KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Шаолинь" от Guest

Загадочная китайская душа

Генерал Хо Джи (Энди Лау) - воинственная и пропитанная патриотизмом личность. Он стремиться объединить весь Китай под своим началом, и, одновременно с этим, не допустить европейской интервенции. Планомерное истребление всех своих врагов приводит его, в конце концов, во внутренний двор Шаолиня, священное место, которое он осквернил, убив в нём своего очередного конкурента. Вернувшись в город он решается на самую радикальную меру в отношении последнего соперника, бывшего когда-то его братом по оружию. Но убийство проходит совершенно не так, как он задумывал. Его предают, и ему, с маленькой дочуркой на руках, приходится бежать от самой смерти туда, где ему меньше всего рады. Ему приходиться бежать в Шаолинь.

Большинству людей на западе режиссёр Бенн Чан известен, прежде всего, как режиссёр нескольких "джекичановских" кинолент, как то: "Новая полицейская история", "Кто я?" и "Младенец на 30.000.000$". Но, чего греха таить, это самое "большинство" - довольно малая и незначительная толика киноманов, ибо, как известно, Китай и Запад до сих пор живут словно на двух соседних, но разных планетах, а большинство вышеупомянутых фильмов теряются на фоне более сильных картин с участием самого известного на западе китайца гонконгского происхождения. Я, к своему стыду, не видел ни "Города в осаде", ни "Связь", ни "Неуязвимую мишень", но свежее творение творческого "я" Чана, картина "Шаолинь", меня лично довольно приятно удивило.

Заранее оговорюсь, что это не "джекичановский фильм". Знаменитый гонконгский актёр и боец руками, ногами и прочими частями тела здесь отходит на второй план. Но, как истинный "Сын Запада" (отбросим нюансы моего русского происхождения) не могу не начать с Джеки нашего Чана. Поначалу мне казалось, что его роль впихнули в фильм только и исключительно ради него самого. Плюс одна знаменитость мирового уровня = плюс пятьсот очков к уровню солидности ленты. Но дальнейшее развитие событий заставило меня изменить своё мнение, ибо его персонаж довольно изящно вписывается в общую картину, под конец превращаясь в светлый луч надежды. Не зря он был привлечён к участию в этом фильме, совершенно не лишний плюс.

Весь фильм смотрится довольно легко, даже моменты перевоплощения главного героя из холодного тирана в смиренного монаха не превращаются в клубок сумбурных сцен, наполненных угнетением, китайским пафосом и просветлением, как это часто бывает в лентах подобного рода, в особенности сделанных в Голливуде. Пожалуй, отсутствием бросающихся в глаза тибетских стереотипов "Шаолинь" обязан именно тому, что он был снят на Востоке, а не на Западе, благо со времён "Героя" китайский кинематограф заметно эволюционировал. Никаких мутантов-учителей, убивающих пятью ударами и останавливающих пули на ходу, никаких учебных истязаний, никаких пробежек по воде на мече и по верхушкам деревьев, только истинно даосское (насколько я понимаю этот спорный термин) повествование, умеренно динамичное, в меру поучительное и красиво сделанное. Единственное, к чему можно придраться, это к традиционной, ставшей уже легендой Китайской Кинематографической Физике, благополучно посылающей к чертям половину законов физики реальной и общепризнанной. Но и здесь создателей можно похвалить за то, что количество антигравитационных прыжков и перелётов на сверхмалые расстояния стремиться к нулю.

Что же касается технической составляющей фильма, то деньги, судя по всему сэкономленные на спецэффектах, ушли на декорации. И нельзя не отметить неподражаемую, предположительно классическую китайскую музыку, в сочетании с ласкающими глаз пейзажами воссоздающую на экране истинную атмосферу поднебесной конца девятнадцатого века.

Отдельно стоит поговорить об актёрах, ибо при всей кунг-фу направленности фильма, немалую роль играют диалоги, которые, несмотря на картонный сюжет, прописаны достаточно хорошо и интересно. В первую очередь это, конечно же, Энди Лау, которому удаётся за два с лишним часа экранного времени полностью и вполне естественно перевоплотиться из вспыльчивого военачальника в спокойного послушника. Его герой, в начале грозившийся перебить всех послушников храма с настоятелем за компанию, к концу фильма с истинно христианской упорностью пытается образумить своего врага. Впрочем, врага - это сильно сказано, поскольку Хо Джи умудряется не только искренне раскаяться в своих поступках, но и полностью простить своих обидчиков, попутно примирившись с последствиями произошедших в начале картины событий. Столь наглядный и правдоподобный пример смирения, вокруг которого и строится весь фильм, несмотря на вымышленный характер событий, как минимум заслуживает уважения, и как максимум - подражания.

Джеки Ву, сыгравший в фильме одного из приближённых к настоятелю послушника Цзин Нена, мне с самого начала сильно напоминал кого-то, только кого именно я вспомнить не мог. Однако после первой трети фильма меня осенило, что я лицезрею, ни много ни мало, китайскую версию Лайама Нисона. Нет, это не особо изощрённая опечатка. Выражением лица, манерой речи, даже самой игрой он так и просился на звание тибетского Квай-Гон Джинна, только с поправкой на безволосость. Я не знаю, что повлияло на мой восприятие этого героя, но после просмотра у меня сложилось впечатление, что Ву учился именно у этой голливудской звезды, если не очно, то по крайней мере путём просмотра фильмов с Нисоном.

Герой Николаса Тсе, формальный антагонист всего фильма, получился несколько гротескным, в основном из-за избыточной импульсивности, но в целом актёр играл довольно искренне. А актёр Ю Хин вполне заслуживает отдельного упоминания благодаря его, на мой взгляд, нетипичной монголоидной внешности. Честно признаюсь, меня поразила не столько сама его внешность, в которой к азиатским чертам примешивалось что-то от гориллы, сколько эффект от этой внешности. Я вполне допускаю, что у меня извращённое чувство прекрасного, но он выглядел положительно неординарно, если не рискнуть и вовсе сказать обаятельно.

Подкачали европейцы, в лице их то ли генерала, то ли полковника, который был настолько игрушечным и неуместным, что временами хотелось его просто взять и вырезать из кадра. С другой стороны, меня терзают подозрения, что наши восточные друзья просто прошлись по их стереотипам о нас, и либо эти стереотипы высмеяли, либо собственно, нас самих. Впрочем, это уже мои догадки.

В целом фильм производит положительное впечатление. Я человек хоть и мало сентиментальный, но довольно чуткий, и временами, во время просмотра, у меня возникало острое желание хотя бы на пару месяцев съездить отдохнуть в какой-нибудь монастырь в районе Лхасы; причём не бесцельно побродить по его извилистым окрестностям, а хотя бы прикоснуться к столь загадочной и, кажется, непостижимой восточной мудрости. Всякому человеку, увлекающемуся Дальним Востоком, этот фильм, несомненно, стоит увидеть.
Автор: Guest
04.08.2011
Оценка читателей: 9,64 из 10 (голосов: 22)
Страница фильма: Шаолинь

Новинки кино:

Звезда "Форсажа" уточнил статус фильма "Форсаж 10: Часть 2"
Тайриз Гибсон предположил время начала съемок заключительного фильма серии
Дэниела Рэдклиффа расстроили взгляды Дж.К. Роулинг на трансгендеров
Звезда "Гарри Поттера" прокомментировал очередные заявления писательницы
Крис Хемсворт признал нелепость фильма "Тор 4: Любовь и Гром"
Актер считает, что Тор стал пародией на самого себя в четвертом фильме
Лучшие российские и зарубежные сериалы апреля 2024 года. Часть 2
"Спойлер", "Наклз", "Хроники Спайдервика" и другие лучшие сериалы второй половины апреля 2024 года
Лучшие российские и зарубежные сериалы мая 2024 года. Часть 1
"Звездные войны: Сказания об Империи", "Истребители. Битва за Крым" и другие лучшие сериала первой половины мая