px

Рецензия к фильму "Помни меня". Важное дополнение

19.03.2010

Курящий одну сигарету за другой парень Тайлер не может смириться со смертью брата, который повесился в 22. Однажды он ввязывается в уличную драку и попадает за решетку. Друг советует ему сходить на пару свиданий с дочерью сержанта полиции, который его арестовал, - чтобы потом дочь попросила папу закрыть дело. Все планы путает, понятно, любовь. За тысячи лет человеческой истории многие авторы внесли свою лепту в многосоставное определение любви. У фильма "Помни меня" все равно нашлось важное дополнение.

От фильма Аллена Култера - режиссера сериалов ("Рим", "Клан Сопрано", "Секс в большом городе"), кажется, никто ничего не ждал, кроме армии поклонниц Роберта Паттинсона. Тем сильнее оказалось потрясение.

Сдержать себя и цинично отмахнуться от "Помни меня" получится только у людей с бронированным сердцем. Остальных фильм вгонит в пол, когда грянет неожиданная концовка (кто видел - не рассказывайте, пожалуйста, никому пока).

Сюжет фильма, если его описывать, кажется стандартным и довольно дурацким. В дцатый раз парень "приударяет" за девушкой, чтобы использовать ее в своих интересах - и влюбляется. Его отец - холодный бизнесмен и эмоционально отталкивает детей. Парень вечно подавлен и пьян после смерти брата, а девушка в детстве потеряла мать - у них так много общего.

В первый час кажется, что "Помни меня" в значительной части построен на жанровых клише. Так, в общем, и есть - только работают в нем эти клише не по законам жанра.

Любовная история вместо слащавой романтики в стиле "сделаем-как-в"Сумерках" неожиданно оказывается скорее духовной связью двух странных людей, изрубцованных потерями. В их встрече, как потом окажется, было что-то предопределенное и мистическое.

Тайлер вместо того, чтобы налаживать отношения с отцом, как выяснится, действовал из иных - куда более значимых - побуждений. Его страдания из-за смерти брата удивляют глубиной строк, которые он пишет в своей тетрадке, сидя в их любимом кафе на Уолл Стрит.

Роберт Патиссон, конечно, пошел легким путем, выбрав роль, в которой он должен предстать фактически тем же эмо-вампиром Эдвардом - только без клыков и инфернального флера. Его страдальческая мина в кадре порой обескураживает: нагнетаемая эмоциональность действует на грани фальши - и иногда переходит эту грань.

Лучше всего Паттинсон выглядит, когда пытается равняться на другого Тайлера (Брэд Питт в "Бойцовском клубе"): веселится, дурачится, издевается над секретаршей в отцовском офисе (момент с вазой-пепельницей). Но сама эта роль прописана так, чтобы у нас было как можно больше возможностей пожалеть бедняжку Тайлера-Паттинсона - и это скорее злит.

Однако сам Паттинсон, видно - выкладывается по полной, и результат превосходит ожидания. В отдельные моменты его игра заставляет забыть о том, что на экране – красавчик-"Эдвард", от вида которого у миллионов девушек бежит по телу приятная дрожь - и увидеть в нем простого парня, чей брат повесился в двадцать два, и у него все внутри переворачивается, когда он об этом думает.

Пройдет время, и Паттинсон, как сейчас ДиКаприо, будет старательно избавляться от приторного красавца печального образа, в которого его превращают "Сумерки" и поклонницы. Будем ждать от него сильных драматических ролей: работа парня в "Помни меня" заставляет в него верить.

Зато партнерша Роберта по экрану - звездочка сериала "Остаться в живых" Эмили де Рэйвин - в "Помни меня" отлично разбавляет унылую тоску Тайлера. Если он - блюз, то ее Элли - веселая, живенькая, с потрясающими девичьими формами - вдыхает джаз в этот фильм, задавая истории во все моменты своего присутствия на экране, даже драматические, яркий и насмешливый тон.

Молодежь в кадре поддерживают настоящие мэтры - Пирс Броснан и Крис Купер - играющие отцов Роберта и Элли. Их игра традиционно - высокий стандарт, однако Броснан сумел удивить просто-таки ощутимой, зримой переменой: его герой, весь фильм "холодный, как айсберг в океане", в финале на глазах оттаивает и начинает излучать тепло. Крис Купер сыграл очередного своего сурового бойца - впечатляюще, но ровно.

Под стать мощному впечатлению от фильма - трогательный душевный саундтрек, ответственный за который Марсело Зарвос заслуживает отдельного упоминания. Его пианино заставляет расчувствоваться - еще задолго до грандиозного финала, выбивающего почву из-под ног.

"Ганди говорил, что все, что ты сделаешь в мире, будет незначительным. Но ты все равно должен это сделать, потому что больше никто этого не сделает," - пишет Тайлер в своей тетрадке, сидя в кафе, где они часто завтракали с братом. "Помни меня" был бы, наверное, не замечен совсем без Роберта Паттинсона - но и с ним в ряду десятков фильмов нынешнего года окажется незначительным.

Но с нами, кажется, еще никто не говорил на языке кино с такой всепроникающей пронзительностью - о потерях. Несмотря на все клише, красавчика Паттинсона, в "Помни меня" совершенно искренней и настоящей показана любовь. Причем не только и не столько любовь Роберта к Элли - а его любовь к другой девушке: которая намного ниже Элли ростом и у которой с Тайлером одна ДНК.

О любви наговорили уже много, но есть важное дополнение, которое вносит эта грустная и неторопливая картина. Тот, кто тебя любит, будет всегда тебя защищать: от отца, от дурацких одноклассниц, от тебя самой и вообще - от всего, что ранит. Будет тебя защищать, как умеет - приняв на себя все подлое, равнодушное и несправедливое - потому что любит. Помни о нем.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов


Всего комментариев: 22
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

Фильм месяца
Постер к фильму Мятежная Луна, часть 2: Дарующая шрамы
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Награждения
Наши рекорды