px
Дюнкерк
Год выхода:2017
Жанр:военный, драма, исторический
Страна:США, Великобритания, Франция
Рейтинг:7.33

Рецензия к фильму "Дюнкерк" от Constance

Долгий короткий путь домой

"Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому что много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть" (Лев Толстой, письмо к Л.Л.Толстому, 15 апреля 1904)

"Война — это по большей части каталог грубых ошибок" (Уинстон Черчилль)

"В прежние дни часто писали о том, как сладко и прекрасно умереть за родину. Но в современных войнах нет ничего сладкого и прекрасного. Ты умрешь как собака, безо всякой на то причины" (Эрнест Хемингуэй)

"Войну ведут глупые и расчетливые клоуны, которые после всего этого забудут весь этот цирк" (Апокалипсис сегодня)

"Война — это психоз, порожденный чьим-то неумением прозревать взаимоотношения вещей. Наши взаимоотношения с ближними своими. С экономикой, историей. Но прежде всего с ничто. Со смертью." (Джон Фаулз, "Волхв")

"Война — это грубый, бесчеловечный и абсолютно непрактичный метод выяснения отношений между правительствами" (Франклин Рузвельт)

"Тщетно правила войны стараются превратить ее в благородную игру, во что-то вроде дуэли, где переделами насилия служат честность и учтивость. Главным все равно остается резня." (Роже Кайуа)

Военная тема в литературе и кинематографе занимает особое место. В силу своей трагической болезненности для всего человечества и известной пикантности, также часто весьма болезненной, для политиков. История оскаровских церемоний началась с присуждения статуэток именно военным фильмам, точнее будет сказать антивоенным фильмам, "Крылья" в 1929 и "На западном фронте без перемен" в 1930. Фильм о военных летчиках "Крылья" и экранизация одноименного романа Эриха Марии Ремарка о потерянном поколении, потерянном на фронтах Первой мировой, в постановке Льюиса Майлстоуна, очень высоко подняли планку жанра военного кино, психологической военной драмы. Особенно экранизация ремарковской прозы, которая и по сей день остается непревзойденной и смотрится как талантливое современное свеже отснятое ретро. К этой планке позже стремились лучшие западные фильмы о "современной" войне — "Тропы славы" Стэнли Кубрика, "Железный крест" Сэма Пекинпы, "Военные потери" Брайана Де Пальмы, номинанты на Оскар "Тонкая красная линия" Терренса Малика и "Апокалипсис сегодня" Френсиса Форда Копполы., лауреат Золотого глобуса мини-сериал "Братья по оружию". Намеренно не упоминаю отечественные военные фильмы — в лучших из них столько откровений, что западное военное кино бледнеет.

"Подлинная память о любой войне живет всего три поколения: чтобы чувствовать, что она значила для тех, кто ее пережил, нужно слушать об этой войне от них самих — сидя у них на коленях" (Дмитрий Глуховский, "Сумерки"). Видимо, современное человечество приближается к тому важному рубежу, когда "подлинная память" о Второй мировой станет частью всеобщей истории. Поэтому так особенны для кинематографа военные ленты последних лет: "По соображениям совести", "Несломленный", "28 панфиловцев", "Битва за Севастополь", "Возмездие". Свой вклад в эту драгоценную копилку делает и Кристофер Нолан.

Дюнкеркская операция для военной истории "имя нарицательное," как Нормандская десантная операция, Битва за Окинаву, Нападение на Перл-Харбор, Оборона Севастополя. Масштабная операция по эвакуации личного состава блокированных на побережье в районе Дюнкерка английских и союзных войск в конце мая-начале июня 1940 проходила при непрерывном артобстреле и бомбардировках немецких войск, при сужении кольца осады, время от времени прерываемого контратаками союзных сил. Для британцев это событие стало поводом для национального объединения и предметом национальной гордости, слово Дюнкерк синонимом неколебимой стойкости, для политиков, густо замесивших эту катастрофическую военную кашу, еще и возможностью обернуть военный провал и в известном смысле паническое бегство полным и безоговорочным триумфом.

Все напряжение происходящего отлично передано в ленте — на суше, на море, в небе и под водой. О технической стороне проекта сказано уже много и достаточно комплиментарно, в том числе и на нашем портале https://www.kinonews.ru/article_74702/. Меня как зрителя, во-первых, очень порадовала редкой чистоты и ясности картинка, от воздушных боев до тонущих после бомбежки судов с ценным человеческим грузом. Во-вторых, ощущение нарастающего напряжения, ощущение некоей временной воронки или черной дыры, которая засасывает без разбора все, что опасно к ней приблизилось. Сколько раз главные герои пытаются вырваться из этой адовой точки пространства под названием Дюнкерк — и всякий раз их отбрасывает ровно на тот же рубеж, от которого они бежали, пляж, который по парадоксальному стечению обстоятельств в другое время мог бы стать лучшим курортным магнитом. У Нолана очень метафоричное мышление и эта игра со временем/пространством, когда ты, как в ночном кошмаре, изо всех сил стараешься оторваться от опасности, а она становится все ближе, не случайна и очень к месту. "Дюнкерк" не военный блокбастер в буквальном смысле, хотя и это тоже, но фильм о выживании, в котором ощущение ужасной катастрофы достигается не за счет кровавого натурализма, но за счет умело нагнетаемого саспенса.

Хорошо, что, имея в виду масштабность происходящего, и достигая безусловно этого эффекта, постановщик отказывается от всего условно "лишнего" (неприятель, союзники-французы, английские политики, ура-патриотический пафос, длинные диалоги), сосредоточившись, в основном, на английских заложниках ситуации, даже и не мужчинах еще, но почти детях. И в этом смысле лента очень близко подошла к "На западном фронте без перемен". И весь драматизм положения "личного состава" лучше Ремарка и не опишешь. "Фронт — это клетка, и тому, кто в нее попал, приходится, напрягая нервы, ждать, что с ним будет дальше. Мы сидим за решеткой, прутья которой — траектории снарядов, мы живем в напряженном ожидании неведомого. Мы отданы во власть случая." "Когда мы выезжаем, мы просто солдаты, порой угрюмые, порой весёлые, но как только мы добираемся до полосы, где начинается фронт, мы становимся полулюдьми — полуживотными." "… все ужасы можно пережить, пока ты просто покоряешься своей судьбе, но попробуй размышлять о них, и они убьют тебя." "Наши руки — земля, наши тела — глина, а наши глаза — дождевые лужи; мы не знаем, живы ли мы ещё." (Эрих Мария Ремарк, "На западном фронте без перемен").

Ощущение обреченности и осознание неумолимо затягивающейся на шее петли сделало молодых солдат почти зомби с лицами-масками и отсутствием потребности в общении. Эффект "безэмоциональности" и сухости повествования — минимум диалогов, никакой связи с жизнью "до" — как нельзя лучше характеризует это состояние вырванности из контекста обычной жизни, когда доверять можно только своим животным инстинктам, надеяться только на чудо, а вперед и заглядывать страшно, чтобы не увидеть черную пустоту. В роли главного чуда здесь асы экрана — Марк Райлэнс на воде и Том Харди в воздухе. А молодые дебютанты — Финн Уайтхед, Анайрин Барнард, Гарри Стайлз, Том Глинн-Карни — ни в чем им не уступают. Лейтмотив игры каждого из актеров — сдержанная сосредоточенность, скупость на эмоции, заточенность на конкретный маленький шаг вперед в осуществлении конкретной цели, простой и недостижимой одновременно — вернуть или вернуться домой. И даже героизм и доблесть, которых хватает в ленте, не аффектированы и совершенно будничны, рядовая мужская работа.

Не оставляет ощущение, что лента делалась с большой любовью, ответственностью и перфекционизмом, очень слаженным коллективом, начиная с постановщика Кристофера Нолана, оператора Хойте Ван Хойтема, композитора Ханса Циммера и заканчивая актерским ансамблем, и вся команда работает на создание атмосферы тревожного ожидания, почти как в классике нуара.

Особо любознательным рекомендую французскую версию событий Дюнкерка — экранизацию антимилитаристского романа Робера Мерля "Уик-энд в Зюйдкоте" (Гонкуровская премия 1949), поставленную в 1964 году одним из столпов французского кино Анри Вернеем, с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли. В кадре 1-2 июня 1940 и забытые своим командованием и одновременно союзниками-англичанами французские солдаты, пытающиеся выжить под теми же немецкими бомбежками.
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
23.07.2017
Просмотров: 2252
Оценка читателей: 9,6 из 10 (голосов 20)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 22
Constance (Киноакадемик), постов: 16815
27 июля 2017, 14:06
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Евгений S.h. писал(а) 27 июля 2017, 11:45
Не разделяю любви Constance к этому фильму, но рецензия очень понравилась, уж очень красиво написана:) Так что это 10 ...
Полистала британское военное кино, в котором Нолан искал вдохновения, в частности, Битва за Англию - воздушное противостояние Англии и Германии хронологически сразу после событий Дюнкерка, Дюнкерка1958 года - много родства, но Нолан, конечно, мощнее. Всё, нет, многое, что в фильмах-предшественниках проговаривается или рассказывается, Нолан показывает, и это кино в первозданном исконном смысле - почти немая движущаяся картинка.

Евгений S.h. (Киноакадемик), постов: 11356
27 июля 2017, 11:45
Аватарка пользователя Евгений S.h.
Больше 7 лет на сайте
7
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Не разделяю любви Constance к этому фильму, но рецензия очень понравилась, уж очень красиво написана:) Так что это 10 без всяких колебаний:)

Mr.Aufiderze (Критик), постов: 8543
26 июля 2017, 14:55
Аватарка пользователя Mr.Aufiderze
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Нолан один из самых перспективных режиссеров нынешнего века, а то и эвер. Но Тарантино все же более авторский, по сему те же БУ смотрелись интересней чем хроника от Ноли.
Рецензия хорошая, да

Angelina (Критик), постов: 17852
25 июля 2017, 19:10
Аватарка пользователя Angelina
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2016 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
"… все ужасы можно пережить, пока ты просто покоряешься своей судьбе, но попробуй размышлять о них, и они убьют тебя." Как это верно и как, одновременно, страшно. Ремарк может выразить глубинные, потаённые мысли и чувства человеческой натуры настолько точно, что диву даюсь. Вот кто действительно гений.

Maxxx (Критик), постов: 5250
25 июля 2017, 1:35
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
John23 писал(а) 24 июля 2017, 20:33
Но если сказать в нужное время и в нужном месте, то до сих пор работает:)
ну такое себе)


John23 (Критик), постов: 26036
24 июля 2017, 20:33
Аватарка пользователя John23
Больше 7 лет на сайте
7
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Maxxx писал(а) 24 июля 2017, 19:44
Уже заезженные шутки)
Но если сказать в нужное время и в нужном месте, то до сих пор работает:)

darkwhite (Критик), постов: 31360
24 июля 2017, 20:06
Аватарка пользователя darkwhite
Больше 12 лет на сайте
12
Constance писал(а) 24 июля 2017, 19:59
Фильм не типичен для жанра военного кино, не обычен и своеобразен, это сначала настораживает и заставляет осторожничать ...
Любой фильм со студентческим монтажем и без сценария становится не типичным)))

Constance (Киноакадемик), постов: 16815
24 июля 2017, 20:04
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Maxxx писал(а) 24 июля 2017, 15:57
Интересно про мироощущение!как вы поняли какое оно у него,и что у вас разного?)
Это не головой понимается, а рефлекторно, на физиологическом уровне. Нолана я почти никогда не смотрю безусловно взахлеб, как, например, некоторые фильмы Хичкока.

Constance (Киноакадемик), постов: 16815
24 июля 2017, 19:59
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
John23 писал(а) 24 июля 2017, 16:22
Constance, вы поставили фильму 8 из 10, так что ожидал, что в вашей рецензии будет хотя бы строчка о минусах фильма. Или ...
Фильм не типичен для жанра военного кино, не обычен и своеобразен, это сначала настораживает и заставляет осторожничать в оценке. Но по прошествии времени он не оставляет и принимаешь его лучше и ближе. 10 вообще сейчас ставлю редко - чтобы оставить резерв для совершенства. А 9 лента заслуживает уверенно.

Maxxx (Критик), постов: 5250
24 июля 2017, 19:44
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
darkwhite писал(а) 24 июля 2017, 16:25
Поставила 8 из 10 ГЕНИЮ!!!!! "Казнить нельзя помиловать" запятую сами поставите, ВоЕны Нолана))
Уже заезженные шутки)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.


Главные материалы сайта:

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25486
сегодня, 1:04
brune
Досмотрела я энто. После его возвращения к "тому самому" уже даже не хочется вникать и сочувствовать.

isi (Зритель), постов: 556
сегодня, 1:01
isi
Мне кажется, пора кончать называть такие фильмы провальными, они изначально снимаются как необитаемые в прокате, но если их снимают они тем или иным ... [читать далее]

Kent S (Киноакадемик), постов: 33746
сегодня, 0:59
Kent S
Последний её фильм....
Заканчивается особенно неожиданно командой и как актеры перестают играть.
Вообще хотелось бы увидеть целиком. Данный фильм ... [читать далее]

Kent S (Киноакадемик), постов: 33746
сегодня, 0:57
Kent S
Любят всё же у нас Гая Ричи и ходят на его фильмы.

Kent S (Киноакадемик), постов: 33746
сегодня, 0:57
Kent S
Зачем подставлять дисней

DarkKnight77 (Критик), постов: 8342
сегодня, 0:14
DarkKnight77
А мне вот интересно, а где новость о том, что собравшие меньше ожиданий "Вооброжаемые друзья", тем не менее обошли "Планету обезьян". И это уже ... [читать далее]

Fox Mulder (Критик), постов: 1748
вчера, 23:53
Fox Mulder
Почтальон вполне годный фильм, хоть и сейчас смотрится наивно.

Intaler (Киноман), постов: 9101
вчера, 23:43
Intaler
А можно расшифровать диалектику заголовка) Провальный и возглавил

ANAMAZINGMAN (Критик), постов: 9267
вчера, 23:10
ANAMAZINGMAN
Эти «приукрашивания» и «детали» меняют историю настолько, что её можно квалифицировать только как «вымышленную»)))

Jon Smith (Критик), постов: 1698
вчера, 23:05
Jon Smith
Уже давно отсмотрено, и забыто как страшный сон.



Фильм месяца
Постер к фильму Фуриоса: Хроники Безумного Макса
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Продюсер фильма "Мегалополис" прокомментировал обвинения в адрес Френсиса Форда Копполы
Западным кинокритикам понравился приквел фильма "Безумный Макс 4: Дорога ярости"
Опубликованы первые рецензии на фантастический фильм "Мегалополис" с Адамом Драйвером
Награждения
Наши рекорды