Чужой: Завет
Год выхода: 2017
Страна: США
Рейтинг: 6.95 (64 голосов)

Рецензия к фильму "Чужой: Завет" от Зэпп

Идущий по лезвию

Стоит признать, прогресс не стоит на месте и то, что несколько лет назад казалось невозможным и фантастичным, теперь стало реальностью. Речь о сиквеле «Прометея».
Да, конечно, проект сразу задумывался, как франшиза, но неубедительные результаты проката «Прометея» и строгие оценки критиков имели закономерный итог – производство продолжений было под вопросом. И тут стоит отметить основной талант Ридли Скотта - не режиссерский, а продюсерский.
Пройдя свой путь позора, режиссер, как ни в чем ни бывало, взялся за работу с небывалым рвением – укрепил репутацию кассовым успехом «Марсианина», обошел на повороте Нила Бломкампа и вот… Будущее наступило.

Сказать, что «Чужой: Завет» один из самых ожидаемых фильмов 2017-го года – не сказать ничего. Научная фантастика - жанр сложный и всегда его представители принимаются зрителями с доскональным разбором на детали. Безупречный в визуальном плане «Прометей» подвергся нещадной критике за сценарные недочеты и нераскрытые сюжетные перипетии. После такого спорного проекта на «Завет» возлагали большие надежды и жаждущие возрождения франшизы поклонники Чужих и смакующие провал «Прометея» хейтеры. Как ни странно, «Завет» угодил и тем и другим. И из этого следует еще более парадоксальный вывод – фильм оказался более чем достоин своих предшественников.
С несколькими «Но»:

Те, кто «разлюбили» вселенную Чужих после «Прометея» (так же, как после «Чужой-3 или после «Чужой-4», а также кроссоверов «AVP») и могут найти пару язвительных фраз для выражения своих предубеждений, смогут найти и почву для критики этого фильма.

Те, кто не в восторге от ставящих историю с ног на голову разрывов в повествовании а-ля «Чужой-3-4», тоже могут оказаться разочарованными.

Те, кто ставит физику, логику, аналитику и прочие умные слова превыше удовольствия от просмотра – захватите свой блокнот на сеанс.

В остальном же можно сказать, что в формате заложенного канона фильм смотрится превосходно. Визуальная сторона, монтаж, динамика, экшен-сцены, напряжение, интрига – все это реализовано так, что зрелище на экране становится увлекательным с первых минут и градус интереса возрастает с каждой сменой кадра. Фильм наращивает скорость ежеминутно, убыстряет темп действия волнообразно, лишь периодически предоставляя почву для философских размышлений.

Тем не менее, приблизиться к первым двум фильмам о «Чужих» новому проекту франшизы не позволяют несколько деталей. Среди таких банальное игнорирование необходимости выдержать «драматическую паузу» в повествовании – если первый акт фильма, начатый довольно пронзительным эпизодом, развивается эмоционально и размеренно, то в дальнейшем фильм превращается в неостановимый ураган событий, в котором характеры персонажей и диалоги слегка блекнут, не говоря уже о саспенсе. Клиповый монтаж и нереалистичная физика – пагубная тенденция современной комиксно-ориентированной кинематографии – распространили свое влияние и на некогда твердый сай-фай. Героям трудно сопереживать в подобной обстановке и эмоциональный контакт с происходящим у зрителя теряется. Однако, к счастью, до тотального идиотизма происходящее не скатывается и смотрится «Завет» в разы лучше «Прометея» при тех же общих минусах.

Говоря об основных «постулатах нового канона» можно отметить несколько важных фактов. Во Вселенной Чужих не принято надевать скафандры, если воздух пригоден для дыхания. Предметы и существа могут наносить повреждения и взаимодействовать без учета массы, инерции, прочей кинетики и сопротивления материалов. Поведение персонажей в стрессовых ситуациях варьируется от полной невозмутимости до истерики. Все это в духе приключенческого кино и авантюрной фантастики, по сему, не стоит сетовать на превращение «Чужого» в космооперу – ведь только приняв это как должное, можно получить удовольствие от фильма.

В этом контексте раскрывается весь шарм «Завета» - увлекательный сценарий и умелая режиссура избавили нас от сюжетных провисаний и бессмысленных диалогов «о себе», которые потопили «Прометей». Все персонажи раскрываются как личности непосредственно в процессе экранного действия, а не в разговорах и это действительно хорошая заслуга режиссера – к моменту перехода от вступительной части к основной мы уже имеем сформированное представление о большинстве членов экипажа. Перед нами предстает команда инженеров и пилотов, которые хоть и не имеют явной склонности к авантюризму, все же забывают об осторожности перед лицом заманчивых перспектив терраформирования подходящей по условиям планеты.

Кто-то решит, что это снова те же грабли, что подкладывали Ридли Скотту Спэйтс с Линделофом.
Но все же не стоит путать спланированную научную экспедицию и спонтанное, несколько опрометчивое решение экипажа корабля. Жажда открытий подталкивала первопроходцев к подобному еще в эпоху парусных судов и подобные параллели вполне оправданы.

Как и в реальной жизни, в «Завете» любое из ряда вон выходящее действие можно объяснить пресловутым «человеческим фактором». Отдельные персонажи впадают в панику в критической ситуации, другие, напротив, сохраняют спокойствие и полный контроль. Персонажей в «Завете» довольно много и упрекнуть кого-либо в откровенной глупости сложно. Но и не отметить редкую наивность тоже нельзя. С учетом того, что один из лейтмотивов картины – несовершенство человека, отдельные эпизоды с участием людей и андроида Дэвида производят по-настоящему комический эффект.

Собственно, именно андроид и является гвоздем программы в этом фильме.
Вспоминая Дэвида и другие примеры синтетиков из фильмов про Чужих, всегда можно отметить, что сходство людей и этих биороботов в некоторой степени является пугающим и производит известный эффект «зловещей долины». Аутичное восхищение ксеноморфами Эша, трогательная преданность Бишопа людям, «подростковые» комплексы «малышки Колл» - все эти яркие проблески человеческого в синтетиках, за которые мы ценим этих персонажей, обретают совершенно новую окраску в свете безаппеляционной социопатии Дэвида в исполнении Майкла Фассбендера. Но в «Завете» открывается понимание, что комплекс андроида простирается гораздо шире за пределы банальной вседозволенности сверхчеловека.

И это факт стоит отметить особо – он расширяет вселенную «Чужих» не хуже, чем развитие темы зловещей корпорации в фильме Джеймса Кэмерона. Самосознание у синтетиков – не новая, но актуальная и интересная тема, способная раскрыть другую сторону технократического будущего человечества без эксплуатации темы Создателей и Ксеноморфов, подобно идеям экранизации «Бегущего по лезвию». Возможно, в этом заложен неплохой потенциал для отдельного проекта. Чужой Завет разыгрывает не только футуристический слэшер, но и психологическую драму о становлении искусственного существа выше создателя.

Противопоставление андроида Дэвида и его поздней версии – также неплохая находка сценаристов. Благодаря отличной актерской игре Фассбендера оба персонажа получились «живые» и глубокие. Но факт того, что любой фильм с персонажами-двойниками рано или поздно использует это чеховское ружье предсказуемым образом, который, конечно же, вряд ли кого-то сумеет впечатлить, как следовало бы. Тем не менее, самые яркие моменты фильма связаны именно с ним, а не с вынесенными в заголовок проекта Ксеноморфами. Синтетическому Давиду не просто удалось победить плотоядного Голиафа – он приобретает в этом проекте основополагающую роль первопричины всего происходящего и нельзя сказать, что это минус фильма.

При этом на лицо некоторая надуманность присутствия второй главной звезды проекта. Чужой, как можно понять из контекста интервью Скотта, был добавлен в угоду фанатам. И как ни прискорбно – это чувствуется. Сценарий шит не лыком и не белыми нитками, но крупными стежками – будь вместо Ксеноморфа другой вид монстров – ничего бы не изменилось. Даже странно видеть, как легко и без особых колебаний героиня Кэтрин Уотерстон отправляется на бой с воплощением космического ужаса. Обесценивание образа неостановимого врага Человека из фильма 1979 года, пожалуй, единственный недочет «Завета», который, скорее всего, не смогут простить все поклонники оригинала. В этом формате гораздо выгоднее смотрятся Неоморфы – продукты взаимодействия летучих мутагенных спор и людей. Эти создания не вызывают ни ностальгии, ни какой-либо симпатии, поэтому и особо негативного впечатления произвести неспособны – только радуют парой экшен-сцен и забавным дизайном.

Получше обстоит ситуация с персонажами-людьми. Актеры вполне успешно справляются с ролями - правдоподобно отыгрывают и страх, и отчаянье там, где требует сценарий. То, что они воспринимаются как живые люди, а не статисты для кровавой резни, уже достойно похвалы. Главная героиня, хоть и кажется поначалу довольно эмоциональной и слабой, в итоге оказывается хладнокровным бойцом, что удивляет, но, по крайней мере, объясняет способность выживать не чудесными совпадениями, а реальной борьбой за свое существование.

Бросается в глаза, что Ридли Скотт хоть и уменьшил библейский размах повествования до рамок сурвайвал-хоррора, тем не менее, оставил религиозный подтекст. Очередной посыл о тщетности человеческой веры перед лицом полной безысходности усиливает концепцию несовершенства людей на фоне их созданий – синтетиков, а также ксеноморфов.
Не смотря на это, депрессивным «Чужой: Завет» назвать нельзя – это впечатляющий и эффектный блокбастер с элементами хоррора и рейтингом 18+, в котором нет угнетающей мрачности и напряженного саспенса. Атмосфера ужаса достигается не скриммерами и многоминутным ожиданием, а постоянным действием на экране, которое в отдельные моменты заставляет изрядно поерзать в кресле. Интелектуальные беседы андроидов и мимолетные разговоры экипажа «Завета» не дают расслабиться и не напрягают, лишь способствуют погружению в детали сюжета, частично отвечая на вопросы поставленные в «Прометее», и частично ставя новые.

Происходящее приправлено действительно классными спецэффектами. Все – от реализации сцен с космическим кораблем, летящим меж звезд, до сцен с рождением неоморфов или схватками с чудовищами - выполнено на высочайшем визуальном уровне в рамках заявленного бюджета.

Потенциал использования эффектов поражает – практически весь хронометраж фильма составляют сцены с использованием компьютерной графики, масштабных декораций или сложных трюков. Дизайнерская работа сама по себе также производит впечатление. Хотя по-настоящему новых элементов в фильме не так уж много – в основном это разработка интерьеров Завета и города Инженеров, но даже при этом количество показанных локаций и образов довольно велико.

Звуковое сопровождение оказалось выполнено в традициях Чужого и Прометея, с использованием знакомых композиций. Автор саундтрека проекта – Джед Курзель, ранее работавший над фильмом «Кредо Убийцы», оказался неожиданно хорошим аранжировщиком и создал звуковое сопровождение в разы более приятное, нежели в «Кредо».

В целом Ридли Скотту удалось создать зрелищный и брутальный фантастический боевик, который довольно успешно сочетает основу «Чужого», «Чужих» и «Прометея», добавляет много интересных элементов. Определенно, фильм не идеален и может стать весьма спорным. При этом выход настолько проработанного и качественного фильма в жанре фантастики – большое событие для поклонников оригинальных проектов о Чужих, даже если он не сможет оправдать ожидания отдельных фанатов. Достаточно глубоким фильм назвать сложно, но и от скатывания к абсолютной пустоте и безыдейности создатели проект смогли уберечь. Несколько огорчает тот факт, что в отрыве от «Прометея» и пары трейлеров-прологов фильм покажется неинформативным и непонятным. Однако, как сиквел он воспринимается более чем интересным (разумеется, если предложенное развитие событий не вызовет какого-то глубокого личного разочарования).
Фильм балансирует на тонкой грани которая отделяет отличные фильмы от средних, и успех подобного проекта зависит от множества мелочей и субъективных оценок.
С учетом того, что подобные проекты выходят не так уж часто , а успешных примеров совсем не много, можно рассматривать «Чужой: Завет» как один из лучших проектов на космическую тематику за несколько лет.
Остается только пожелать ему успешного проката и дальнейшего развития вселенной.

Оценка: 8 из 10


+1 Дополнительный балл от Лиги Ксеноманов
+1 Дополнительный балл от Клуба Любителей Фантастики

ИТОГО : 10 из 10, Карл! 10 из 10.
Автор: Зэпп   (всего рецензий: 8, средняя оценка: 9.27)
19.05.2017
Просмотров: 1803
Оценка читателей: 9,7 из 10 (голосов 20)



Всего комментариев: 38
21.05.2017 14:05
#867580
SF Freddy писал(а) 21.05.2017 13:08 #867575
я говорю в переносном смысле. просто некоторые сцены фильма, вызывали смех от идиотизма самой сцены и действий команды. А вот жалости в этом фильме ни ...
в завете этого бреда нет, а если и присутствует , то на него не обращаешь внимание. некогда.

21.05.2017 14:04
#867579
SF Freddy писал(а) 21.05.2017 13:08 #867575
я говорю в переносном смысле. просто некоторые сцены фильма, вызывали смех от идиотизма самой сцены и действий команды. А вот жалости в этом фильме ни ...
Смех дает геолог-панк заблудившийся со своими гаджетами, биолог, которому при видя мертвых, но инопланетян пугается и несется прочь, но впоследствии играет в муси пуси с агресивными существами, Холувэй, который при всех находках, почему то расскисает и глушит свою боль выпивкой, сподручные капитана, которые беспричинно жертвуют собой. наверняка ради прикола. Шоу, которая впоследствии забывает о своем суженном, о монстре, вырезанном из живота ( создатели ленты вообще о нем забывают, плавно переключаясь на старика Вейланда и прочих) и действиях робота (спокойно забирает его головешку и прикручивает его к телу) и т.д

  • SF Freddy
  • Зам. Главы Киноакадемии
  • Постов: 25295
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
21.05.2017 13:08
#867575
Despero писал(а) 20.05.2017 21:32 #867544
Комедия это когда ты смеешься над действиями людей, а здесь каждое действие вызывает жалость и смеяться тут не над чем.
я говорю в переносном смысле. просто некоторые сцены фильма, вызывали смех от идиотизма самой сцены и действий команды. А вот жалости в этом фильме ни к кому не испытывал. не было просто причины испытывать

21.05.2017 12:29
#867571
Despero писал(а) 20.05.2017 21:32 #867544
Комедия это когда ты смеешься над действиями людей, а здесь каждое действие вызывает жалость и смеяться тут не над чем.
Кстати, я там раза 3 как минимум посмеялся) Не то чтоб там были шутки, если коротко привести причину - что-то вроде: "Ах-ха-ха, даже так?"

20.05.2017 21:32
#867544
SF Freddy писал(а) 20.05.2017 19:27 #867521
это будет происходить не через сам фильм, а через то что он часть той вселенной, которая была заложена 1 и 2 фильмами. сам по себе фильм абсурден. комедия ...
Комедия это когда ты смеешься над действиями людей, а здесь каждое действие вызывает жалость и смеяться тут не над чем.

20.05.2017 21:13
#867542
Sobakolub писал(а) 20.05.2017 20:47 #867539
Вообще конечно все претензии к поведению персонажей меня как то умиляют,это же не космический элитный десант,это обычные исследователи-перевозчики которые ...
они вообще ни к чему не готовились,даже скафандры не одели и на неведомой им планете)))

20.05.2017 20:47
#867539
Вообще конечно все претензии к поведению персонажей меня как то умиляют,это же не космический элитный десант,это обычные исследователи-перевозчики которые максимум к чему и готовились так это к каким нибудь большим мухам)А тут бац и такое чудо чудное)Кук вон тоже готовился к одному при встрече с аборигенами а получил все знают что))

20.05.2017 20:24
#867538
Зэпп писал(а) 20.05.2017 20:15 #867536
в расширенной вселенной Чужие "игнорировали" синтетиков, если они не представляли явной угрозы.
Уолтер бы тоже не пострадал, если бы не ...
в общем, все, что не может быть носителем для эмбриона - для ксеноморфа что-то типа мебели.

20.05.2017 20:17
#867537
John23 писал(а) 20.05.2017 14:21 #867457
" Клиповый монтаж" - это как в "Обители зла 6" что ли?
не настолько) просто такой визуал, что происходящее воспринимается без диалогов.

20.05.2017 20:15
#867536
Constance писал(а) 20.05.2017 11:47 #867421
И некоторые моменты все же оставляют чувство крайней неудовлетворенности. Например, почему ксеноморфы не трогают Дэвида? Этот вопрос нельзя было спустить ...
в расширенной вселенной Чужие "игнорировали" синтетиков, если они не представляли явной угрозы.
Уолтер бы тоже не пострадал, если бы не подставился в первой схватке, теоретически.

да и в кино - Новорожденная, например, агрессии к Колл не испытывала,.

Но бишоп был разорван Королевой без колебаний. так что если бы хоть пару слов сказали об этом вопросе - было бы понятнее.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Реклама
Лауреат премии Оскар
Столкновение
Год выхода: 2004
Страна: США, Германия
Режиссер: Пол Хаггис
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (22 - 28 июня)
Трансформеры 5: Последний рыцарь 48.8%
Не жду ничего! 41.3%
Антропоид 4.8%
Холодное танго 4.4%
Захочу и соскочу 0.8%
Вечно молодой 0%
Всего голосов: 252
Голосование проводится
с 21 по 28 июня
Самое обсуждаемое видео
Юбилеи фильмов
35 лет! Бегущий по лезвию (Blade Runner)
Год выхода: 1982
Страна: США, Сингапур
Режиссер: Ридли Скотт
В главных ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр
35 лет! Нечто (The Thing)
Год выхода: 1982
Страна: США
Режиссер: Джон Карпентер
В главных ролях: Курт Рассел, Уилфорд Бримли
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Трансформеры 5: Последний рыцарь"
21.06.2017
Читатели портала "Новости кино" об очередном фильме Майкла Бэя
Самые обсуждаемые материалы
Рецензия на фильм "Трансформеры 5: Последний рыцарь". Выжженная земля
Режиссеров "Хана Соло" уволили из-за попытки сделать комедию
Режиссеров "Хана Соло" уволили из-за попытки сделать комедию
Версией Фила Лорда и Криса Миллера оказался недоволен сценарист Лоурэнс Кэздан
Абсолютное оружие в кино
Абсолютное оружие в кино
На войне все средства хороши
Награждения
Наши рекорды