Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance

Психоделическое путешествие

Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.

Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.

Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.

Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».

Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.

В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.

Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.

Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!

В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Автор: Constance   (всего рецензий: 69, средняя оценка: 9.14)
01.09.2013
Просмотров: 711
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)



Всего комментариев: 200
  • TREADSTONE
  • Киноакадемик
  • Постов: 9979
  • Больше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
10.08.2014 09:19
#607394
Не, такие фильмы точно не для меня. Абзац про Каренину великоват.

03.09.2013 09:51
#466315
brune писал(а) 03.09.2013 09:43 #466312
Ну вы, господа хорошие, размялись, любо-дорого посмотреть))
Подруге своей скажи (Ее звать Констанция) Такую чушь начала нести про аватарки пользователей и т.п.
Я ведь забыл - она же будущая победительница конкурса :)))))))))

  • brune
  • Зам. Главы Киноакадемии
  • Постов: 16011
  • Сейчас на сайтеБольше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
03.09.2013 09:43
#466312
Ну вы, господа хорошие, размялись, любо-дорого посмотреть))

02.09.2013 23:27
#466241
Jay писал(а) 02.09.2013 23:26 #466239
хорошо что не на синих с Аватара)
да! а ведь мог.

  • Jay
  • Киноман
  • Постов: 7616
  • Больше шести лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
02.09.2013 23:26
#466239
Зэпп писал(а) 02.09.2013 23:24 #466237
ну да. джей на миньона из гадкого я похож.)
хорошо что не на синих с Аватара)

02.09.2013 23:24
#466237
Jay писал(а) 02.09.2013 23:09 #466231
ага, крутая? ))))
ну да. джей на миньона из гадкого я похож.)

  • Jay
  • Киноман
  • Постов: 7616
  • Больше шести лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
02.09.2013 23:09
#466231
Зэпп писал(а) 02.09.2013 20:24 #466174
о, аватарка от сенси?
ага, крутая? ))))

02.09.2013 20:24
#466174
Jay писал(а) 02.09.2013 18:36 #466162
ииииииииии понеслась!)))))
о, аватарка от сенси?

02.09.2013 20:02
#466172
Constance писал(а) 02.09.2013 18:32 #466158
Обсуждение рецензии тоже было психоделическим путешествием, не меньше
+

  • HuntGod
  • Критик
  • Постов: 35773
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
02.09.2013 18:38
#466166
Kinohero писал(а) 02.09.2013 18:36 #466163
Одна неадекватнее другой (Я про посты)
ты так стал часто употреблять слова адекват и неадекват)
Что как то неадекватно получается;-)

  • HuntGod
  • Критик
  • Постов: 35773
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
02.09.2013 18:37
#466165
Jay писал(а) 02.09.2013 18:36 #466162
ииииииииии понеслась!)))))
Смотря как ты стреляешь;-)))

02.09.2013 18:36
#466163
Constance писал(а) 02.09.2013 18:19 #466143
Фассбендер подойдет. Уважаю и люблю его безмерно и это чувство распространю на Вас
Одна неадекватнее другой (Я про посты)

  • Jay
  • Киноман
  • Постов: 7616
  • Больше шести лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
02.09.2013 18:36
#466162
HUNTERX писал(а) 02.09.2013 18:33 #466159
Общение - это вообще увлекательное путешествие;-)
ииииииииии понеслась!)))))

  • Jay
  • Киноман
  • Постов: 7616
  • Больше шести лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
02.09.2013 18:34
#466160
Constance писал(а) 02.09.2013 18:31 #466156
Jay уже все проконтролировал за меня
не все, сейчас на карте строю твой маршрут на вечер, есть пару белых пятен :-P

  • HuntGod
  • Критик
  • Постов: 35773
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
02.09.2013 18:33
#466159
Constance писал(а) 02.09.2013 18:32 #466158
Обсуждение рецензии тоже было психоделическим путешествием, не меньше
Общение - это вообще увлекательное путешествие;-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

Глава Sony Pictures ушел из компании

Майкл Линтон предпочел работу в Snapchat

Это интересно: Любопытные факты о создании трилогии "Властелин колец"

Пользователи портала "Новости кино" о самом знаменитом проекте в жанре "фэнтези"

Российский бокс-оффис вырос в 2016 году

Кассовые сборы в российском прокате увеличились на 10 процентов

Самые ожидаемые комедии 2017 года

Над чем мы будем смеяться в наступившем кинематографическом году

Рецензия на фильм "Закон ночи". Из джетлега в бутлег

Сотворение мира (кинематографического) прошло на ура, а вот нарратив хромает, как гангстер на пенсии.

"Ржавый бублик 2017". Результаты и сюрпризы

Результаты голосования по главной российской антипремии года

Лучшие фильмы второй половины января 2017 года

Киноакадемия портала "Новости кино" рекомендует к просмотру

17.01.2017 11:46
Ну если вы про экономику судите исходя из доступности Гугла то это сильно)А вообще,коль вам Гугл доступен,откройте его и почитайте про экономическую модель Китая.Много интересного узнаете.Особенно про "отсутствие собственных технологий")

17.01.2017 11:34
Нестареющая классика. Хотя мне вот вторая часть (которая с племенами) больше понравилась, может потому что она чуть посовременнее и потехничнее. А Кэрри обожаю, хотя как главный герой "Маски" он... ну, получше можно было. Как "Маска" он там великолепен, ... [читать далее]

17.01.2017 11:34
Странно, что в комментах ничего не написали про DC :)

  • Andrew
  • Админ
  • Постов: 41320
17.01.2017 11:28
Вот это и говорит о том, как мало вы в теме:) инвестиционная привлекательность Китая обусловлена исключительно наличием очень дешевой, но относительно квалифицированной рабочей силы. Ничем иным. А про открытость экономики совсем смешно. Вы говорите о стране, где запрещены ... [читать далее]

17.01.2017 11:08
По моему скромному мнению лучшая актриса кино из ныне живущих

17.01.2017 10:52
Через знакомых посмотрела первые полчаса - дальше выгнали. Наверное, будет не правильно спойлерить до официальной премьеры, но то что я увидела - плохо. Хотя по трети судить весь фильм не правильно.

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 9937
  • Больше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
17.01.2017 10:46
Уже посмотрела? Так плохо?

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 9937
  • Больше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
17.01.2017 10:43
И, конечно, не остается без внимания основная "пружина" веселья клоунады на манеже - противостояние "эстетствующего всезнайки" Белого клоуна и простодушного весельчака Рыжего клоуна. К месту или не к месту вспомнилась парочка Белый и Рыжий из нашей Карнавальной ночи!

  • Constance
  • Киноакадемик
  • Постов: 9937
  • Больше трех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
17.01.2017 10:39
По форме картина - череда зажигательных клоунских антре, снятых вживую и в нарезке хроники, перемежающихся интервью с артистами "без грима", отошедшими от дел, вспоминающими свою славную молодость на арене, сетующими на то, как необратимо изменился мир. Постоянно ... [читать далее]

17.01.2017 10:29
Как то вы поверхностно знаете об экономике)Среди основных факторов их роста крайне эффективная роль государства в экономике,значительные ресурсы недорогой рабочей силы(о чём вы и говорите),высокая доля инвестиций(в том числе и иностранных инвестиций в высокотехнологичные ... [читать далее]

Реклама
Лауреат премии Оскар
Жизнь Эмиля Золя
Год выхода: 1937
Страна: США
Режиссер: Уильям Дитерле
В главных ролях: Пол Муни, Луи Кэлхерн
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (12 - 18 января)
Ла-Ла Ленд 34.1%
Не жду ничего! 32.9%
Закон ночи 16.5%
Почему он? 8.2%
2+1 3.5%
Преисподняя 2.4%
Не стучи дважды 2.4%
По млечному пути 0%
Всего голосов: 85
Голосование проводится
с 11 по 18 января
Самое обсуждаемое видео
С Новым 2017 годом!
31.12.2016
Редакция портала "Новости кино" поздравляет всех своих друзей
Самые обсуждаемые материалы
"Ржавый бублик 2017". Результаты и сюрпризы
"Ржавый бублик 2017". Результаты и сюрпризы
Результаты голосования по главной российской антипремии года
Стали известны обладатели антипремии "Ржавый бублик 2017"
Стали известны обладатели антипремии "Ржавый бублик 2017"
Портал "Новости кино" назвал худшие кинофильмы 2016 года
Рецензия на фильм "Закон ночи". Из джетлега в бутлег
Рецензия на фильм "Закон ночи". Из джетлега в бутлег
Сотворение мира (кинематографического) прошло на ура, а вот нарратив хромает, как гангстер на пенсии.
Конкурс к премьере фильма "Изгой-Один. Звездные войны: Истории"
Конкурс к премьере фильма "Изгой-Один. Звездные войны: Истории"
Портал "Новости Кино" начинает новое состязание художников
Конкурс к премьере фильма "Доктор Стрэндж"
Конкурс к премьере фильма "Доктор Стрэндж"
Портал "Новости кино" объявляет о начале нового состязания художников
Награждения
Наши рекорды