KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Платформа" от Брюс Уэйн

Для грешников, томящихся в пучине порока, нет иного пути к освобождению, кроме как для тех, кто чист душой. 

Итак, «Платформа», или, как более корректно будет сказать, с оригинала - «Дыра» или «Яма» - любое из этих названий имеет существенное значение для понимания замысла режиссёра, который он представляет нашему вниманию. Создателем картины является испанский режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия, который также представил зрителю на цифровой платформе Netflix свою вторую часть «Платформы» в 2024 году. Смотреть её или нет - решайте сами, но на данный момент моё внимание будет уделено именно версии 2019 года выпуска.

Попытаюсь провести анализ данного фильма, насколько это возможно. Где-то, возможно, я ошибусь, а где-то попаду в точку. Но как бы то ни было, это лишь мои мысли, поэтому давайте разбираться.

Если вглядеться в суть происходящего, становится очевидным, что «Яма» имеет некоторое сходство с фильмом Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». Возможно, это не самый удачный пример, но не стоит торопиться с выводами.

В «Возрождении легенды» и «Платформе» прослеживается поразительное сходство: и в том, и в другом произведении люди существуют в условиях крайней нищеты, борются за выживание, и некоторые из них погибают.

С того момента, как искусные повара с ловкостью накрывают стол-платформу, являя нашему взору изобилие изысканных яств, мы становимся свидетелями начала иерархической цепи, которая ведёт нас к самым её истокам.

На вершине этой иерархической пирамиды находится администрация, для которой чужды понятия бедности, голода и страданий. В фильме нам не предоставляется возможность подробно рассмотреть эту администрацию, мы лишь наблюдаем за кухней, где повара усердно трудятся, создавая кулинарные шедевры. Однако несложно догадаться, что это в значительной степени является подготовкой к тому, чтобы взглянуть на действия людей, находящихся выше уровнем, и на то, как они поступят с теми, кто находится в самом низу.

Это проверка того, на какие крайности может пойти человек, столкнувшись с такими условиями, как голод и нехватка пищи, и какие последствия это может иметь. Это лишь эксперимент со стороны администрации - попытка снять маску с каждого человека и увидеть его истинное лицо в условиях кризиса.

Еда служит важным индикатором того, что тот, кто находится на вершине, подразумевает, что его уровень выше, а это означает элита, и не будет проявлять сострадание и милосердие к тем, кто находится ниже. Потому что тот, кто находится ниже, - это слабое и уязвимое общество.

В ситуации, когда изобилие пищевых ресурсов не доходит до низших слоёв общества, становится очевидным безразличие представителей высших слоёв к проблемам тех, кто оказался на дне социальной иерархии.

В таких обстоятельствах в человеке пробуждаются низменные инстинкты. Животный принцип «выживает сильнейший» становится особенно актуальным. Возникают мысли о каннибализме и поедании человеческой плоти, что является отвратительным и неприемлемым.

Однако стоит лишь создать неблагоприятные условия для человека, как исчезают рамки, которые ранее сдерживали его. Будь то совесть или порядочность, назовите это как угодно.

В чём заключается отличие Горенга от Тримагаси?

Первая встреча происходит на сорок восьмом уровне, где Горенг знакомится с пожилым человеком по имени Тримагаси. На первый взгляд, Тримагаси кажется безобидным стариком, но при нём не только остро заточенный самурайский нож, но и репутация убийцы из прошлого.

Как становится ясно из фильма, Тримагаси не доверяет своему соседу Горенгу, который отличается воспитанными манерами и не имеет при себе ничего угрожающего, кроме безобидной книги «Дон Кихот».

Что символизирует нож Тримагаси и книга «Дон Кихот» Горенга?

Нож и книга «Дон Кихот» - это личные талисманы каждого из персонажей. Нож у Тримагаси - это средство самообороны и защиты, ведь он хорошо осознаёт свою уязвимость, будучи пожилым человеком, и не доверяет людям. Особенно в Яме.

В то же время книга для Горенга - это инструмент познания мудрости, и в чём-то он, возможно, сохранит что-то человеческое благодаря этой книге, где-то в глубине самого себя.

Обратимся вновь к Горенгу и Тримагаси:

Однако существует нечто, что объединяет Горенга и Тримагаси. Это обстоятельство, которое делает возможным, что даже такой человек, как Горенг, может оказаться в роли преступника в таком месте, как Яма. И это может произойти под воздействием обстоятельств, вынуждающих его совершать действия, которые в обществе признаются противоправными.

В прошлом Тримагаси невольно стал причиной гибели человека. Он неосторожно выбросил телевизор из окна, что привело к трагическим последствиям для одного из прохожих - иммигранта.

Таким образом, и Тримагаси, и Горенг являются убийцами. Разница лишь в том, что один из них совершил преступление случайно, а другой - осознанно. Но в любом случае они оба являются преступниками.

Горенг и Тримагаси - два грешника, преступившие закон и, следовательно, обречённые на вечные муки в аду, ибо рай им не уготован.

Горенг, подобно Тримагаси, пребывая в Яме, испытывает ужас смерти, который является неотъемлемой составляющей бытия всякого живого существа, и стремится сохранить свою жизнь. Однако, в отличие от Тримагаси, который уже имеет опыт выживания в подобных экстремальных условиях, Горенг только начинает свой путь в этом опасном месте.

Тримагаси, прошедший через горнило голода и вкусивший человеческой плоти, закалён для любых испытаний, которые могут встретиться ему на нижних уровнях Ямы. Он знаком со смертью или, по крайней мере, был к ней близок, поэтому более высокие уровни представляются ему истинным праздником. Он готов довольствоваться объедками тех, кто стоит выше его в иерархии.

Горенг, будучи новобранцем, ещё не способен в полной мере осознать все опасности и жестокости существования в Яме. Его страх и инстинкт самосохранения могут побудить его к необдуманным поступкам, которые со временем могут привести к его гибели.

Истинная сущность человека проявляется в критические моменты, когда он сталкивается с непреодолимыми трудностями и не видит иных путей решения.

Означает ли это, что Горенг будет заточен в своей комнате, терзаемый муками совести, которые не дадут ему покоя?

Несомненно, Горенг окажется в крайне затруднительной ситуации, ибо, помимо мук голода, которые он будет испытывать на нижних ярусах Ямы, его будут одолевать видения умерших. И это будет куда страшнее, чем просто умереть от голода, ведь в замкнутом пространстве, из которого нет выхода, всё содеянное им будет преследовать его неотступно.

В чём заключается глубинный смысл произведения «Дон Кихот» и почему Горенг выбрал именно его для того, чтобы взять с собой в место, где люди испытывают страдания и сталкиваются со смертью?

В контексте фильма «Дон Кихот», выбранного Горенгом, книга занимает особое место. Этот выбор может показаться неожиданным, ведь непонятно, как можно было додуматься взять книгу в такое место. Однако именно «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля де Сервантеса становится символом того, что Горенг - это обедневший идальго Алонсо Кихано, решивший изменить свою жизнь и стать благородным рыцарем.

Концепция произведения представляет собой противопоставление между мечтами и возвышенными идеалами, с одной стороны, и суровой действительностью, с другой. Главный герой создаёт в своём воображении идеальный мир, свободный от всякого рода насилия и угнетения, где справедливость является незыблемым принципом. Однако этот мир оказывается иллюзией, и герой начинает осознавать, что справедливость должна быть доступна не только тем, кто обладает материальным благополучием, но и тем, кто его лишён.

Мессия ли Горенг?

В некоторых религиозных учениях, таких как христианство и иудаизм, существует концепция Мессии - посланника Божьего, спасителя, который должен прийти на землю. В определённой степени Горенг может быть рассмотрен как воплощение этой идеи. Он несёт в себе непоколебимую веру в то, что его слова следует принять как истину, и он знает, как действовать.

Каждый человек может столкнуться с трудностями, упасть с высоты на самый низ, но главное - суметь подняться и, возможно, спасти тех, кто нуждается в помощи. Его послание должно быть услышано от самых низов общества до самых его вершин.

С какой точки зрения следует анализировать данный фильм?

«Платформа» и его основополагающая концепция позволяют сделать вывод о том, что он представляет собой метафору социальной иерархии, в которой неизменно присутствуют те, кто находится на вершине, и те, кто занимает нижние ступени.

Такой взгляд на фильм позволяет нам осознать, что подобное положение вещей представляет собой закономерный и неизбежный аспект человеческого социума. Фильм служит напоминанием о том, что неравенство и разделение на состоятельных и нуждающихся являются неотъемлемой составляющей нашей действительности, и это следует воспринимать как данность.

Перед нами предстаёт образ колоссальной темницы, из которой нет выхода и в которой можно утратить человеческий облик. Всегда найдутся те, кому улыбнётся удача, и те, кто окажется на самом дне общества, вынужденный существовать в нищете.

Низкий уровень жизни приводит к процветанию преступности, убийств и жестокости, в то время как богатые, занимающие вершину социальной пирамиды, наслаждаются своим привилегированным положением.

Завершение:
По моему суждению, кинолента представляет собой произведение, достойное внимания. Кому-то она может прийтись по вкусу, а кто-то, вероятно, останется к ней равнодушен. Однако, если вы пожелаете, обратите свой взор на этот фильм, он этого заслуживает.
Автор: Брюс Уэйн
10.04.2025
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов: 2)
Страница фильма: Платформа

Новинки кино:

Представлены первые кадры сказки "Чудо-юдо" с Сергеем Безруковым
Популярный актер играет мага Черногора в масштабном кинопроекте
Стивен Кинг настоял на сценах убийств в фильме "Долгая прогулка"
Стивен Кинг хотел, чтобы зрители увидели настоящую кровь
Голливудские студии в панике из-за падения кассовых сборов
Летний сезон 2025 года оказался одним из самых неудачных для голливудских киностудий
"Калейдоскоп Ужасов" закрыт после четвертого сезона
Фанаты антологии ужасов смогут приобрести полное издание сериала
Лучшие российские и зарубежные сериалы сентября 2025 года. Часть 1
"Олдскул", "Виноград", "Осторожно, люди!", "Москва слезам не верит. Все только начинается"
Какие фильмы второй половины 2025 года могут стать хитами
Блокбастеры, которые могут собрать в прокате более миллиарда долларов