KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Византия" от Constance

Карающий ноготь вампирского правосудия

Небольшое preview. До выхода фильма с удовольствием читаю интервью участников проекта и никогда рецензии. Кинематографисты обычно гуманно поступают со своими зрителями: интригуют, но не выдают секреты. Рецензии большей частью состоят из беглого переложения синопсиса, с негативной или позитивной окраской в зависимости от настроения автора, и содержат известное количество спойлеров. Если автор талантливый стилист и не педант, читать приятно, тем более приятно, что хороший литературный слог нынче редкость. Но такой текст, прочитанный до просмотра фильма, отнимает у зрителя наслаждение и привилегию первооткрывателя. Поэтому я агитирую потенциальных зрителей более щадящим способом и пишу только то, что знаю не по-наслышке и что меня живо волнует. Но, к делу.
У фильма Византия был довольно высокий рейтинг ожиданий. Во-первых и главных, благодаря уважаемому ирландскому режиссеру Нилу Джордану, автору многих кино хитов, одинаково удачных в разных жанрах. Среди них политический триллер Майкл Коллинз, криминальные фильмы Мона Лиза и Хороший вор, дивная комедия с блестящим актерским составом Бодрость духов, черная комедия о трансвеститах Завтрак на Плутоне и многие другие. Но широкую известность «мейнстримового» уровня Нил Джордан получил в 1994 году благодаря фильму Интервью с вампиром, который стал классикой жанра, собрал хорошую кассу и входит, наверное, в десятку лучших образцов жанра. И вот новый фильм о вампирах. Возвращение мастера к себе прежнему всегда волнительно как путешествие во времени или проверка постулата философа Гераклита «Нельзя дважды войти в одну реку». В значительной степени поэтому так велик был ажиотаж вокруг возвращения Ридли Скотта к жанру фантастики и теме Чужого в Прометее. Еще одной составляющей успеха Византии, помимо Джордана в качестве режиссера, могло стать присутствие в качестве сценариста Мойры Буффини, автора удачных сюжетов Неотразимая Тамара (адаптация комиксов) и Джейн Эйр 2011 (адаптация романа Шарлотты Бронте). Напомню, что Джордан, как и его соотечественник Кристофер Нолан, сам профессиональный литератор, автор книг и сценариев, и цену эксклюзивной истории понимает отлично. Еще одной составляющей, которая просто обязана была «выстрелить», должно было стать присутствие Шона Боббита, оператора с ярким и очень проникновенным взглядом на мир. Те, кто смотрел Стыд, помнят доооооооолгую пробежку героя Майкла Фассбендера по улицам Нью-Йорка, снятую без склеек!!!!!! А в фильме Голод камера Боббита совершенно потрясающе фиксирует последние моменты жизни героя (в исполнении того же Фассбендера), когда душа прощается с телом и из широко открытых глаз уходит жизнь. Кадры пронзительные до слез.
Ожидания Византия оправдала частично. Сценарист оказалась более талантлива в адаптации чужого художественного слова, и несколько менее в создании оригинального сценария, который получился не слишком захватывающим, не вполне цельным и последовательным, скорее «сумеречным» как любимая атмосфера вампиров и оставляет вопросы. У оператора не было возможности развернуть свои уникальные таланты. Правда, несколько живописных кадров в фильме есть, они связаны с обрядом посвящения в вечную жизнь и вызывают отдаленные ассоциации с некоторыми кадрами Нолановского Бэтмана.
Византия мало имеет преемственности с Интервью с вампиром. Здесь нет мрачной готической ауры и сходства со страшной сказкой. Картина менее брутальная, менее «хищная» и менее феерическая, но более рефлексирующая, тягучая, неспешная, больше похожа на весьма прихотливую семейную историю с вампирским акцентом. Внешняя атрибутика вампирского жанра сведена к минимуму — мелькнет кровавый рот, царапнет быстрый коготь. Сюжет в двух словах: две вампирши, мать и дочь, отторгнуты древним братством вампиров, которое здесь сродни элитному мужскому клуб, как паршивые овцы в стаде и бастарды, незаконно получившие бессмертие. Девушки столетиями перемещаются во времени и пространстве, нигде не задерживаясь подолгу, а братство жаждет мести и дышит им в затылок. У матери и дочери мало общего, кроме генетического родства. Сказала бы кровных уз, но эти узы вампиры понимают иначе, чем простые смертные.
Мать похожа на амазонку, искушенную в грехе женщину-вамп, карающий ноготь вампирского правосудия, в миру профессиональная шлюха, питается кровью грешников с черным сердцем и слишком прилипчивых любопытных. Не забывает о своем материнском долге и, видимо, справляется с миссией неплохо, поскольку у дочери по ходу развития истории обнаруживаются навыки дамы света и следы хорошего образования — каллиграфический готический почерк и хороший литературный слог той же эпохи плюс мастерская игра на рояле. Происхождение сих талантов история замалчивает. Дочь неиспорченная душа, почти ангел, кроткая овечка, тяготящаяся своих кровожадных инстинктов и образа жизни матери, подпитывается кровью людей со светлыми душами, готовыми и желающими спокойно отойти в мир иной. Вместе мать и дочь почти осуществляют волю матери-природы, истребляя пороки и немощи. Единственное необходимое условие беззаботной жизни среди людей для вампиров — сохранять инкогнито и не попадаться «на крови». Его соблюдение очень сложно дается младшей, которая, как любой обычный подросток, стремится нарушать запреты и выпорхнуть из под материнского крыла в поисках собственных приключений.
Джемма Артертон в роли матери делает свою героиню знойной, энергичной, предприимчивой красавицей, femme fatale, не обремененной комплексами. К такой экранной Джемме мы привыкли в Принце Персии, Охотниках на ведьм, Неотразимой Тамаре, подростковой дилогии Одноклассницы. Сирша Ронан в роли дочери отчасти воспроизводит уже знакомый зрителю со времени Искуплении образ трогательной невинности, сломленного ангела и «правдорубки», с трудом хранящей тайны. В игре Джеммы и Сирши нет приятных неожиданностей или новых драматических граней, но обе вполне профессиональны, вполне на месте и дуэт получается неплохой.
В фильме много хороших актеров в ролях второго плана. Дэниэл Мейс в образе слабохарактерного неудачника, который счастлив приютить наших беглянок в своем отеле Византия, обрести подобие семьи и отдаться в руки роскошной фемины. Джонни Ли Миллер в образе неисправимого греховодника, жадного до молодой плоти и чужих состояний. Сэм Райли в роли благородного рыцаря, вампира и джентльмена. Калеб Лэндри Джонс в роли безнадежного больного, отчаянно пытающегося не терять мужества. Том Холландер и Мария Дойл Кеннеди в роли учителей колледжа, высокомерно далеких от демонизма, их нигилизм в результате дорого им обходится.
История оказалась менее яркой и интригующей, чем можно было ждать от Нила Джордана, но местами неожиданной. В ней есть некоторые оригинальные сюжетные мелочи, не доведенные до ясности философские размышления, разные исторические эпохи и свое очарование. Но это скорее авторское кино на любителя и под настроение. И рейтинг IMDb 6,5-7 достаточно адекватен.
Автор: Constance
04.08.2013
Оценка читателей: 8,18 из 10 (голосов: 11)
Страница фильма: Византия

Новинки кино:

Рассел Кроу сыграет ключевую роль в новом фильме "Горец"
Австралийский актер составит компанию Генри Кавиллу в "Горце"
Элайджа Вуд сеет хаос в трейлере фильма "Токсичный мститель"
Состоялась премьера нового трейлера фильма "Токсичный мститель"
Премьера трейлера сериала "Москва слезам не верит. Все только начинается"
Сериал снят по мотивам фильма "Москва слезам не верит"
Джеймс Ганн вырезал возмутившую фанатов сцену из "Супермена"
Режиссер признался, что прислушался к мнению фанатов Супермена
Лучшие российские и зарубежные сериалы июня 2025 года
В июне 2025 года смотрите сериалы "Исчезнувшая", "Волчий берег", "Дым", "Железное сердце"
Почему "Мир Юрского периода" не стал "Парком Юрского периода"
Создатели "Мира Юрского периода" так и не поняли, что "Парк Юрского периода" не про динозавров