KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Не брать живым". Универсальный солдат

13.03.2010

Сержант Миллер со своим подразделением ищет в оккупированном американцами Багдаде оружие массового поражения, из-за которого развязана война. Но все локации, указанные разведкой, оказываются то заброшенным складом сантехники, то жилым двором. Миллер начинает сомневаться, а было ли вообще оружие массового поражения. Режиссер "Превосходства Борна" и "Ультиматума Борна" Пол Гринграсс снял умный, едкий и злой политический триллер "Не брать живым" про новую армию.

Мало кто знает, но на заре карьеры Пол Гринграсс снимал репортажи для телевидения из зон вооруженных конфликтов. С этого он начал вырабатывать свой неповторимый стиль и почерк съемки - "живую" документальную манеру, благодаря которой напряженные кадры его фильмов не смотришь - в них живешь.

"Не брать живым" для Гринграсса - в определенном смысле возвращение к истокам. Про стрельбу на улицах он не снимал уж почти десяток лет - с "Кровавого воскресенья", переключившись на картины про умного шпиона и терракты.

В новом фильме режиссер с ювелирной точностью воспроизводит смятение и хаос, царящие на улицах города, неожиданно ставшего ареной боевых действий. Картинка увлекает: от фильма отдельное удовольствие - перемещаться вслед за правдорубом Миллером по улицам охваченного войной Багдада мимо дезорганизованных жителей, копошащихся в городе американцев и бродячих собак.

Экшена в картине не так уж много, несмотря на бешеную пальбу в рекламном ролике. Есть несколько жестких реалистичных перестрелок, боевых столкновений, взрывается вертолет - но берет "Не брать живым" не этим, а динамикой детективной интриги и напряженным политическим противоборством двух отделений американского штаба - ЦРУ и военной разведки.

Грег Киннер, сыгравший главу "разведчиков" в Ираке Паундстона, и противостоящий ему на экране Брендан Глиссон, исполнивший шефа багдадского штаба ЦРУ Мартина Брауна, составили отличную пару политических врагов. Один въедливый, изворотливый и политически корректный; другой грузный, прямой и бескомпромиссный - они представляют два крайних примера бюрократов: убежденного в правоте своего дела и увлеченного высотой своего кресла.

Мэтту Дэймону, который сыграл сержанта Миллера, очень идет военная форма, но он и в ней выглядит "умницей Уиллом Хантингом" (что определило выбор его на эту роль). Критики по поводу фильма уже разнылись: мол, Миллеру не придумали ничего, кроме стремления к правде - и Дэймону нечего играть.

Сценарист Брайан Хелгеленд, адаптировавший для экранизации роман журналиста "Вашингтон Пост" Раджива Чандрасекарана "Имперский двор в Изумрудном городе", действительно нарушил ключевое правило сценарного искусства (главное – герой!) - но сделал это намеренно.

Десять лет назад Майкл Манн снял почти идентичный по авторскому посланию фильм "Свой человек", в основе которого тоже была журналистская история. У Манна в ней фигурировали честный ученый и честный продюсер-журналист. У Гринграсса в его военной истории действует честный солдат - который не обижен отечеством, не псих и перед глазами у него не маячат кровавые мальчики. Обезличив Миллера и других действующих лиц своей истории, Гринграсс добился нужного эффекта: герои стали универсальными, словно шахматные фигуры на доске, носителями идей - очищенных от всяких шероховатостей живой натуры.

В 1996-м в "Скале" Майкла Бэя доблестный офицер - бригадный генерал Хаммел погиб за правду о своих бойцах, оставшихся в песках Ирака во время "Бури в пустыне" - и своей родиной не замеченных и забытых.

Рой Миллер - в известном смысле продолжатель дела Хаммела: рассудительный, умный и харизматичный командир, он так же верит в идеалы "правды и свободы", каждый день выходя за них на бой. Миллера не согнуть командным воздействием: столкнувшись с давлением военного начальства и отказом части его подразделения идти за ним, сержант уходит в самоволку с оставшимися бойцами - продолжая действовать в соответствии с идеалами, которые защищает.

Пол Гринграсс снял фильм про солдата новой армии: универсального - который понимает, зачем воюет; и не слепо подчиняется приказам - а следует ценностям, за которые сражается его страна. Такому уже нельзя просто скомандовать стрелять в людей - с ним надо договариваться.

В бою такой солдат стоит целого войска: в финале "Не брать живым" показательна сцена, в которой три противоборствующие силы в перестрелке представлены каждая всего одним бойцом - каждый равен армии.

"Не брать живым" - захватывающее, жесткое и очень значимое кино, которое следует посмотреть всем, для кого государственные, национальные и религиозные границы между людьми - условность. Гринграсс выступил предвестником перемен, после которых армия и мир изменят облик.

В 1996-м году генерал Хаммел должен был захватить заложников, чтобы его услышали. "Возможно, я перепробовал все, - говорил он. - Но они меня не слушают. Надеюсь, они все-таки поумнеют - для этого я должен что-то сделать. Но, что бы ни случилось, не думайте обо мне плохо".

В 2010-м сержант Миллер вышел из схватки победителем - не завершив, как планировал, миссию военную, но успешно выполнив миссию гражданскую.

Поумнели. Это новая армия. Генерал Хаммел погиб не зря.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Вин Дизель намекнул на возвращение Пола Уокера в "Форсаж"
Исполнитель главной роли анонсировал дату выхода следующего эпизода "Форсажа"
"Формула 1" с Брэдом Питтом возглавила американский прокат
Спортивная драма оправдала ранние прогнозы по кассовым сборам
Джеймс Ганн анонсировал гипнотические очки Супермена
Специальные очки будут скрывать личность Супермена от людей.
Режиссер "Бэтмена" завершил работу над сценарием сиквела
Мэтт Ривз показал готовый сценарий продолжения фильма "Бэтмен"
ОгласКа: Рецензия на фильм "Новый кинотеатр "Парадизо"
Одна из лучших работ режиссера Джузеппе Торнаторе
Сериал "Чужой: Земля". Перезагрузка или просто приквел?
Что известно о сериале "Чужой: Земля", и чем он будет отличаться от других частей франшизы