Ни для кого не секрет, что последний наградной сезон вызвал у отечественных киноманов особый интерес, поскольку на ряд престижных западных наград, включая "Оскар" и "Золотой глобус", за роль второго плана в ленте "Анора" претендовал наш соотечественник Юра Борисов. Естественно, после такого успеха (а сам факт попадания Юры в короткие списки на вышеуказанных премиях, учитывая политическую ситуацию в мире, уже можно считать успехом) ко всем последующим проектам с участием Борисова теперь приковано пристальное внимание. А, поскольку работает он весьма плодовито, то таковых у него после выхода "Аноры" набралось уже три: криминальная драма "Кончится лето"; биографическая картина о недолгой, но яркой жизни светила русской поэзии "Пророк. История Александра Пушкина"; драматический подростковый сериал "Урок".
В двух из упомянутых проектов неотъемлемой частью экранного образа Юры стало подражание сыгранных им персонажей молодёжным рэп-исполнителям. И, если кто-то ещё не смотрел "Пророка", то к вашему удивлению (или даже недоумению) скажу, что там зачем-то бессмертную поэзию Пушкина было решено преподнести зрителю в рэп-стилистике. Такая трактовка образа знаменитого классика мне показалась, мягко говоря, странной. Видимо, создатели этого фильма искренне считают, что, если бы Александр Сергеевич каким-то образом попал в наше время и случайно забрёл на рэп-батл, то сходу вписался бы там в тусовку и даже сымпровизировал бы рэпчик в красивых старомодных стихах.
При всех неоспоримых плюсах этой ленты, не совсем понятно на какую аудиторию она была рассчитана - у более взрослого поколения зрителей такой образ Пушкина в большинстве своем, скорей всего, вызовет отторжение, а юные фанаты скоростного речитатива после просмотра "Пророка" в ряд ли побегут в книжные магазины скупать сборники стихов Александра Сергеевича. Словом, хотели сделать свежо и современно, а получилось неловко-экзотично.
Ну да ладно, давайте оставим в покое великого поэта и перейдем к другому проекту, где Борисов, примеривший на себя амплуа молодежной рэп-иконы, куда больше пришелся ко двору в таком образе - это сериал "Урок".
Будучи баловнем судьбы, он долгое время беззаботно растрачивал своё время и творческий потенциал на шумных вечеринках, где, между делом, пристрастился ко всяким запрещённым веществам. Однако, все изменила дорожная авария, в которой погибла его любимая девушка, а он в этот момент находился за рулём и формально был виновником рокового ДТП.
Этот трагический случай подвел черту под тем этапом его жизни, что был ознаменован легкомысленным и бездумным прожиганием отведённого ему на этой Земле ценнейшего времени. Пройдя длительную реабилитацию, Антон полон решимости завершить карьеру исполнителя и сменить глянцевый блеск шумных столичных клубов на менее броский городской массив родной Перми. Вернувшись туда, он встречается со своим братом Константином (Даниил Воробьёв) и просит отдать ему часть их общего родительского наследства. Костя, работающий учителем физики, соглашается разделить отчие деньги пополам, но только при условии, что до конца года Антон тоже будет заниматься преподаванием в городской школе. Не имея на руках лучших вариантов, в недавнем прошлом опальный рэп-музыкант вынужден попробовать свои силы на педагогическом поприще.
Прежде чем начать обсуждать художественные достоинства и недостатки сериала, я немного побуду душнилой и обозначу вопрос, который не давал мне покоя с самой первой серии- на каком основании Антона вообще взяли работать в школу? Мало того, что у него за плечами не было ни соответствующего образования, ни опыта педагогической работы, так он ещё и в период своей музыкальной карьеры создал себе весьма неоднозначный и где-то даже скандальный публичный имидж, который был подкреплён в том числе имевшими место быть ситуациями, когда Антон появлялся перед камерами в неадекватном состоянии. Неужели директор хоть какого-нибудь мало-мальски уважаемого учебного заведения действительно увидит в таком человеке потенциального преподавателя? Для меня это крайне сомнительно. Аргументы о том, что якобы Антон является кумиром молодёжи, а потому без труда сможет найти с подростками общий язык и будет помогать им раскрыть свой творческий потенциал, меня лично не особо убедили.
Понимаю, что в любом художественном произведении всегда есть место некоторым условностям и докапываться из-за этого до создателей сериала особо и смысла нет, но хотелось бы верить, что в наших современных российских реалиях невозможна ситуация, когда авторитетный школьный учитель приводит в кабинет директора своего непутёвого родственника, торжественно поручается за него, и после короткой малоинформативной беседы этот непутёвый родственник перешагивает порог директорской комнаты уже в статусе педагога, не пройдя даже элементарной проверки на психическую вменяемость. Если называть вещи своими именами, то это обычное кумовство.
Но, если закрыть глаза на этот несуразный момент, то в остальном у создателей сериала получилось сделать вполне себе крепкую подростковую драму, чьей целевой аудиторией, по моему мнению, в первую очередь являются зумеры. Ни для кого не будет секретом, что молодым людям из предшествовавшего зумерам поколения, довелось пережить тяжёлые перестроечные времена, когда в стране царила тотальная безработица и криминал. Не желая, чтобы их дети столкнулись с чем-то подобным, эти люди начали растить их в тепличных условиях, стараясь подстелить солому в каждом месте, где их ненаглядное чадо может набить шишку.
А потому, когда наступает момент покинуть комфортный родительский вакуум и начать взрослую самостоятельную жизнь, у них возникают определённые проблемы. К тому же, неотъемлемой частью жизни сегодняшних (да и вчерашних) школьников является интернет. Безусловно, развитие технологий нужно приветствовать, вот только злоупотребление соцсетями и прочими атрибутами сетевого пространства, зачастую лишает подростков навыка нормальной коммуникации с другими людьми в реальной жизни.
Создатели сериала "Урок" постарались как можно глубже погрузиться в проблемы современных подростков, дабы объяснить каким образом родителям, воспитателям и педагогам лучше искать подход к этому "особенному" поколению молодых людей. И в этом контексте данный ТВ-проект абсолютно удался. Без капли преувеличения я бы охарактеризовал «Урок», как шоу, представляющее собой подробную и понятную инструкцию по преодолению культурно-возрастных барьеров.
Сколь опрометчивым бы не выглядело назначение Антона на должность преподавателя, но, конкретно в рамках этой истории, столь рисковый шаг со стороны директора школы себя полностью оправдал, поскольку подростки увидели в нём ни занудного сварливого наставника, а такого же, как и они сами, неоперившегося птенца, который застыл на распутье жизненных дорог без малейшего понятия о том, по какой из них ему двигаться дальше. Вся разница между Антоном и его подопечными лишь в том, что у героя Борисова взор уже не затуманен пеленой юношеского максимализма, и он подошёл к тому жизненному рубежу, когда у человека в подкорке уже отчётливо начинает звучать вопрос: "Чего я в этой жизни добился, и кто этому рад?".
Он, вроде, по поведению и манере общения на одной волне со своими учениками, но на багаже своего собственного горького опыта уже не только имеет четкое представление о том, что такое хорошо и, что такое плохо, но и знает как донести этот ценный урок до молодёжи понятным ей языком. Ведь, как бы не менялись времена, но многие подростковые проблемы остаются всё теми же: какого-нибудь парня из класса достаёт местный задира, и он боится дать ему сдачи; другой юноша, избалованный красивой жизнью, которую ему обеспечил богатый отец, от скудоумия и безнаказанности начинает увлекаться запрещёнными веществами; у еще одной старшеклассницы ее одинокая мама привела в дом своего нового мужчину и его сына от прошлого брака, и теперь девушка вынуждена делить свой кров с новой родней, вызывающей у нее раздражение.
Привычные методики воспитания с кнутом и пряником на них уже не действуют. Понимая это, Антон действует более креативно и дает им чуть больше творческой свободы, устраивает нетривиальные внеклассные занятия.
При этом, сам герой Борисова на протяжении всего сезона проходит тернистый путь преображения из гадкого утенка в статного лебедя. Это наглядный пример того, как несение ответственности за кого-либо делает человека более дисциплинированным, внимательным, чутким; что вчерашнему склочному рэп-музыканту, с головы до ног покрытому татуировками, вполне по силам стать для кого-то хорошим мудрым наставником; что он тоже умеет красиво ухаживать за понравившейся ему женщиной и даже способен пригласить ее на концерт в филармонию, не взирая на свои специфические музыкальные вкусы. Не стану долго разглагольствовать об исполнителе главной роли- Борисов в этот проект вписался очень органично и, говоря откровенно, если бы американские киноакадемики посмотрели данный сериал, то смогли бы увидеть все многочисленные грани Юриного таланта, а не ту небольшую их толику, что он продемонстрировал в "Аноре".
Вторым же знаковым персонажем истории стал Константин, брат Антона. Тут будет уместно вспомнить очень ёмкую фразу, произнесённую в порыве остроумия капитаном Джеком Воробьём: «Остерегаться нужно честных людей: даже не заметишь, когда они сделают какую-нибудь глупость». Пожалуй, это изречение лучше всего отражает сущность выше означенного героя. В первой серии Константин предстаёт полной противоположностью своего безалаберного брата- весь из себя такой правильный и порядочный мужик. Но, когда создатели сериала раскрывают подробности его, так сказать, приватной жизни, то первая мысль, которая приходит в голову, звучит примерно так: «А интеллигент то оказался с гнильцой!». Вся его напускная положительная аура бесследно рассеивается уже к середине сезона, а из оставленных после неё пустот начинает обильно вылезать желчь.
Старшеклассники, у коих Костя ведёт уроки физики, ни по признаку каких-то его человеческих качеств, а исключительно за эффектную блестящую лысину, дали ему прозвище «Костыль». И оно ему подходит как нельзя лучше, ибо в плане духовности и морали данный персонаж- самый настоящий инвалид. Конечно, можно сетовать на то, что Костя таким стал из-за своего брата, который в былые годы ни единожды подставлял его. И эти рассуждения отчасти будут справедливы. Но ни в коем случае нельзя забывать, что свою лучшую сторону индивидуум проявляет в те моменты, когда прощает прошлые обиды, а ни когда мстит за них.
Противостояние двух кровных братьев, ставшее в контексте сериала не менее значимой сюжетной аркой, чем подростковые перипетии, к финалу сезона достигло кульминации. И для кого такая развязка стала справедливой, однозначно сказать очень сложно. Но без малейших сомнений могу гарантировать, что это тот случай, когда условный «злодей» получился не менее колоритным и выразительным, чем главный герой. Немалая заслуга в этом принадлежит исполнителю данной роли Даниилу Воробьёву, ставшему, наравне с Борисовым, полноценной звездой проекта. Из тех же, кто мелькал на втором плане, отмечу запоминающееся выступление прославившейся после выхода нашумевшего отечественного роуд-муви "Поехавшая" Ольги Лерман.
Если обобщить все сказанное, то, хоть и с некоторыми оговорками, сериал, безусловно, вышел весьма удачным. Последние две серии несколько подпортили впечатление, ибо там сценаристы уже пошли в разнос, пожелав кое-как привязать к своему детищу элементы криминального триллера. Это было лишним, на мой взгляд. А сюжетная ветка с героической поимкой наркокурьера вообще откровенно выбивается из общего тона повествования.
Авторам шоу удалось затронуть многие злободневные проблемы, с которыми сталкиваются подростки в один из ключевых периодов формирования их личности. Повторюсь, целевой аудиторией этого сериала я бы назвал зумеров, но считаю, что его просмотр будет полезен и для лиц более зрелого возраста. В особенности для тех, кто связал свою жизнь с педагогикой и преподаванием в школах. Этой категории людей особенно важно не отставать от стремительно меняющихся молодёжных трендов, а проекты вроде "Урока" могут стать хорошим трамплином для налаживания связи между поколениями, воспитанными на совершенно разных культурных ценностях.