
  • Киноакадемик
  • Постов: 2697
  • Сейчас на сайтеБольше года на сайтеЗолотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
06.01.2017 02:08
#822135
Хороший "модернисткий" текст с "потоком сознания", а также интертекстуальностью. Главное, что выбран фильм Тарковского, анализ которого крайне сложен! Долго можно дискутировать по поводу этого фильма (он прекрасен, как и все фильмы Тарковского, но лучшим его не назову). И достаточно много смыслов укладывается в слово "Ностальгия" - это и тоска по родине и извечная тема режиссёра, связанная с богоискательством. Ностальгия по утраченной духовности, вере, и самому Богу (вселяется чувство, что он существовал на самом деле, но ещё до твоего рождения и вообще рождения человечества). Это необъяснимо, но чувствуется. Картины Тарковского, при их медитативной красоте, играют и на чувствах и интеллектуальном восприятии различных символов, которые закодированы в культурных архетипах (в основном через архитектуру, живопись - вообще предметную среду). Главное, что допустимо множество личных трактовок, ведь готовое произведение живёт в независимости от своего автора!

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 10451
  • Сейчас на сайтеБольше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
04.01.2017 23:13
#821797
Basil писал(а) 04.01.2017 23:11 #821796
Я просто тиран какой-то, выходит)
Пиши дальше, тиран!

04.01.2017 23:11
#821796
Я просто тиран какой-то, выходит)

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 10451
  • Сейчас на сайтеБольше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
04.01.2017 23:05
#821792
Basil писал(а) 04.01.2017 23:02 #821791
Хорошо вышло? Я старался поменьше своего, побольше из кино и книг...
Вышло хорошо, но имей ввиду, что не любой читатель осилит такую концентрацию всего, кто-то поленится до конца читать. Надо беречь своих потенциальных поклонников.

04.01.2017 23:02
#821791
Хорошо вышло? Я старался поменьше своего, побольше из кино и книг...

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 10451
  • Сейчас на сайтеБольше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
04.01.2017 22:54
#821783
Помедитировала вместе с твоим энергетическим выбросом!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

Кевин Тсуджихара может возглавить студию Sony Pictures

Глава Warner Bros. считается одним из главных претендентов на руководящий пост

Советский Интерстеллар

"Москва Кассиопея" и "Отроки во вселенной" обязаны входить в набор любого любителя кинофантастики.

Это интересно: Любопытные факты о создании серии "Рокки"

Пользователи портала "Новости кино" о самой известной боксерской драме

Рецензия на фильм "Живое". Мертвое

Если человечество готово смотреть такие фильмы, ему пора уступить место более продвинутым видам.

Разбор первого трейлера фильма "Лига справедливости"

Что показали поклонникам комиксов создатели ролика

Рецензия на фильм "Могучие рейнджеры". Разноцветная ностальгия

Если же вы устали от супергероического кино, можете смело пропускать этот фильм.

Лучшие экранизации: В поисках двенадцати

Почем опиум для народа? И где ключ от квартиры, где деньги лежат?

Брайан Кокс: "Моей первой ролью в кино был Троцкий"

Популярный британский актер о работе в хорроре "Демон внутри" и о современном кино

27.03.2017 23:38
Вот когда Скала появится. Начнётся Форсаж

27.03.2017 23:33
Да, вращающийся комплекс для съемки невесомости там действительно революционный. Всем фанатам Sci-Fi к просмотру обязательно Солярис советского Кубрика - Андрея Тарковского и старый добрый Кин-дза-дза :)

27.03.2017 23:27
Думаю это лучшее решение для обоих компаний.

  • brune
  • Зам. Главы Киноакадемии
  • Постов: 16459
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
27.03.2017 23:11
Плохо - не то слово.... впечатление, что ходячие добрались до их мозгов


27.03.2017 22:56
Фильм понравился. Концовка непредсказуемая вышла. Поставил 8/10, определённо хочется пересмотреть


  • Den_wushu
  • Киноман
  • Постов: 3337
  • Больше семи лет на сайтеСеребряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
27.03.2017 22:50
Если таких вижу, рука аккуратно тянется к баллончику. Почти шутка!=;)

  • GHOST_95
  • Киноман
  • Постов: 269
  • Сейчас на сайте
27.03.2017 22:43
Рейтинг R получил

27.03.2017 22:43
вот тут да !!!..... разделяю мнение автора !

Реклама
Лауреат премии Оскар
Крестный отец
Год выхода: 1972
Страна: США
В главных ролях: Аль Пачино, Марлон Брандо
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (23 - 29 марта)
Живое 34.7%
Не жду ничего! 20%
Манчестер у моря 15.8%
Могучие рейнджеры 13.7%
Босс-молокосос 9.5%
Демон внутри 3.2%
Рожденные свободными 1.1%
Скрижали судьбы 1.1%
О любви 1.1%
Русские евреи. Фильм второй. 1918-1948 0%
Частное пионерское. Ура, каникулы!!! 0%
Рыбки 0%
Король бельгийцев 0%
Всего голосов: 95
Голосование проводится
с 22 по 29 марта
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Красавица и чудовище"
16.03.2017
Пользователи портала "Новости кино" о скандальном фильме Walt Disney
Самые обсуждаемые материалы
Инвестор "Бэтмена против Супермена" обвинил Rotten Tomatoes в подрывной деятельности
Инвестор "Бэтмена против Супермена" обвинил Rotten Tomatoes в подрывной деятельности
Бретт Рэтнер обвинил агрегатор рецензий в проблемах киноиндустрии
"Красавице и чудовищу" предрекают победу над "Темным рыцарем"
"Красавице и чудовищу" предрекают победу над "Темным рыцарем"
Стартовые сборы фильма скорректированы в сторону увеличения
Крис Прэтт анонсировал всеобщую беременность и возвращение динозавров
Крис Прэтт анонсировал всеобщую беременность и возвращение динозавров
Исполнитель роли Звездного Лорда полагает, что это будет лучший фильм в истории
Конкурс рецензий на любимые фантастические фильмы
Конкурс рецензий на любимые фантастические фильмы
Портал "Новости кино" и магазин Mycroft.su объявляют о проведении совместного конкурса
Конкурс к премьере фильма "Вурдалаки"
Конкурс к премьере фильма "Вурдалаки"
Портал "Новости кино" объявляет о начале нового состязания художников
Награждения
Наши рекорды