В 2025 году легендарному голливудскому фильму "Пролетая над гнездом кукушки", который стал одним из немногих кинопроектов, получивших все пять главных "Оскаров" - "лучший фильм", "лучший режиссер", "лучшая актриса и актер" и "лучший сценарий" - исполняется 50 лет. Его продюсер Майкл Дуглас в интервью по этому поводу рассказал о производстве картины и о том. какое значение она имеет для современной Америки.
МАЙКЛ ДУГЛАС: Я думаю, что он хорошо отражает то, что происходит в Америке прямо сейчас, с точки зрения президентства и борьбы, которую мы никогда не ожидали увидеть в нашей стране: борьбы за демократию. Существует параллель между медсестрой Рэтчед и системой, в которой она работает, и тем, что происходит в Америке сегодня. Мы, безусловно, подвергаемся нападению в нашей стране прямо сейчас. Но я также вспоминаю о съемках как о волшебном процессе и испытываю огромное удовлетворение от того, как многому я научился и насколько это было важно для моей карьеры продюсера. Сол Зэнц, мой коллега-продюсер по фильму, был потрясающим человеком, трехкратным обладателем премии Киноакадемии.
МАЙКЛ ДУГЛАС: Он гордился тем, что его сын продюсировал фильм. Для него это было чрезвычайно трудно. Когда он, как актер, оглядывался назад, то, возможно, в его карьере было четыре замечательных роли. Р.П. Макмерфи, (которого он играл на сцене), являлся одной из них. Позже мы шутили по этому поводу, что это была моя вина, что он не снялся в нашем фильме, но я говорил ему, что последнее слово остается за режиссером. Я пытался, но это было невозможно. Прошло слишком много времени. Когда Джин Хэкмен и Марлон Брандо отказались от главной роли, я подумал, что, возможно, у нас будет больше шансов, но Милошу Форману очень понравился Берт Рейнольдс. А позже Хэл Эшби показал нам несколько эпизодов с Джеком Николсоном, и все было решено.
МАЙКЛ ДУГЛАС: Во многом это было связано с тем, что Милош не позволял актерам просматривать отснятый за день материал. В конце концов, они все уладили. Когда Джек прибыл на съемочную площадку после своей предыдущей работы, другие актеры были по-настоящему увлечены своими персонажами, а некоторые к тому времени уже несколько недель жили и спали в психиатрической больнице. Джек был ошеломлен - эти ребята даже в обеденный перерыв не выходили из роли, он быстро понял, насколько серьезной была постановка. Милош был сторонником дисциплины. Он говорил: “Снято! Отлично, отлично.... А теперь давай сделаем это еще раз”. Мы даже шутили по этому поводу".
МАЙКЛ ДУГЛАС: Да, это было по-настоящему печально. Сценарий Кена сохранил многие литературные качества его романа, так что он не совсем работал. Спор начался с того, что мы якобы надули его в его сделке, но это было не так. Мы чувствовали, что поступили очень великодушно, предложив ему три процента, но он хотел шесть. Это всегда было серьезным препятствием для проекта. В конечном итоге это привело к судебному иску. И к тому времени, когда об этом стало известно, через пару лет после выхода фильма, три процента Кена стоили около трех миллионов долларов. Долгое время от Кена не было никаких вестей, поэтому мы сказали: "Хорошо, Кен, мы собираемся пожертвовать твою долю Университету штата Орегон в твоем родном городе Юджин. Затем он наконец-то вернулся к нам, и мы, наконец, пришли к соглашению. На церемонии вручения "Оскара" я чувствовал себя плохо. Думаю, Милош был единственным, кто упомянул Кена. Я боготворил его. Он был важной частью моего поколения, и я провел с ним много времени. Но я не уверен, что он вообще когда-либо видел этот фильм".