px
Трамвай "Желание"
Год выхода:1995
Жанр:драма
Страна:США
Рейтинг:9

Рецензия к фильму "Трамвай "Желание"" от Constance

``Я всегда зависела от доброты незнакомцев``

``Трамвай ``Желание`` - классика современной драматургии, 65 лет не сходит с бродвейских подмостков, самая востребованная пьеса Теннеси Уильямса, удостоенная Пулитцеровской премии в 1948 году и премии Оскар в 1952 году за экранную адаптацию. Театральная постановка и первая киноверсия, обе сделанные режиссером Элиа Казаном в 1947 и 1951 соответственно, знаменовали собой новую эпоху актерской игры, переход от мелодраматизма к драматическому натурализму. В экранизации 1951 блистали Марлон Брандо и английская актриса Вивьен Ли. Для последней некоторый дискомфорт от участия в американском проекте удачно подчеркнул дискомфорт ее героини, утонченной и инопланетной Бланш Дюбуа, от вынужденного присутствия в чуждой ей среде социального дна. Полное погружение в крайне сложный образ героини стоило Вивьен Ли серьезного биполярного расстройства, но принесло Оскаровскую статуэтку.

Не далее как этим летом о пьесе вспомнил маэстро Вуди Аллен, припавший после длительного европейского турне к животворному родному американскому источнику, и переписал ее в своем фирменном стиле трагифарса для фильма ``Жасмин``. Маленькую фоновую роль мужа Жасмин, как у Вуди именуется Бланш, специально добавленную им ради движения сюжета, играл Алек Болдуин — он же Стенли Ковальски в экранизации 1995. Как раз эту ТВ экранизацию, сделанную ТВ режиссеровм Гленном Джорданом, хочу представить.

Напомню сюжет. Бланш Дюбуа, хрупкое и аристократичное создание, живущее в мире романтических иллюзий, после череды смертей близких, потери родового гнезда, тяжелых жизненных компромиссов, попытки забыться в чужих постелях, приезжает в Новый Орлеан к младшей сестре Стелле, с которой не виделась 10 лет, чтобы пережить черную полосу и попытаться заново устроить жизнь. Покоя однако не обретает, напротив, встречает непримиримого врага в лице Стенли Ковальски, супруга сестры, грубого мужлана с замашками пещерного человека. Их непримиримое противостояние, сдобренное алкогольной зависимостью Бланш и растущей агрессией Стенли, заканчивается самым трагическим образом физическим насилием над Бланш, после чего она теряет рассудок.

Все персонажи в пьесе Теннеси Уильямса довольно однозначны (стандартны?) и олицетворяют некие стереотипы, что обычно и воспроизводится при постановке или экранизации пьесы. Ковальски примитивное животное, грубое, подозрительное и мстительное, с маленьким интеллектом. Бланш нервическая аристократка, экзотическая бабочка, словно случайно залетевшая в эту порочную порченую жизнь. Стелла покорная жена своего мужа-неандертальца. Приятель Стенли слесарь Митч, увлекшийся Бланш, слишком примитивен, чтобы понять ее сложную натуру. Собственно столкновение грубой чувственности и аристократической сверхчувствительности как инструментов освоения мира и составляет основной конфликт пьесы.

Экранизация 1995 года хороша как раз тем, что от этих стереотипов и схемы значительно отходит. Сначала о Бланш в исполнении Джессики Лэнг. У Лэнг она не просто хрупкое, неприспособленное к грубостям жизни создание, хотя и это тоже — кисейная барышня в пастельных тонах. Флирт и женское кокетство у нее в крови. В отсутствие страстности, чувственности, усилю даже витальности натуры, она тем не менее сверхчувствительна, трагически очаровательна и неизменно воспринимается как femme fatale, что и предопределяет неизбежность ее финального столкновения-свидания со Стенли. Джессика Лэнг не получила строгих уроков классического театрального мастерства, для нее каждая роль восторженный нырок в эмоции до самого дна, приключение, греющее душу. Тем более погружение в такой богемный персонаж на грани как Бланш, готовый сорваться в любой момент. Именно этой неожиданной по меркам Голливуда спонтанной непосредственностью и свежестью Джессика покоряет, начиная со своего дебюта в Кинг-Конге, и дальше в Тутси, Фрэнсис, Сладких грезах, Голубом небе. Здесь Лэнг ради роли приглушает свое искрящееся жизнелюбие, делая героиню немного уставшим и сломленным романтиком.

Стенли Ковальски у Алека Болдуина не абсолютный мужлан и не полный засранец, он челевечен и уязвим. Страстно влюблен в свою жену и боится быть отвергнутым ею из-за влияния сестры. Алек терпеливо и мучительно ведет зрителя по темным и светлым закоулкам натуры Ковальски. И Бланш он насилует не следуя животной похоти, но не в силах противостоять ее бессознательному призыву к основному мужскому инстинкту. Это лучшая роль в карьере Алека, ради нее от отказался от участия в сиквеле ``Охота за ``Красным октябрем``, который сделал его звездой, но жертва того стоила.

Дайан Лейн в роли Стеллы такая яркая, экзотическая и чувственная, что делает страсть Стенли к жене понятной и физически ощутимой. Она не бледная тень супруга, вместе они команда единомышленников. Это наверное более адекватная интерпретация образа, альтернативная обычной трактовке. Пресная простушка вряд ли сбежала бы из дома с опасным и диким мачо Ковальски. В конце концов Бланш и Стелла родные сестры, они стоят друг друга и Стелла-Лейн на теряется в тени Бланш-Лэнг. У Лэнг и Лейн прекрасный и почти равноправный дуэт.

Джон Гудман, в 1995 году еще не такой раздобревший как сейчас, возможно чуть более интеллигентен для роли простого работяги Митча, чем следовало бы. Но он производит впечатление человека очень доброго, впечатлительного, довольно нескладного и тоже неприкаянного, как и все в этой пьесе. Его неприкаянность не могла не потянуться к одиночеству Бланш. К тому же некоторая комичность его персонажа, а Гудман в первую очередь талантливый комический актер, к месту разряжает обстановку.

``Желание`` в буквальном смысле проникло из заглавия в ткань фильма и пропитало его. Этот основной акцент экранизации 1995 года подчеркивают все детали. Имидж и эмоциональная вибрация персонажей, неповторимое изящество и легкость, вопреки драматизму истории, их живых контактов, цветовая палитра, саундтрек в духе Нового Орлеана, колыбели джаза и порока. В фильме на удивление не ощущается абсолютного зла и он более гуманен к героям, чем Теннеси Уильямс в обычной схеме. Полагаю, сам драматург не был бы против. ``Текст пьесы — лишь тень спектакля, к тому же довольно нечеткая... То что написано в книге не более чем эскиз здания, которое еще не возведено, либо уже построено и снесено... Печатный лист лишь набор формул, по которым должен строиться спектакль.`` (Теннеси Уильямс)

Гений Теннеси Уильямса создал такой трагически привлекательный женский образ, что, кажется, актрисе достаточно просто примерить его на себя, чтобы заслужить всеобщее восхищение. Что касается кинематографических его воплощений, Вивьен Ли, как уже упомянуто выше, получила за роль Оскар в 1952. В 1985 Энн-Маргрет получила Золотой глобус, в 1996 Джессика Лэнг Золотой глобус, а в 2014 вероятнее всего Оскар получит Кейт Бланшет за роль Жасмин.

Смотрите хорошую классику!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
26.12.2013
Просмотров: 10135
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 10)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 12
SF Freddy (Киноакадемик), постов: 31797
26 декабря 2013, 15:22
Аватарка пользователя SF Freddy
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Вивьен Ли...

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25400
26 декабря 2013, 14:21
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Надо бы все три версии посмотреть.
А Болдуина, как я посмотрю, так и тянет в Трамвай

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

isi (Зритель), постов: 485
сегодня, 18:32
isi
А где новость что одно из дел Вайнштейна посыпалось) Билл Косби номер 2…
Жизнь стала веселее любого сериала, а потом удивляются, почему кино умирает…

isi (Зритель), постов: 485
сегодня, 18:00
isi
Поэтому и зарубили, как многие исторические фильмы. Дорого и не отбиваемо в большинстве случаев.
Я смотрю все проекты о Клеопатре в итоге дальше слов ... [читать далее]

sunnygold (Критик), постов: 1945
сегодня, 17:56
sunnygold
Думаю, идти смотреть, нет. Лагашкин что-то нравится мне:))

MiB (Киноакадемик), постов: 7425
сегодня, 17:51
MiB
Этому тоже стоит дать шанс

Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 5997
сегодня, 17:47
Dienn
Синопсис пока не то чтобы очень оригинальный, сломя голову смотреть точно не побегу, подожду отзывов

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23465
сегодня, 17:40
Andrey253
Ну если отзывы будут годными, то посмотрю. А так Джилленхол после Павука поплыл для меня

intvindet (Киноакадемик), постов: 12778
сегодня, 17:26
intvindet
Конечно, это не он !) И о исполнителе никто не узнает, пока официально об этом не расскажет кастинг-директор, сама Дэбби МакУильямс.

AleX (Критик), постов: 8899
сегодня, 16:34
AleX
28 лет спустя? Аарон, а как же Бонд? Как я предполагал это была инсайдеровская утка!)))

Jon Smith (Критик), постов: 1506
сегодня, 15:46
Jon Smith
В ожидаемые!!!!

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25400
сегодня, 15:41
brune
Роскошь! Обожаю такое



Фильм месяца
Постер к фильму Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды