Экранизация литературного произведения – дело рискованное и ответственное, а экранизация бестселлера – это все то же самое, но при этом степень риска и ответственности неимоверно возрастает. При постановке картины «Мастер и Маргарита» режиссер Владимир Бортко выбрал для себя тактику точного следования первоисточнику, оставляя за собой право внесения небольших корректив. С одной стороны, читатель должен быть доволен подобным подходом и бережным отношением к роману, ставшему культовым, с другой, такая дословная экранизация может вызвать разочарование механическим пересказом, в котором теряется красота великого произведения.
Первое, с чем спорит читательское восприятие – это несоответствие ролей и актеров, и прежде всего это касается исполнителя роли Воланда, Олега Басилашвили. Но эта обманчивая видимость пропадает сразу же, как только начинается диалог Князя Тьмы с литераторами. И вот уже возмущенный было таким явным промахом читатель, сменяет гнев на милость, и видит перед собой настоящего мессира, сошедшего со страниц книги. Образ получился монументальным, глубоким, наполненным мудростью, величественным и таинственным. Несмотря на то, что внешне он никак не походит на того Воланда, чей портрет подробно описан М.Булгаковым, у него есть одно ценное преимущество, это его голос. Низкий, тяжелый, словно исходящий из глубины, уставший, он прекрасно дополняет сложившийся образ, сводя на нет претензии к выбору актера на эту роль.
Если экранный Воланд сразу же завоевывает зрительское расположение, то этого никак нельзя сказать о Сергее Безрукове и его Иешуа, поскольку в его случае признание происходит постепенно. Можно сколько угодно сотрясать воздух и ломать копья, доказывая, что этот актер не подходит на роль странствующего философа просто потому, что фигурой не вышел, и слишком упитан для бродяги, и вообще, он Саша Белый (это на тот случай, если нет других аргументов). Но нельзя отрицать очевидного, Сергей Безруков, находясь практически все экранное время в статичном состоянии, используя интонации голоса и выразительную игру глаз, смог как нельзя лучше передать своего персонажа. Понтий Пилат в исполнении Кирилла Лаврова, хоть и не является зеркальным отражением книжного прокуратора, однако по эмоциональности он ни на йоту не уступает оригиналу, сцена допроса Га-Ноцри и разговор с Каифой тому подтверждение. Распределение ролей здесь можно воспринимать двояко, с одной стороны, оно вызывает недоверие, а с другой – позволяет заново открыть для себя знакомых героев и проникнуться симпатией к тем из них, кто раньше вызывал раздражение. Для меня таким открытием явился образ Коровьева – Фагота, насколько он был неприятен и назойлив в книге, настолько же стал обаятельным, близким и понятным после того, как его роль исполнил Александр Абдулов. Приятно удивил Семен Стругачев (Левий Матвей), его образ – один из лучших в фильме, сцена, где он проклинает Бога, буквально наэлектризована болью, отчаянием и вызывающей смелостью, что позволяет судить о высоком уровне актерского мастерства.
Что касается исполнителей главных ролей, то здесь уместно будет выразить восхищение сходством Александра Галибина с мастером, в котором угадываются черты самого М.Булгакова, а также внешним сходством Анны Ковальчук с Маргаритой, выбранный типаж как нельзя лучше подходит книжному образу. Но восторги по поводу стопроцентного попадания в роль заканчиваются сразу же, как только мы видим первую встречу мастера и Маргариты. Глядя на этих людей, никогда в жизни не подумаешь, что «любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу обоих. Так поражает молния! Так поражает финский нож!» К сожалению, ни молния, ни нож в этой встрече участия не принимали, «отвратительные, тревожные желтые цветы» печально летели на мостовую, отброшенные деревянным жестом, а в глазах Маргариты не читалось одиночества, так поразившего мастера. Собственно, в ее глазах можно увидеть всего два состояния, одно – где она убита горем, и другое, когда она, превратившись в ведьму, широко распахнув глаза, скалится и истерически хохочет. Таким образом, один из сильнейших эмоциональных моментов остался за кадром. Единственное, что хоть как-то спасает сцену от полного провала – это режиссерское видение. Их встреча происходит на пустынной улице, где нет никого, кто мог бы помешать им увидеть друг друга.
Если в этой сцене режиссерское прочтение оправдывает себя, то попытка вмешательства в роман, влекущая за собой появление фигуры Человека во френче (Валентин Гафт) выглядит, по меньшей мере, нелепо. Грузинский акцент позволяет с большой долей вероятности определить, что за этой фигурой скрывается не кто иной, как Лаврентий Берия. По сути, этот совершенно посторонний персонаж не несет в себе никакой смысловой нагрузки, и даже параллели, проводимые с Каифой, не убеждают в обратном. К слову о параллелях, они четко определены гением М.Булгакова, и любой, кто читал роман, знает о них, но создателям фильма этого показалось недостаточно, и они обозначили их еще четче, одолжив голос для мастера у Сергея Безрукова (Иешуа), породив тем самым смутные сомнения в необходимости подобной меры.
Несомненно, одним из достоинств ленты является ее цветовое решение. Московские сцены выполнены в стиле документального жанра, и гамма цветов для них подобрана соответствующая, черно-белая, которая позволяет делать переходы, пусть не слишком плавные и потому заметные для глаза, от кадров кинохроники к фильму. Ершалаим представлен преимущественно в желто-фиолетовых и красно - белых тонах, таким образом, подчеркивается его прямое отношение к Риму и крови, а магия Воланда, врываясь в монохромный мир московских обывателей, играя на контрастах, подогревает разыгравшееся воображение, которое очень скоро оказывается жестоко обманутым.
Обман происходит на балу у Сатаны. Бал, как ни странно, отличается скудностью обстановки и мрачностью интерьеров, преобладание стального цвета производит впечатление замкнутого пространства, словно местом для проведения бала выбрали чей-то фамильный склеп. Феерия и роскошь пожелали остаться в стороне, предоставив гостям довольствоваться скромностью и бесцветностью празднества. То, что должно потрясать блеском и великолепием, сражает наповал своим аскетизмом и невзрачностью, вместо королевского шика, изящества и пышности убранства нам предлагают лицезреть обилие шикарно-черных и роскошно-белых перьев на дамочках и любоваться балетом в стиле Аллы Духовой. Королева бала, скованная тяжелыми веригами, истекающая кровью, больше походит на преступницу, великомученицу, или на женскую ипостась Иешуа, с которым ее роднит терновый венец. Складывается ощущение, что Воланда обманули, так как организация и проведение бала Ста Королей оставляет желать лучшего, поскольку очевидная экономия средств бюджета не к лицу мессиру, и слова «Я в восхищении», окрашенные в цвета притворства, звучат не к месту, в отличие от музыкального сопровождения.
Первое, что слышат уши – это раскаты грома и музыкальное вступление в титрах, предваряющее просмотр каждой серии. Музыка словно совмещает в себе два противоположных начала, демоническое и божественное, она тревожит, создавая ощущение от прикосновения к каким-то неизведанным истокам, заставляя сердце трепетать от восторга. Музыкальное оформление очень точно передает настроение и создает соответствующую атмосферу, делая перепады от буйного вальса на балу у Воланда до изысканной, трогательной и нежной темы любви. Композитор Игорь Корнелюк блестяще справился с возложенной на него задачей.
В результате к ленте может возникнуть довольно неоднозначное отношение. Она являет собой не что иное, как экранную иллюстрацию знаменитого произведения, она так же мертва, безжизненна и бездушна, как страницы с графическими изображениями. В то же время, картина привлекает внимание к бессмертному роману, что в полной мере оправдывает ее существование.
Рецензия к сериалу "Мастер и Маргарита" от ЛеМур
Вторая свежесть
Просмотров: 9067
Оценка читателей: 9,75 из 10 (голосов 12)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 16
- 2
- 1
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
19 апреля 2013, 2:24
| |
13 |
И статья, и размышление, и сравнение, всё в одном "флаконе". Для кого-то, может быть и перегружено, как для рецензии. Но, я люблю такое. Крепкая, сильная работа - БРАВО! |
Hasanov (Критик), постов: 13885
1 февраля 2013, 19:55
| |
11 |
ЛеМур писал(а) 1 февраля 2013, 19:51 Скажем так, планирует начаться :)) Жду с нетерпением) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
1 февраля 2013, 19:51
| |
14 |
Hasanov писал(а) 1 февраля 2013, 19:48 Идет процесс над след. рецензией? Скажем так, планирует начаться :)) |
Hasanov (Критик), постов: 13885
1 февраля 2013, 19:48
| |
11 |
ЛеМур писал(а) 1 февраля 2013, 19:47 Жаль, было бы интересно почитать вашу рецензию на этот сериал.
Всем спасибо за внимание :) Идет процесс над след. рецензией? |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
1 февраля 2013, 19:47
| |
14 |
Балиан писал(а) 30 января 2013, 19:38 Прочувствовано написано, хотя я и не согласен с выводом отчасти. Сам бы на него писать не осмелился, как многие ... Жаль, было бы интересно почитать вашу рецензию на этот сериал.
Всем спасибо за внимание :) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
1 февраля 2013, 19:45
| |
14 |
Hasanov писал(а) 28 января 2013, 17:40 Рад твоей новой рецензии, надеюсь и дальше продолжишь радовать) хочу прочитать твою рецензию на какой-нибудь ужастик))) Спасибо :) у меня в ближайших планах совершенно другой фильм :) |
Балиан (Почетный Киноакадемик), постов: 2621
30 января 2013, 19:38
| |
14 |
Прочувствовано написано, хотя я и не согласен с выводом отчасти. Сам бы на него писать не осмелился, как многие не осмеивались снимать после критики первых экранизаций. |
Hasanov (Критик), постов: 13885
28 января 2013, 17:40
| |
11 |
Рад твоей новой рецензии, надеюсь и дальше продолжишь радовать) хочу прочитать твою рецензию на какой-нибудь ужастик))) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
26 января 2013, 19:28
| |
14 |
Кассия писал(а) 26 января 2013, 19:27 в самом деле монументально, к тому же монумент плотно покрыт искусной резьбой;
я не смотрела сериал, жаль, что ... Видимо, все средства ушли на перья :) |
Кассия (Зритель), постов: 1201
26 января 2013, 19:27
| |
13 |
в самом деле монументально, к тому же монумент плотно покрыт искусной резьбой;
я не смотрела сериал, жаль, что не нашлось средств на приличный бал |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Игорь Юрьев (Киноакадемик), постов: 875
сегодня, 13:53
| |
Но, справедливости ради, Дани Рамос из «Тёмных судеб», которая стала якобы альтернативой Джону, в качестве лидера сопротивления выглядит ещё более невразумительно ... [читать далее]
|
MiB (Киноакадемик), постов: 7390
сегодня, 12:55
| |
Текст получился корявым. Эмоции, простите)
|
MiB (Киноакадемик), постов: 7390
сегодня, 12:54
| |
Выглядело лицемерно, на мой взгляд. При этом именно он и заслужил тут наибольшей похвалы.
Еще выделю костюмы, декорации и грим. Ярко, сочно, сказочно. ... [читать далее] |
MiB (Киноакадемик), постов: 7390
сегодня, 12:51
| |
Из всех современных адаптаций советских сказок эта - худшая. Превзошли даже Конька-Горбунка. Из актеров выделю прекрасное исполнение Козловского и ... [читать далее]
|
Jon Smith (Критик), постов: 1270
сегодня, 12:43
| |
...для Нетфликс. Спасибо не стоит.
|
Jon Smith (Критик), постов: 1270
сегодня, 12:42
| |
Вот это перерывчик между вторым и третьим. Бодрые фильмецы в целом. Хотя вторую часть не люблю особо.
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25312
сегодня, 12:36
| |
Кейджа люблю всегда))))
|
Megaton (Новичок), постов: 8
сегодня, 12:27
| |
Скорее всего, кассовый результат Ученика Чародея сильно ударил по карьере Кейджа.
|
Intaler (Киноман), постов: 8539
сегодня, 12:24
| |
Снимут Невеликолепные фильмы с Не Николасом Кейджем
Такова старость, чувочок) |
Etan (Зритель), постов: 1366
сегодня, 12:23
| |
Могли выпустить в 2010, но решили сперва снять Ученик чародея, а когда провалились, Дисней уже переключил ресурсы на Марвел и покупку Звездных войн. До ... [читать далее]
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 29 марта 2024 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, комедия, ужасы, фантастика |
Режиссер: | Гил Кенан |
В главных ролях: | Кэрри Кун, Энни Поттс |
Реклама
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Кентавр | 8.05 |
3 | Звук свободы | 7.56 |
4 | Мастер и Маргарита | 7.56 |
5 | Герой наших снов | 7.45 |
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Кентавр | 8.05 |
3 | Мастер и Маргарита | 7.56 |
4 | Вызов | 7.41 |
5 | Снегирь | 7.21 |
1 | Грань Будущего 2 | 9.39 |
---|---|---|
2 | Дэдпул и Росомаха | 8.90 |
3 | Миссия невыполнима 8 | 8.69 |
4 | Годзилла и Конг: Новая империя | 8.62 |
5 | Безумный Макс: Пустошь | 8.56 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.23 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Разрушители легенд | 9.00 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 8.98 |
Самые обсуждаемые материалы
Создатель фильма "Дюна: Часть вторая" не знает, когда он приступит к съемкам третьей части
"Сумрачный самурай" был удостоен номинации на премию "Оскар"
Майкл Китон вернулся в образе культового персонажа в трейлере "Битлджуса 2"
Награждения
Наши рекорды