Из всех навыков, которые человек приобретает в детстве, плавание, вероятно, является одним из самых древних и полезных. Многие из нас учатся этому в реках, озерах и бассейнах, но ни один из этих опытов не сравнится с плаванием в открытом море. Однако далеко не все могут преодолеть страх перед его необъятностью, а также потенциальной встречей с созданиями, обитающими в его глубинах. И в этом им всем здорово помог Стивен Спилберг, выпустивший полвека назад первый летний блокбастер "Челюсти", отпугнувший от моря и океана целые поколения зрителей. И он же виновен в том, что создал образ врага, которым на самом деле акулы не являются.
Вышедший в 1975 году фильм рассказывает о маленьком городке Эмити-Айленд, который столкнулся с атакой невероятно сообразительной акулой впечатляющих размеров. История начинается с жуткого эпизода, когда молодая женщина отделяется от группы друзей на берегу и решает поплавать, как водится у молодых женщин, обнаженной в вечерних водах. Но неведомая сила сначала мотает ее по поверхности, а затем утаскивает под воду.
Городской коронер определяет причину смерти как нападение акулы, и начинается настоящий хаос. Первая проблема, которую я вижу в том, как сообщество справляется с этим инцидентом, заключается в том, что оно охарактеризовало это как "нападение", словно бы девушка подверглась насилию со стороны преступника, или город пострадал от спланированной атаки противника.
Они - океанские хищники, море - их территория, и любой вред, который они причиняют, пока мы находимся на ней, полностью оправдан, при всем уважении к обнаженным красавицам. А девушка, о которой идет речь, решила поплавать в одиночку глубокой ночью, что явно не самое мудрое решение, независимо от наличия в прибрежных водах любого набора хищников.
И что происходит дальше? Бедную рыбину сразу же очерняют, пляж полностью закрывают, и начинается лихорадочная охота, жертвами которой становятся несколько ни в чем не повинных существ. Ведь пляж является источником дохода для города в летние месяцы, мэр боится, что его закрытие подорвет местную экономику. Он заставляет начальника полиции Мартина Броуди вновь открыть пляжи, что тот и делает.
Градоначальник лично убеждает людей заходить в воду, распространяя дезинформацию о том, что акула больше не представляет угрозы. Все это время шеф Броуди встревожен и явно обеспокоен этим решением, но все равно соглашается с ним. Затем происходит нападение на подростка, и ненависть к акуле достигает критической отметки.
Если быть объективным, можем ли мы действительно обвинять акулу? Ведь так происходит с любым живым существом, (в том числе и человеком), когда оно понимает, что в определенном месте его ждет отличная кормовая база.
Шеф Броуди вместе с экспертом по акулам по имени Мэтт Хупер и охотником на акул по имени Квинт решает лично разобраться с этим вопросом и отправляется в экспедицию, чтобы убить акулу. Их путешествие заканчивается противостоянием, в результате которого Квинт погибает, и мегавзрывом, в духе такого мастера по спецэффектам, как Стивен Спилберг. Несчастную акулу, которая, несомненно, является крайне редким представителем своего вида, разрывает на части, и все ликуют. Для большинства зрителей это счастливый финал, но большое разочарование для тех, кто осознает, что по вине человека мир лишился еще одного чуда природы.
Фильм собрал 476 миллионов долларов в мировом прокате, считается первым летним блокбастером и определил развитие зрелищного кино на десятилетия вперед. Целые жанры остаются под его влиянием до сих пор.
Но в эпоху пересмотра отношения ко многим блокбастерам прошлого, (зачастую вызванного лишь модными трендами), "Челюсти" является редким образчиком, когда это совершенно оправданно. Речь не идет о переоценке мастерства режиссера, создателей уникального реквизита или актерских работах. Здесь все абсолютно актуально и опережает свое время. Просто пора болеть за правильного персонажа. Ведь акула не врывалась в полицейский участок с автоматическим оружием и не охотилась на Сару Коннор. Она просто вела положенный ей от природы образ жизни. И не виновата в том, что ей доставили еду на дом.