Хотя я считаю, что ужасы в наши дни переживают хорошие времена засчёт засилия творческих людей, ставящих в центр внимания креативную идею, а не обилие крови или дешёвой 3D-графики, как это было ещё лет 15 назад, всё же одну критику в адрес многих современных представителей жанра можно учесть - их неспешный темп. Так уж вышло, что в массовом сознании "медлительный" автоматически означает "вдумчивый", но это часто не так. В большинстве случаев режиссёр просто пытается понтануться и показать свою многозначительность лишь ради факта таковой. Не спорю, порой такой тип повествования помогает в нагнетании саспенса, но чаще просто делает фильм... скучным. И с ужасами в последние годы возникла именно эта проблема. Когда на фестивалях все кричат "вау!", а простой обывателей, покупая билет в кино, частенько ёрзает на сиденье, поскорее ожидая титры. Лично я не из такового типа людей и могу предпочесть кубриковскую медлительность клиповому монтажу, но можно понять большинство в таких случаях. И именно это большинство сейчас остаётся в полном восторге от нового хоррора Зака Креггера "Орудия". Возможно, это первый оригинальный хоррор со времён "Прочь", который помимо акцента на смысловой нагрузке занимается банальным... развлечением.
Да, по сути своей, "Орудия" - это идеальный аттракцион, который не лишён смысла. Он всё ещё имеет при себе интересные поднятые темы, но при всё при этом фильм не кичится претенциозностью, как картины Ари Астера, например. Это безумно увлекательный кино, которое от начала и до конца вызывает бурю эмоций. Если это ужасы, то есть грамотные скримеры, если триллер, то нагнетание и постепенное погружение, если детектив, то постепенная подводка к разгадке центральной тайны, а если социальная метафора с элементами комедии, то в этот момент фильм слетает с катушек в самом приятном смысле этого слова. Этим "Орудия" и притягивают, они ЗАПОМИНАЮТСЯ. Я легко могу увидеть, как будущие представители жанра делают на определённые сцены омажи, а комедии не чураются пародиями. Фильм имеет достаточно уникальные элементы, чтобы выделиться на фоне остальных.
Но чтобы сделать просмотр максимально приятным, могу посоветовать не смотреть и не читать по фильму ничего, кроме может первого трейлера. Рекламная компания грамотно увела фокус в сторону, благодаря чему до сути картины догадываешься не сразу. Это как "Собиратель душ", если бы он всё сделал так, как надо. Вроде бы все эти детали лежат на поверхности, но к ним достаточно хорошо подводят, чтобы ты всё равно удивился изворотливости авторов. Опять же, тут всё сделано по шаблону правильных ужастиков, рассчитывающих на всеобщее признание.
Сам же фильм выглядит как логичное развитие Зака Креггера как режиссёра и закрепление всех его основных постановочных фишек из прошлой работы в лице "Варвара". Тут тебе и разветвлённость сюжетных линий, позволяющих взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, и акцент на определённых деталях, которые внезапно сыграют свою роль по сюжету потом, и умелые игры с клише жанра ужасов, и совершенно сумасшедший финал, к которому события грамотно подводят. Только теперь те же самые фишки ощущаются более отточенными, будто режиссёр постепенно отшлифовывает свой узнаваемый стиль до блеска.
При этом, "Орудия" интересны не только во время просмотра, но и после. А всё благодаря правильно расставленным акцентам. Да, нам дают раскрытие центральной загадки, но большую часть деталей оставляют в тайне. Скажем, что это был за малолетний рассказчик, который поведал нам об этой истории как о некой байке? Не ясно. Для каких целей ЕЙ нужны были дети? Тоже размыто. Почему все эти люди бегают именно в позе Наруто? Наверное, чисто по приколу, потому что это запоминается. Фильм не даёт ответов на эти вопросы, потому что они и не нужны. Важно лишь что произошло и кто действующие лица истории. Не надо вдаваться во вторичные детали, если на них не фокусируются. Это как с фильмами Линча - иногда загадка намного приятнее даже самой изощрённой разгадки.
То же самое и с символизмом. Трудно наверняка сказать, какую именно суть "Орудия" пытались донести до зрителя, потому что любая метафора идеально вписывается в повествование. Это может быть история о последствиях действий буллинга, на что намекает история с точки зрения мальчика Алекса. Это может быть и своеобразная метафора на "охоту на ведьм" и её пагубность, на что намекает надпись на машине. Это может быть намёк на зомбированных жителей США, которых используют в своих интересах как... ну, орудия. А может быть критика настолько абсурдно долгого бездействия властей и правоохранительных органов, что это приводит к довольно плачевным последствиям. Опять же, фильм можно интерпретировать по-разному, причём не обязательно одна мысль будет противоречить другой. Это, наоборот, хорошо, когда у фильма не одно двойное дно и когда ему есть что сказать. Фильм сочетает в себе и байку в стиле Стивена Кинга, и традиционные американские суеверия, и сны в стиле того же Дэвида Линча, и хронику американских преступлений прямиком из глуши, обрастающая огромным количеством ненормальных слухов. В таком сплаве трудно найти одну суть и это хорошо. Потому что в первую очередь во главу угла Креггер буквально заставит чистое "детское" развлечение, порой буквальное. Скажем так, когда фильм одаривает тебя таким потоком всевозможного действия, поиск символизма превращается всего лишь в приятный бонус.
А действие это и вправду как минимум увлекательное. Даже большее скажу, давненько ужастики не давали мне НАСТОЛЬКО разнообразное и всестороннее развлечение. В плане загадок, саспенса, или просто чистого первородного безумия. А это именно то, за что я полюбил этот конкретный жанр. За умение развлечь с помощью оригинальной идеи и грамотной подачи. Надеюсь, "Орудия" всем напомнит истинную ценность таких фильмов. Во всестороннем веселье, не лишённом при этом разнопланового смысла.