80-е и 90-е были золотым временем для боевиков. Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Жан-Клод Ван Дамм и Стивен Сигал жёстко и красочно расправлялись со своими врагами на экранах кинотеатров. Не отставали от них и Брюс Уиллис с Мелом Гибсоном, хоть и с менее мускулинными ролями, но тем не менее ни чуть не уступая в обаятельности. Даже Николас Кейдж успел прыгнуть в поезд с названием "Крутые боевики 90-х, которые сделают вас кинозвездой". И ведь именно благодаря прекрасной "Воздушной тюрьме" я впервые познакомился с Кейджем и только впоследствии узнал, что он оказывается не просто актёр боевиков, но и хороший драматический актёр с премией Оскар на руках! У каждого зрителя в то время был свой любимый актёр, а может и не было, мы просто наслаждались этим прекрасным временем. И среди этих звёзд боевиков особенным свечением сияла восточная звезда под именем Джеки Чан. Да, в те времена были отличный Джет Ли и не плохой Марк Дакаскос, но Джеки Чан был недосягаем. И дело не только в мастерстве владения боевыми искусствами. Экшен в его фильмах это не просто качественно снятый на камеру мордобой, это всегда гармоничная смесь юмора и восточных единоборств. Садясь смотреть фильм с Джеки тех времён, ты всегда знал, что получишь крутой экшен; что герой Джеки будет опять в меньшинстве, но благодаря своей силе, ловкости и смекалке (обычно умело используя особенности обстановки и подручные вещи) Чан победит злодеев, в том числе и финального босса, от которого правда по законам жанра он сначала сам и получит приличную порцию тумаков.
"Пьяный мастер", "Проект А", "Закусочная на колёсах", первая "Полицейская история", "Доспехи Бога 1 и 2" - эти фильмы навсегда в моём сердце. Незаметно для меня, но не без труда для себя, Джеки перебрался в Голливуд и со второй попытки удачно там закрепился. "Разборка в Бронксе" была отличной, "Мистер Крутой" и "Кто я?" хороши; "Шанхайский полдень" тоже был не дурен, в том числе благодаря необычному месту действия. Но посмотрев "Час пик", я вдруг охладел к новым фильмам Чана. Нет, я не говорю что "Час пик" плох, но в тот момент я увидел, что Джеки уже не тот, фильмы уже не те, да может и я не тот. Возможно хотелось оставить эти яркие воспоминания детства не замутнёнными новыми фильмами с Чаном, которые уже стали не дотягивать до когда-то высоко поставленной планки качества. Все эти сиквелы "Часа пика", "Смокинги", "Медальоны", "Шпионы по соседству" не было ни какого желания смотреть. Просмотр "Запретного царства" и попытки взглянуть на "Новую полицейскую историю" лишь усилили желание "оставить всё в прошлом", а отзывы на третьи "Доспехи Бога" закрепили это убеждение.
Лишь три года назад посмотрев "Иностранца" 2017-го, который к моему удивлению оказался качественным и интересным фильмом с Джеки в главной роли, я вновь поверил в Чана. И понеслось - были просмотрены "Круче некуда" 2022-го, "Кунг-фу жеребец" 2023-го и "Операция "Панда" 2024-го. Во всех этих фильмах Джеки был в главной роли. "Круче некуда" был так "хорош", что уже на следующий день я с трудом мог его вспомнить. "Кунг-фу жеребец" в трейлере нам подавали как комедию, а по факту фильм оказался драмой (я такие обманы маркетинга не одобряю). Как прощальный поклон зрителю, как признание в любви к киноискусству и каскадёрскому мастерству - сгодится; но есть сильные перегибы в мелодраматичность. Как сказал мой друг - "Посмотреть можно, только из-за уважения". Но Джеки не закончил и продолжил "Операцией "Панда", где уже ну совсем, ввиду своего возраста, выглядел не убедительно в сценах противостояния с преступниками, а подмена на каскадёров в сложных сценах иногда прям бросалась в глаза. И знаете, из-за всего этого я вновь приуныл.
"Джеки, ну почему ты не подбираешь себе роли по возрасту? Ты уже всё всем доказал. Пора смириться с возрастом. Озвучка мультфильмов, роли в стиле мудрого учителя Хана - это ведь не так уж и плохо на старости лет? Джеки, ведь лучше второстепенные роли в качественных проектах, чем главная роль в посредственном фильме; а ещё хуже если фильм пострадает от того, что ты до сих пор пытаешься молодиться?". Такие мысли обуревали меня и... надеюсь Джеки тоже так подумал, так как в новом фильме 2025-го года "Край тени" он немного отошёл в сторону и разделил своё экранное время с многочисленным актёрским составом фильма.
С первых минут фильм захватывает внимание. Банда из шести молодых парней, под бдительным вниманием старого и опытного грабителя-убийцы Тени, начинает ограбление хранилища данных, находящегося на одном из этажей офисного небоскрёба. Бандиты взламывают систему связи полиции и начинают действовать на опережение, но тем не менее полиция прибывает на место происшествия и пытается вычислить преступников, которые уже слились с толпой. Начинается этакий эпизод из смеси "Ямакаси" (немного паркура), "Одиннадцати друзей Оушена" (хитрый план ограбления и отступления) и сцены из "Ультиматума Борна" когда главный герой удалённо корректировал направление движения и порядок действий журналиста, чтоб тот смог уйти от слежки. В общем получилось бодрое такое начало, ну а бравые полицейские (маленький спойлер) хоть очень и старались, но в итоге упустили всех бандитов. И так как у полиции остались опасения, что их киберсеть возможно снова смогут взломать, то они зовут на помощь своего работника в отставке, Вона (Джеки Чана), который старой закалки и умеет работать без всяких компьютерных примочек, хотя в итоге и будет пользоваться частью из них:)
Но больше меня в фильме зацепил не экшен, а триллерная часть. Самые напряжённые моменты фильма это не драки, а эпизоды, где молодая мало опытная недавно образованная команда полицейских производит слежку за матёрым преступником Тенью и любая, даже казалось бы маленькая оплошность, может сорвать операцию, чего старается не допустить тоже опытный в своём деле Вон и старается подмечать все ошибки новичков, помогая им не раскрыть себя. Так же хороша и сцена интеллектуальной дуэли Вона и Тени, когда преступник пытается словесно подловить полицейского на лживости его придуманной легенды для прикрытия, но опытный Вон будет активно отбиваться...
Вообще здесь для Джеки Чана подобрали удачно роль. Основная задача полицейского Вона это делиться опытом с молодым поколением, при чём делиться опытом не по боевым искусствам, а по мастерству слежки, что для возраста Джеки Чана очень подходит. Дадут Джеки и парочку словесных драматичных сцен - одна будет сюжетно неожиданной и от того ещё более трогательной. Придётся Джеки помахать и руками, но к счастью сценаристы не будут лепить из него молодого бойца в теле старика, а пропишут экшен под стать возрасту Чана. В основном драки у Джеки будут один на один, тяжёлые драки, тяжелее для Вона чем для его противников, больше уход в защиту - всё выглядит естественно. Каких-то прям запоминающихся моментов в драках не ждите, да и длинных кадров не будет как в ранних фильмах Чана. Но динамику боя и опасность схватки оператору передать удаётся, так что в целом не плохо.
Из минусов стоит подметить некоторую фантастичность умений Вона в плане слежки. По временам он уж ну очень наблюдательный, что начинаешь задаваться вопросом "А так вообще возможно?". А так же сценаристы стали заложниками своих амбиций. Они решили показать не простой боевичок минут на 80-90, а целую драму отношений на фоне криминального дела/расследования длиной более двух часов. И если с сюжетной линией хорошей команды всё в целом не плохо, то вот с линией плохих парней не всё так хорошо. Посмотрев фильм два раза, я так толком и не понял, почему в семье преступников начался такой разлад. Да, зрителю вроде как говорят, что вот из-за этого началось напряжение и вот из-за этого, но в результате такое ощущение, что сценаристы перемудрили и перегрузили историю сюжетными ходами, при этом ещё и умудрившись потерять пару важных уточняющих сцен то ли на монтаже, то ли ещё в процессе написания сценария.
И тем не менее получился увлекательный эмоциональный боевик-триллер, который вы вряд ли будете вспоминать спустя годы, но который точно развлечёт вас на пару часов при первом просмотре. Ну и конечно если вы просто хотите увидеть старого друга Джеки в хорошей роли, то этот фильм обязательно вас порадует.