Рецензия к сериалу "Мастер и Маргарита" от ЛеМур

Вторая свежесть

Экранизация литературного произведения – дело рискованное и ответственное, а экранизация бестселлера – это все то же самое, но при этом степень риска и ответственности неимоверно возрастает. При постановке картины «Мастер и Маргарита» режиссер Владимир Бортко выбрал для себя тактику точного следования первоисточнику, оставляя за собой право внесения небольших корректив. С одной стороны, читатель должен быть доволен подобным подходом и бережным отношением к роману, ставшему культовым, с другой, такая дословная экранизация может вызвать разочарование механическим пересказом, в котором теряется красота великого произведения.

Первое, с чем спорит читательское восприятие – это несоответствие ролей и актеров, и прежде всего это касается исполнителя роли Воланда, Олега Басилашвили. Но эта обманчивая видимость пропадает сразу же, как только начинается диалог Князя Тьмы с литераторами. И вот уже возмущенный было таким явным промахом читатель, сменяет гнев на милость, и видит перед собой настоящего мессира, сошедшего со страниц книги. Образ получился монументальным, глубоким, наполненным мудростью, величественным и таинственным. Несмотря на то, что внешне он никак не походит на того Воланда, чей портрет подробно описан М.Булгаковым, у него есть одно ценное преимущество, это его голос. Низкий, тяжелый, словно исходящий из глубины, уставший, он прекрасно дополняет сложившийся образ, сводя на нет претензии к выбору актера на эту роль.

Если экранный Воланд сразу же завоевывает зрительское расположение, то этого никак нельзя сказать о Сергее Безрукове и его Иешуа, поскольку в его случае признание происходит постепенно. Можно сколько угодно сотрясать воздух и ломать копья, доказывая, что этот актер не подходит на роль странствующего философа просто потому, что фигурой не вышел, и слишком упитан для бродяги, и вообще, он Саша Белый (это на тот случай, если нет других аргументов). Но нельзя отрицать очевидного, Сергей Безруков, находясь практически все экранное время в статичном состоянии, используя интонации голоса и выразительную игру глаз, смог как нельзя лучше передать своего персонажа. Понтий Пилат в исполнении Кирилла Лаврова, хоть и не является зеркальным отражением книжного прокуратора, однако по эмоциональности он ни на йоту не уступает оригиналу, сцена допроса Га-Ноцри и разговор с Каифой тому подтверждение. Распределение ролей здесь можно воспринимать двояко, с одной стороны, оно вызывает недоверие, а с другой – позволяет заново открыть для себя знакомых героев и проникнуться симпатией к тем из них, кто раньше вызывал раздражение. Для меня таким открытием явился образ Коровьева – Фагота, насколько он был неприятен и назойлив в книге, настолько же стал обаятельным, близким и понятным после того, как его роль исполнил Александр Абдулов. Приятно удивил Семен Стругачев (Левий Матвей), его образ – один из лучших в фильме, сцена, где он проклинает Бога, буквально наэлектризована болью, отчаянием и вызывающей смелостью, что позволяет судить о высоком уровне актерского мастерства.

Что касается исполнителей главных ролей, то здесь уместно будет выразить восхищение сходством Александра Галибина с мастером, в котором угадываются черты самого М.Булгакова, а также внешним сходством Анны Ковальчук с Маргаритой, выбранный типаж как нельзя лучше подходит книжному образу. Но восторги по поводу стопроцентного попадания в роль заканчиваются сразу же, как только мы видим первую встречу мастера и Маргариты. Глядя на этих людей, никогда в жизни не подумаешь, что «любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу обоих. Так поражает молния! Так поражает финский нож!» К сожалению, ни молния, ни нож в этой встрече участия не принимали, «отвратительные, тревожные желтые цветы» печально летели на мостовую, отброшенные деревянным жестом, а в глазах Маргариты не читалось одиночества, так поразившего мастера. Собственно, в ее глазах можно увидеть всего два состояния, одно – где она убита горем, и другое, когда она, превратившись в ведьму, широко распахнув глаза, скалится и истерически хохочет. Таким образом, один из сильнейших эмоциональных моментов остался за кадром. Единственное, что хоть как-то спасает сцену от полного провала – это режиссерское видение. Их встреча происходит на пустынной улице, где нет никого, кто мог бы помешать им увидеть друг друга.

Если в этой сцене режиссерское прочтение оправдывает себя, то попытка вмешательства в роман, влекущая за собой появление фигуры Человека во френче (Валентин Гафт) выглядит, по меньшей мере, нелепо. Грузинский акцент позволяет с большой долей вероятности определить, что за этой фигурой скрывается не кто иной, как Лаврентий Берия. По сути, этот совершенно посторонний персонаж не несет в себе никакой смысловой нагрузки, и даже параллели, проводимые с Каифой, не убеждают в обратном. К слову о параллелях, они четко определены гением М.Булгакова, и любой, кто читал роман, знает о них, но создателям фильма этого показалось недостаточно, и они обозначили их еще четче, одолжив голос для мастера у Сергея Безрукова (Иешуа), породив тем самым смутные сомнения в необходимости подобной меры.

Несомненно, одним из достоинств ленты является ее цветовое решение. Московские сцены выполнены в стиле документального жанра, и гамма цветов для них подобрана соответствующая, черно-белая, которая позволяет делать переходы, пусть не слишком плавные и потому заметные для глаза, от кадров кинохроники к фильму. Ершалаим представлен преимущественно в желто-фиолетовых и красно - белых тонах, таким образом, подчеркивается его прямое отношение к Риму и крови, а магия Воланда, врываясь в монохромный мир московских обывателей, играя на контрастах, подогревает разыгравшееся воображение, которое очень скоро оказывается жестоко обманутым.

Обман происходит на балу у Сатаны. Бал, как ни странно, отличается скудностью обстановки и мрачностью интерьеров, преобладание стального цвета производит впечатление замкнутого пространства, словно местом для проведения бала выбрали чей-то фамильный склеп. Феерия и роскошь пожелали остаться в стороне, предоставив гостям довольствоваться скромностью и бесцветностью празднества. То, что должно потрясать блеском и великолепием, сражает наповал своим аскетизмом и невзрачностью, вместо королевского шика, изящества и пышности убранства нам предлагают лицезреть обилие шикарно-черных и роскошно-белых перьев на дамочках и любоваться балетом в стиле Аллы Духовой. Королева бала, скованная тяжелыми веригами, истекающая кровью, больше походит на преступницу, великомученицу, или на женскую ипостась Иешуа, с которым ее роднит терновый венец. Складывается ощущение, что Воланда обманули, так как организация и проведение бала Ста Королей оставляет желать лучшего, поскольку очевидная экономия средств бюджета не к лицу мессиру, и слова «Я в восхищении», окрашенные в цвета притворства, звучат не к месту, в отличие от музыкального сопровождения.

Первое, что слышат уши – это раскаты грома и музыкальное вступление в титрах, предваряющее просмотр каждой серии. Музыка словно совмещает в себе два противоположных начала, демоническое и божественное, она тревожит, создавая ощущение от прикосновения к каким-то неизведанным истокам, заставляя сердце трепетать от восторга. Музыкальное оформление очень точно передает настроение и создает соответствующую атмосферу, делая перепады от буйного вальса на балу у Воланда до изысканной, трогательной и нежной темы любви. Композитор Игорь Корнелюк блестяще справился с возложенной на него задачей.

В результате к ленте может возникнуть довольно неоднозначное отношение. Она являет собой не что иное, как экранную иллюстрацию знаменитого произведения, она так же мертва, безжизненна и бездушна, как страницы с графическими изображениями. В то же время, картина привлекает внимание к бессмертному роману, что в полной мере оправдывает ее существование.
Автор: ЛеМур   (всего рецензий: 14, средняя оценка: 9.44)
24.01.2013
Просмотров: 1367
Оценка читателей: 9,75 из 10 (голосов 12)



Всего комментариев: 16
19.04.2013 02:24
#400536
И статья, и размышление, и сравнение, всё в одном "флаконе". Для кого-то, может быть и перегружено, как для рецензии. Но, я люблю такое. Крепкая, сильная работа - БРАВО!

  • Hasanov
  • Киноакадемик
  • Постов: 11720
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
01.02.2013 19:55
#373822
ЛеМур писал(а) 01.02.2013 19:51 #373821
Скажем так, планирует начаться :))
Жду с нетерпением)

01.02.2013 19:51
#373821
Hasanov писал(а) 01.02.2013 19:48 #373818
Идет процесс над след. рецензией?
Скажем так, планирует начаться :))

  • Hasanov
  • Киноакадемик
  • Постов: 11720
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
01.02.2013 19:48
#373818
ЛеМур писал(а) 01.02.2013 19:47 #373817
Жаль, было бы интересно почитать вашу рецензию на этот сериал.


Всем спасибо за внимание :)
Идет процесс над след. рецензией?

01.02.2013 19:47
#373817
Балиан писал(а) 30.01.2013 19:38 #373074
Прочувствовано написано, хотя я и не согласен с выводом отчасти. Сам бы на него писать не осмелился, как многие не осмеивались снимать после критики первых ...
Жаль, было бы интересно почитать вашу рецензию на этот сериал.


Всем спасибо за внимание :)

01.02.2013 19:45
#373815
Hasanov писал(а) 28.01.2013 17:40 #372515
Рад твоей новой рецензии, надеюсь и дальше продолжишь радовать) хочу прочитать твою рецензию на какой-нибудь ужастик)))
Спасибо :) у меня в ближайших планах совершенно другой фильм :)

30.01.2013 19:38
#373074
Прочувствовано написано, хотя я и не согласен с выводом отчасти. Сам бы на него писать не осмелился, как многие не осмеивались снимать после критики первых экранизаций.

  • Hasanov
  • Киноакадемик
  • Постов: 11720
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
28.01.2013 17:40
#372515
Рад твоей новой рецензии, надеюсь и дальше продолжишь радовать) хочу прочитать твою рецензию на какой-нибудь ужастик)))

26.01.2013 19:28
#372107
Кассия писал(а) 26.01.2013 19:27 #372106
в самом деле монументально, к тому же монумент плотно покрыт искусной резьбой;
я не смотрела сериал, жаль, что не нашлось средств на приличный бал
Видимо, все средства ушли на перья :)

26.01.2013 19:27
#372106
в самом деле монументально, к тому же монумент плотно покрыт искусной резьбой;
я не смотрела сериал, жаль, что не нашлось средств на приличный бал

26.01.2013 08:54
#371787
Sensi писал(а) 26.01.2013 07:53 #371784
Как я понимаю, автору рецензии сериал не понравился?

Такое же мнение в отношении Маргариты, внешнее попадание без внутреннего желаемого содержания ...
Совершенно верно, автору рецензии сериал не понравился после второго просмотра, когда восторги утихли и обнаружились причины для недовольства.

Маргарита - это, пожалуй, находка и провал в одном флаконе :)) Кстати, в сериал не вошла одна сцена, на мой взгляд, очень важная для понимания этого образа. После того, как Маргарита устроила погром в квартире Латунского, она успокаивала маленького мальчика, испуганного шумом. Этот контраст между ее озлобленностью и проявлением сострадания, по-моему, должен был присутствовать.

  • Sensi
  • Критик
  • Постов: 1965
  • Больше шести лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
26.01.2013 07:53
#371784
Как я понимаю, автору рецензии сериал не понравился?

Такое же мнение в отношении Маргариты, внешнее попадание без внутреннего желаемого содержания ))

  • Evey
  • Зритель
  • Постов: 462
25.01.2013 17:07
#371696
Ждем-с разгромного коммента от критика Ханта Латунского
:)

25.01.2013 09:23
#371543
brune писал(а) 25.01.2013 08:33 #371539
Переварила: вспомнила, как мне понравился Иван Бездомный в исполнении Галкина. 100%-ое попадание в образ, на мой взгляд.
Согласна насчет Галкина, мне он тоже очень понравился, Бездомный-это тот герой, который перерождается к финалу, по-моему, Галкин отлично это показал :)

  • brune
  • Зам. Главы Киноакадемии
  • Постов: 16008
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
25.01.2013 08:33
#371539
Переварила: вспомнила, как мне понравился Иван Бездомный в исполнении Галкина. 100%-ое попадание в образ, на мой взгляд.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

Лучшие фильмы второй половины января 2017 года

Киноакадемия портала "Новости кино" рекомендует к просмотру

Самые ожидаемые комедии 2017 года

Над чем мы будем смеяться в наступившем кинематографическом году

Майкл Китон восхитился работой Marvel

Актер рассказал о своем опыте съемок в фильме студии

Густаво Фринг появится в третьем сезоне "Лучше звоните Солу"

Объявлены даты премьер сериалов "В пустыне смерти" и "Сын"

Рецензия на фильм "Закон ночи". Из джетлега в бутлег

Сотворение мира (кинематографического) прошло на ура, а вот нарратив хромает, как гангстер на пенсии.

"Ржавый бублик 2017". Результаты и сюрпризы

Результаты голосования по главной российской антипремии года

Домашние сборы "Изгоя" превысили 500 миллионов долларов

Первый спин-офф "Звездных войн" уверенно движется к миллиарду долларов
  • SKSv2.0
  • Зритель
  • Постов: 453
  • Больше трех лет на сайте
16.01.2017 19:49
Время не щадит никого... Но классика бессмертна!

16.01.2017 19:47
стоит начинать? фильм не видел

16.01.2017 19:13
В этом то все и дело! Квавил честно признался, что снимается ради денег, а значит процесс ему нравится (всегда приятно заниматься тем, что приносит деньги). А Китон, ВЫНУЖДЕН был так сказать, так как получил солидный гонорар. Ну не скажет же он: "Удовольствия ноль, ... [читать далее]


16.01.2017 19:03
Январь по традиции месяц трэша

16.01.2017 18:52
Это примерно как кабинет министров спросить об их отношении к ВВП)

16.01.2017 18:51
а что мы хотели еще услышать от него, о работодателях которые платях большие деньгы,я бы сильно удивился если бы он сказал что-то противоположное)))

16.01.2017 18:45
О да,шпарят по кальке исключительно ради идеи)))

  • Regolas
  • Киноман
  • Постов: 1213
  • Больше года на сайте
16.01.2017 18:31
Он же признался, что снимается только ради денег, вот у Марвел всё лучшее, там актёры рады именно поучаствовать, а не забрать свои миллионы.
Проверка сарказма завершена.

16.01.2017 18:18
Воу, как так? Оскаровский фильм не стали покупать?

Реклама
Лауреат премии Оскар
Крамер против Крамера
Год выхода: 1979
Страна: США
Жанр: драма
Режиссер: Роберт Бентон
В главных ролях: Дастин Хоффман, Мэрил Стрип
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (12 - 18 января)
Ла-Ла Ленд 34.9%
Не жду ничего! 33.7%
Закон ночи 14.5%
Почему он? 8.4%
2+1 3.6%
Преисподняя 2.4%
Не стучи дважды 2.4%
По млечному пути 0%
Всего голосов: 83
Голосование проводится
с 11 по 18 января
Самое обсуждаемое видео
С Новым 2017 годом!
31.12.2016
Редакция портала "Новости кино" поздравляет всех своих друзей
Самые обсуждаемые материалы
Бюджет третьих "Мстителей" оценили в 500 миллионов долларов
"Ржавый бублик 2017". Результаты и сюрпризы
"Ржавый бублик 2017". Результаты и сюрпризы
Результаты голосования по главной российской антипремии года
Стали известны обладатели антипремии "Ржавый бублик 2017"
Стали известны обладатели антипремии "Ржавый бублик 2017"
Портал "Новости кино" назвал худшие кинофильмы 2016 года
Конкурс к премьере фильма "Изгой-Один. Звездные войны: Истории"
Конкурс к премьере фильма "Изгой-Один. Звездные войны: Истории"
Портал "Новости Кино" начинает новое состязание художников
Конкурс к премьере фильма "Доктор Стрэндж"
Конкурс к премьере фильма "Доктор Стрэндж"
Портал "Новости кино" объявляет о начале нового состязания художников
Награждения
Наши рекорды