px
Великий Гэтсби
Год выхода:2013
Жанр:драма, мелодрама
Страна:США, Австралия
Рейтинг:8.33

Рецензия к фильму "Великий Гэтсби" от Constance

БАЛАГАНЧИК

Говорят, что человек раб своих привычек и в окружающем мироздании ищет не столько полноты знаний и полноты гармонии, сколько свое отражение. Баз Лурман, человек-водевиль, во всем ищет и находит эффектный блеск и драматизм не глубже уровня фэнтази. Это отлично работает во всех его предыдущих проектах, но не показалось мне уместным в экранизации Великого Гэтсби.
История Гэтсби довольно печальна и далека от водевиля. Весьма креативный, вполне реалистичный и даже реализованный человек Джей Гетц (более известный как Гетсби), что называется self-made, в один роковой момент делает неверную ставку, желая завоевать Дейзи, свое юношеское увлечение 5-летней давности, широким жестом бросив к ее ногам весь мир. Она принадлежит к чуждому ему кругу самых сливочных сливок общества и давно состоит в добропорядочном браке с человеком своего круга. Девушка довольно рядовая, не более чем миловидная светская невротичка, вся прелесть и магнетизм которой заключались (у Фицджеральда) в низком волнующем голосе с певучей властностью и отзвуком веселья и радости. Один из самых драматических моментов истории — возобновление знакомства Гэтсби и Дейзи, которая за насыщенной светской суетой и думать о Гэтсби забыла. Для него результат этой встречи и ее реакция — не меньше, чем проверка собственной жизнеспособности: зря или нет он потратил последние 5 лет жизни и есть ли у него будущее. Из этого эпизода Баз Лурман сделал клоунаду, вызывающую закономерный смех в зале, потому что Гэтсби у него действительно смешон и нелеп. Как это далеко от романа Фицджеральда, где взрослый и отлично владеющий собой мужик напряжен и взвинчен буквально до обморока. Это не единственная вольность, которую позволил себе Лурман, делая из драмы фарс. Так, в самом начале фильма Ник Каррауэй, рассказчик всей истории и приятель Гетсби, произносит вслед за Фицджеральдом фразу: я напивался всего дважды в жизни. И Лурман тут же, противореча сам себе и «усовершенствуя» Фицджеральда, делает его алкоголиком, который записывает всю историю Гетсби, проходя курс лечения.
Не могу удержаться от небольшого экивока. Гэтсби персонаж весьма неоднозначный. Всех вводит в заблуждение определение «великий» в заглавии и комплимент в адрес Гэтсби из уст Ника Каррауэя «Ничтожество на ничтожестве, вот они кто!... Вы один стоите их всех, вместе взятых!». Это теоретически позволяет считать Гэтсби романтическим героем и причислять его к элитной категории «лишних людей» в классической литературе. В этих комментариях Фицджеральда однако заключено больше иронии и жалости, чем позитива. Ник Каррауэй произносит эту поощрительную реплику из элементарного человеческого сочувствия, когда уже наверняка знает, что Гэтсби проиграл партию, в которой на кону была Дэйзи, ее законному супругу Тому Бьюкенену. Однако во всех остальных предприятиях своей жизни Гэтсби весьма благополучный прагматик и далек от романтических «лишних» персонажей. Романтики гоняются «за туманом и запахом тайги», а Гетсби успешно и быстро сделал большие деньги на черном рынке, занимаясь в числе прочего бутлегерством, в жизни у него все схвачено, в том числе нужные люди из сильных мира сего, он далеко не обделен женским вниманием. Если бы не заморочка с Дэйзи, он вполне из породы победителей. Сделал почти невозможное — вернул прошлое, используя свой энтузиазм и финансовые возможности, но инфантильная партнерша, оказалось, уютнее чувствует себя в настоящем.
Возвращаясь к фильму. Как давно Вы пересматривали фильм Авиатор Мартина Скорсезе, где Лео ДиКаприо играет Говарда Хьюза — американского enfant terrible, технического гения, миллиардера, плейбоя, филантропа и прототипа тони Старка? Авиатор это тот оригинал, с которого снимал кальку Баз Лурман. Та же атмосфера свингующей Америки 1920х-30х, бомонд, Голливуд. А Говард Хьюз и Джей Гетсби просто близнецы с идентичным психологическим профилем: неуемная энергия, столь же безграничные амбиции, верность мечте, любовь к совершенству и риску, которые странным образом уживаются с некоторой болезненной нелюдимостью и тягой к затворничеству, конструктивный снобизм по Сэру Уинстону Черчиллю — «вкусы мои простые, я предпочитаю все самое лучшее». Разница между экранным Хьюзом и Гетсби лишь в том, что первый стремится приблизить будущее за счет гигантских скачков во времени, а второй прогнуть пространство, чтобы прошлое оказалось будущим. Ну и, конечно, по пути из пункта «Хьюз» в пункт «Гетсби» Лео прибавил лет и килограммов. Но если в истории Авиатора, как и в прозе Фицджеральда, есть живой пульсирующий нерв, то у Лурмана его почувствовать весьма сложно. Помните, как Мартин Иден у Джека Лондона в объекте своего вожделения видел почти неприкасаемую бесплотную богиню, пока в один прекрасный раз не заметил на ее совершенном лице след вишневого сока от только съеденных ягод? Вот этого сока, этого несовершенства живой жизни не хватает фильму Лурмана, в котором даже живые съемки сведены к минимуму и без нужды заменены спецэффектами. Представьте, даже зеленый огонек на противоположной стороне залива, символ надежды, который с таким жаром обсуждали рецензенты, и тот бутафорский! И Лео, играя сцену на пирсе, протягивает руку к картонной стенке. В изложении Лурмана с его специфической системой приоритетов почти документальная история из разряда «основано на реальных событиях» получилась менее реалистичной, чем современные кинокомиксы, и похожа на балаганчик.
Нюансов фицджеральдовской прозы мне явно не хватило в фильме. Все персонажи у Лурмана получились довольно марионеточными. За исключением.... За исключением Тома Бьюкенена. Вот уж кто точно хозяин жизни у Фицджеральда. Обладатель больших наследственных капиталов, блестящий спортсмен, «громадина» с телом, полным сокрушительной силы и физической мощи, довольно надменными манерами и блестящим дерзким взглядом, таящим угрозу. Не блещет, возможно, интеллектом, но полон деятельной энергии, в том числе сексуальной. Интрижки на стороне не мешают ему быть приверженцем святости домашнего очага и своим шлюшкам он запрещает даже имя жены упоминать всуе. Именно он объездил строптивую кобылку Дейзи, что не удалось Гэтсби. По крайне мере он хорошо понимает, что нельзя слабую светскую женщину ставить перед мрачной проблемой рокового выбора — оставлять или не оставлять мужа — и делает это за нее. Гэтсби для столь радикального решения оказался слабоват. Тома блестяще играет австралиец Джоел Эджертон и это самая сильная и яркая актерская работа в фильме. Кажется, он единственный, кто слепо не идет на поводу у Лурмана. По крайней мере он как мог исправил огрех Лурмана в кастинге в отношении Тома и придал своему персонажу столько неколебимой внушительности и аристократического снобизма, сколько смог. Вообще идеальный Том по описанию Фицджеральда — это двухметровый Арми Хаммер, у которого на лбу написано «принц голубых кровей».
Что касается выбора Кэри Маллиган на роль Дэйзи, он далеко не попадание в десятку. Ее персонаж безусловно более простой, чем Гэтсби. Однако Дейзи непременно должна быть сильным магнитом для Гэтсби, читаем Кэри для Лео, чтобы зритель чувствовал как воздух искрит между ними. Этого нет. Лео большой ходок и стильных блондинок меняет регулярно, но именно Кэри явно не в его вкусе. Блейк Лайвли здесь была бы уместнее, добавила бы убедительности Гэтсби, эмоциональности Лео и гламура Лурману.
Вообще актерский состав в картине крутой. С интересом слежу за восхождением австрацийца Джейсона Кларка (Самый пьяный округ в мире, Цель номер один) и карьерой рыжей бестии с отличным чувством юмора Айлы Фишер, также австралийки по рождению (Руки-ноги за любовь, Холостячки, Иллюзия обмана). Здесь они играют чету Уилсонов, которая на свою беду в кульминационный момент слишком близко оказалась к главным участникам событий. Вполне органичен и убедителен Тоби Магуайр в роли доброжелательного наперсника Гетсби, и дебютантка Элизабет Дебики в роли светской тусовщицы Джордан Бейкер. Однако эти роли будут вспоминаться не в связи с творческими прорывами, но в связи с причастностью к большой литературе.
В отношении зрелищности и мишуры фильм выше всяких похвал: костюмы уровня подиума от Миуччи Прада — круглосуточная тусовка — сияющие пространства (зала с волнующимися белыми занавесками в доме Тома и Дейзи буквально со страниц романа) — интерьеры, напоминающие сливочный торт — ретро авто — богатый саундтрек. Приемы у Гэтсби сродни Оскаровским вечеринкам. Мост, соединяющий Лонг-Айленд и NY, по которому Гэтсби гоняет на желтом лимузине «почти со скоростью света» (мост тоже спецэффекты, разумеется), тянет на «Радужный Мост» Асгарда. В общем, сказка сказок в духе Фабрики Грез.
Последняя экранизация Гэтсби 1974 года по форме была куда более аскетичной, зато Фрэнсис Форд Коппола в качестве сценариста с большим пиететом обошелся с прозой Фицджеральда. В фильме 1974 года нашлось место даже для момента, как крутая гольфистка Джордан Бейкер, подружка Дейзи, мухлюет во время игры. У Фицджеральда этот момент упоминается лишь вскользь во время светской болтовни. У Лурмана история получилось гламурной, холодной, а от айсберга прозы осталась верхушка. Будь фильм водевилем или комиксом, к нему было бы меньше претензий, но как экранизация он слаб и высокий рейтинг отражает только яркость обертки. И как же обманчиво роскошен был трейлер!!!! Ели Вы еще каким-то чудом фильм не посмотрели, сделайте это непременно, но без завышенных ожиданий и больше для знакомства с очередным проектом Лурмана, чем свидания с Фицджеральдом.
P.S. Буду счастлива, если этот текст хотя бы одного человека подвигнет подержать в руках роман Фицджеральда или Лондона или пересмотреть Авиатор.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
06.08.2013
Просмотров: 2619
Оценка читателей: 8,92 из 10 (голосов 12)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 34
PROFE7OR (Критик), постов: 6546
11 февраля 2017, 21:30
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Глянул, оценку не поставил Татьяне.) Исправил это дело.) Конечно "Золото", не по мнению, которое может быть с моим по этому фильму не совпадает, а за сам текст, и как всё изложено.

PROFE7OR (Критик), постов: 6546
11 февраля 2017, 21:23
Аватарка пользователя PROFE7OR
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
А меня тронули два последних высказывания Basil и TREADSTONE, такие искренние, такие настоящие. Что можно ещё добавить не к рецензии, а к фильму. Фильм действительно очень хорош. Я думаю, его ещё по-настоящему оценят через определённое время. Такие фильмы не забываются!

Basil (Зритель), постов: 119
11 февраля 2017, 20:38
Аватарка пользователя Basil
Больше 7 лет на сайте
7
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Констанция, будьте милосердны, не убивайте этот шедевр! Я смотрел этот фильм дома, и мне не мешала реакция публики, так как она зачастую ошибочна... Далее, а вы уверены, что человек не будет выглядеть по-идиотски, когда решается смысл всей его жизни, будь он хоть молодой папа?)) В литературе как раз-таки герои именно так себя и ведут, не так ли?) Сходство с Авиатором я бы прочитал наоборот - режиссер увидел сходные линии в образах героев, потому он и взялся за эту работу... насчет вершков и корней - а вы уверены, что обязательно нужно глубоко копать - ведь все тайны в воздухе, не так ли?) А главная линия - трагическая линия Гэтсби, раскрыта куда уж глубоко, и возможно, за всей этой мишурой можно прочитать как раз-таки сдержанность и минимализм, ведь мы не упрекаем, скажем, Мурнау за декоративность, так почему же мы отказываем этой картине в декоративности?? Или например, Куда приводят мечты - там тоже много искусственных кадров, но сюжет считывается до слез, до той самой надежды...

TREADSTONE (Критик), постов: 23442
8 августа 2014, 23:42
Аватарка пользователя TREADSTONE
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
А для меня фильм Лурмана "Великий Гэтсби" - шедевр, ибо тронул до глубины души. Трижды пересматривал (недавно 3й раз был) и как в случаи с "Зеленой милей" не мог оторваться, а в конце пускал слезу и проклинал жестокий мир. Есть и книга, но не добрался еще. Рецензия хорошая, второй опыт превосходной Татьяны куда лучше, чем мой, хоть и считаю, и буду считать, что дотошно сравнивать книгу и фильм категорически нельзя.

Constance (Киноакадемик), постов: 16773
7 августа 2013, 10:55
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 7 августа 2013, 10:53
Просто пишите почаще:)
Часто обещать не берусь, но постараюсь


Constance (Киноакадемик), постов: 16773
7 августа 2013, 10:54
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
И еще о Гэтсби. У Лурмана богатый визуальный ряд с избытком насыщающий зрительный анализатор. У Фицджеральда несколько излишне скромный и несколько излишне наспех сделанный текст, который не всякий захочет читать между строк. Но в этом тексте пространства для воображения существенно больше, чем в фильме.

Andrew (Главный редактор), постов: 73041
7 августа 2013, 10:53
Аватарка пользователя Andrew
Constance писал(а) 7 августа 2013, 10:50
Всем спасибо!! Не столько придерживаюсь рамок рецензии, когда пишу, сколько делюсь своим мироощущением. Если Вам ...
Просто пишите почаще:)

Constance (Киноакадемик), постов: 16773
7 августа 2013, 10:50
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Всем спасибо!! Не столько придерживаюсь рамок рецензии, когда пишу, сколько делюсь своим мироощущением. Если Вам интересно - рада. Если нет - тоже неплохо, будем существовать в разных измерениях. А для сайта чем больше измерений, тем лучше

Astrall (Зритель), постов: 201
7 августа 2013, 10:24
Аватарка пользователя Astrall
Больше 10 лет на сайте
10
Вот вредно читать книгу перед просмотром, тем более такое прекрасное произведение как "Великий Гэтсби". Результат плачевный, экранизация по любому покажется хуже. Вышла из зала слегка разочарованная. Фильм на самом деле хороший, понравился всем кто не читал . Многим книгам экранизации идут только на пользу, хороший сценарист в состоянии дотянуть сюжет до нормального уровня и прикрыть провальные места. Но произведение Фицджеральда идеально, снять лучше первоисточника нереально, а вот не дотянутся раз плюнуть.

Will Smith (Критик), постов: 1019
6 августа 2013, 21:28
Аватарка пользователя Will Smith
Больше 10 лет на сайте
10
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
А мне фильм понравился больше чем книга.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



MiB (Киноакадемик), постов: 7391
сегодня, 17:28
MiB
Родственные связи всегда были моей ахилесовой пятой, а ведь мы еще до внутчатых племянников не доходили XD
Не знаю, что еще снимал Илья Учитель, но постановка ... [читать далее]

Finch (Киноакадемик), постов: 4093
сегодня, 17:23
Finch
Бате видеоигрового нарратива сегодня исполняется 54 года:)

Finch (Киноакадемик), постов: 4093
сегодня, 17:18
Finch
Подоспели данные о продажах игры за три года. Лучший кооперативный проект эвер имеет в своей копилке уже 16 млн. проданных копий. Мощь!

Intaler (Киноман), постов: 8540
сегодня, 17:11
Intaler
Зимородок!!! пОДВИНЬСЯ!

Finch (Киноакадемик), постов: 4093
сегодня, 17:10
Finch
Пхахах:)

DarkKnight77 (Критик), постов: 8015
сегодня, 16:32
DarkKnight77
Так же круто как и китайский! Вон сколько "Вызов" там собрал

Andrew (Главный редактор), постов: 73041
сегодня, 16:26
Andrew
Это, кстати, очень круто, что мы стали осваивать огромный турецкий рынок

Constance (Киноакадемик), постов: 16773
сегодня, 16:09
Constance
А слабо до 80-летия Клина Ферта и Хью Гранта дотянуть историю? Осталось каких-то 16 лет))

Constance (Киноакадемик), постов: 16773
сегодня, 16:03
Constance
Не дочь, а сестра режиссера по отцу - Анна внебрачная дочь Алексея Учителя и Юлии Пересильд, а режиссер "Летучего корабля" Илья Учитель - сын Алексея ... [читать далее]

Andrew (Главный редактор), постов: 73041
сегодня, 16:02
Andrew
Бэмби отомстит явно:)



Фильм месяца
Постер к фильму Охотники за привидениями: Леденящий ужас
Дата выхода: 29 марта 2024
Страна: США
Жанр:боевик, комедия, ужасы, фантастика
Режиссер:Гил Кенан
В главных ролях:Кэрри Кун, Энни Поттс
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Создатель фильма "Дюна: Часть вторая" не знает, когда он приступит к съемкам третьей части
"Сумрачный самурай" был удостоен номинации на премию "Оскар"
Майкл Китон вернулся в образе культового персонажа в трейлере "Битлджуса 2"
Награждения
Наши рекорды