KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия на сериал "Урок". Преодоление культурно-возрастных барьеров

04.07.2025

Ни для кого не секрет, что последний наградной сезон вызвал у отечественных киноманов особый интерес, поскольку на ряд престижных западных наград, включая "Оскар" и "Золотой глобус", за роль второго плана в ленте "Анора" претендовал наш соотечественник Юра Борисов. Естественно, после такого успеха (а сам факт попадания Юры в короткие списки на вышеуказанных премиях, учитывая политическую ситуацию в мире, уже можно считать успехом) ко всем последующим проектам с участием Борисова теперь приковано пристальное внимание. А, поскольку работает он весьма плодовито, то таковых у него после выхода "Аноры" набралось уже три: криминальная драма "Кончится лето"; биографическая картина о недолгой, но яркой жизни светила русской поэзии "Пророк. История Александра Пушкина"; драматический подростковый сериал "Урок".

В двух из упомянутых проектов неотъемлемой частью экранного образа Юры стало подражание сыгранных им персонажей молодёжным рэп-исполнителям. И, если кто-то ещё не смотрел "Пророка", то к вашему удивлению (или даже недоумению) скажу, что там зачем-то бессмертную поэзию Пушкина было решено преподнести зрителю в рэп-стилистике. Такая трактовка образа знаменитого классика мне показалась, мягко говоря, странной. Видимо, создатели этого фильма искренне считают, что, если бы Александр Сергеевич каким-то образом попал в наше время и случайно забрёл на рэп-батл, то сходу вписался бы там в тусовку и даже сымпровизировал бы рэпчик в красивых старомодных стихах.

При всех неоспоримых плюсах этой ленты, не совсем понятно на какую аудиторию она была рассчитана - у более взрослого поколения зрителей такой образ Пушкина в большинстве своем, скорей всего, вызовет отторжение, а юные фанаты скоростного речитатива после просмотра "Пророка" в ряд ли побегут в книжные магазины скупать сборники стихов Александра Сергеевича. Словом, хотели сделать свежо и современно, а получилось неловко-экзотично.

Ну да ладно, давайте оставим в покое великого поэта и перейдем к другому проекту, где Борисов, примеривший на себя амплуа молодежной рэп-иконы, куда больше пришелся ко двору в таком образе - это сериал "Урок".

Действие сериала разворачивается в Перми, куда по прошествии многих лет возвращается популярный в прошлом рэп-исполнитель Антон (Юра Борисов).

Будучи баловнем судьбы, он долгое время беззаботно растрачивал своё время и творческий потенциал на шумных вечеринках, где, между делом, пристрастился ко всяким запрещённым веществам. Однако, все изменила дорожная авария, в которой погибла его любимая девушка, а он в этот момент находился за рулём и формально был виновником рокового ДТП.

Этот трагический случай подвел черту под тем этапом его жизни, что был ознаменован легкомысленным и бездумным прожиганием отведённого ему на этой Земле ценнейшего времени. Пройдя длительную реабилитацию, Антон полон решимости завершить карьеру исполнителя и сменить глянцевый блеск шумных столичных клубов на менее броский городской массив родной Перми. Вернувшись туда, он встречается со своим братом Константином (Даниил Воробьёв) и просит отдать ему часть их общего родительского наследства. Костя, работающий учителем физики, соглашается разделить отчие деньги пополам, но только при условии, что до конца года Антон тоже будет заниматься преподаванием в городской школе. Не имея на руках лучших вариантов, в недавнем прошлом опальный рэп-музыкант вынужден попробовать свои силы на педагогическом поприще.

Прежде чем начать обсуждать художественные достоинства и недостатки сериала, я немного побуду душнилой и обозначу вопрос, который не давал мне покоя с самой первой серии- на каком основании Антона вообще взяли работать в школу? Мало того, что у него за плечами не было ни соответствующего образования, ни опыта педагогической работы, так он ещё и в период своей музыкальной карьеры создал себе весьма неоднозначный и где-то даже скандальный публичный имидж, который был подкреплён в том числе имевшими место быть ситуациями, когда Антон появлялся перед камерами в неадекватном состоянии. Неужели директор хоть какого-нибудь мало-мальски уважаемого учебного заведения действительно увидит в таком человеке потенциального преподавателя? Для меня это крайне сомнительно. Аргументы о том, что якобы Антон является кумиром молодёжи, а потому без труда сможет найти с подростками общий язык и будет помогать им раскрыть свой творческий потенциал, меня лично не особо убедили.

Понимаю, что в любом художественном произведении всегда есть место некоторым условностям и докапываться из-за этого до создателей сериала особо и смысла нет, но хотелось бы верить, что в наших современных российских реалиях невозможна ситуация, когда авторитетный школьный учитель приводит в кабинет директора своего непутёвого родственника, торжественно поручается за него, и после короткой малоинформативной беседы этот непутёвый родственник перешагивает порог директорской комнаты уже в статусе педагога, не пройдя даже элементарной проверки на психическую вменяемость. Если называть вещи своими именами, то это обычное кумовство.

Но, если закрыть глаза на этот несуразный момент, то в остальном у создателей сериала получилось сделать вполне себе крепкую подростковую драму, чьей целевой аудиторией, по моему мнению, в первую очередь являются зумеры. Ни для кого не будет секретом, что молодым людям из предшествовавшего зумерам поколения, довелось пережить тяжёлые перестроечные времена, когда в стране царила тотальная безработица и криминал. Не желая, чтобы их дети столкнулись с чем-то подобным, эти люди начали растить их в тепличных условиях, стараясь подстелить солому в каждом месте, где их ненаглядное чадо может набить шишку.

И от того все поколения детей, начиная с середины девяностых, выросли более изнеженными.

А потому, когда наступает момент покинуть комфортный родительский вакуум и начать взрослую самостоятельную жизнь, у них возникают определённые проблемы. К тому же, неотъемлемой частью жизни сегодняшних (да и вчерашних) школьников является интернет. Безусловно, развитие технологий нужно приветствовать, вот только злоупотребление соцсетями и прочими атрибутами сетевого пространства, зачастую лишает подростков навыка нормальной коммуникации с другими людьми в реальной жизни.

Создатели сериала "Урок" постарались как можно глубже погрузиться в проблемы современных подростков, дабы объяснить каким образом родителям, воспитателям и педагогам лучше искать подход к этому "особенному" поколению молодых людей. И в этом контексте данный ТВ-проект абсолютно удался. Без капли преувеличения я бы охарактеризовал «Урок», как шоу, представляющее собой подробную и понятную инструкцию по преодолению культурно-возрастных барьеров.

Сколь опрометчивым бы не выглядело назначение Антона на должность преподавателя, но, конкретно в рамках этой истории, столь рисковый шаг со стороны директора школы себя полностью оправдал, поскольку подростки увидели в нём ни занудного сварливого наставника, а такого же, как и они сами, неоперившегося птенца, который застыл на распутье жизненных дорог без малейшего понятия о том, по какой из них ему двигаться дальше. Вся разница между Антоном и его подопечными лишь в том, что у героя Борисова взор уже не затуманен пеленой юношеского максимализма, и он подошёл к тому жизненному рубежу, когда у человека в подкорке уже отчётливо начинает звучать вопрос: "Чего я в этой жизни добился, и кто этому рад?".

Он, вроде, по поведению и манере общения на одной волне со своими учениками, но на багаже своего собственного горького опыта уже не только имеет четкое представление о том, что такое хорошо и, что такое плохо, но и знает как донести этот ценный урок до молодёжи понятным ей языком. Ведь, как бы не менялись времена, но многие подростковые проблемы остаются всё теми же: какого-нибудь парня из класса достаёт местный задира, и он боится дать ему сдачи; другой юноша, избалованный красивой жизнью, которую ему обеспечил богатый отец, от скудоумия и безнаказанности начинает увлекаться запрещёнными веществами; у еще одной старшеклассницы ее одинокая мама привела в дом своего нового мужчину и его сына от прошлого брака, и теперь девушка вынуждена делить свой кров с новой родней, вызывающей у нее раздражение.

Согласитесь, что все эти трудности не новы. Просто зумеры переживают это все несколько по-другому.

Привычные методики воспитания с кнутом и пряником на них уже не действуют. Понимая это, Антон действует более креативно и дает им чуть больше творческой свободы, устраивает нетривиальные внеклассные занятия.

При этом, сам герой Борисова на протяжении всего сезона проходит тернистый путь преображения из гадкого утенка в статного лебедя. Это наглядный пример того, как несение ответственности за кого-либо делает человека более дисциплинированным, внимательным, чутким; что вчерашнему склочному рэп-музыканту, с головы до ног покрытому татуировками, вполне по силам стать для кого-то хорошим мудрым наставником; что он тоже умеет красиво ухаживать за понравившейся ему женщиной и даже способен пригласить ее на концерт в филармонию, не взирая на свои специфические музыкальные вкусы. Не стану долго разглагольствовать об исполнителе главной роли- Борисов в этот проект вписался очень органично и, говоря откровенно, если бы американские киноакадемики посмотрели данный сериал, то смогли бы увидеть все многочисленные грани Юриного таланта, а не ту небольшую их толику, что он продемонстрировал в "Аноре".

Вторым же знаковым персонажем истории стал Константин, брат Антона. Тут будет уместно вспомнить очень ёмкую фразу, произнесённую в порыве остроумия капитаном Джеком Воробьём: «Остерегаться нужно честных людей: даже не заметишь, когда они сделают какую-нибудь глупость». Пожалуй, это изречение лучше всего отражает сущность выше означенного героя. В первой серии Константин предстаёт полной противоположностью своего безалаберного брата- весь из себя такой правильный и порядочный мужик. Но, когда создатели сериала раскрывают подробности его, так сказать, приватной жизни, то первая мысль, которая приходит в голову, звучит примерно так: «А интеллигент то оказался с гнильцой!». Вся его напускная положительная аура бесследно рассеивается уже к середине сезона, а из оставленных после неё пустот начинает обильно вылезать желчь.

Старшеклассники, у коих Костя ведёт уроки физики, ни по признаку каких-то его человеческих качеств, а исключительно за эффектную блестящую лысину, дали ему прозвище «Костыль». И оно ему подходит как нельзя лучше, ибо в плане духовности и морали данный персонаж- самый настоящий инвалид. Конечно, можно сетовать на то, что Костя таким стал из-за своего брата, который в былые годы ни единожды подставлял его. И эти рассуждения отчасти будут справедливы. Но ни в коем случае нельзя забывать, что свою лучшую сторону индивидуум проявляет в те моменты, когда прощает прошлые обиды, а ни когда мстит за них.

Противостояние двух кровных братьев, ставшее в контексте сериала не менее значимой сюжетной аркой, чем подростковые перипетии, к финалу сезона достигло кульминации. И для кого такая развязка стала справедливой, однозначно сказать очень сложно. Но без малейших сомнений могу гарантировать, что это тот случай, когда условный «злодей» получился не менее колоритным и выразительным, чем главный герой. Немалая заслуга в этом принадлежит исполнителю данной роли Даниилу Воробьёву, ставшему, наравне с Борисовым, полноценной звездой проекта. Из тех же, кто мелькал на втором плане, отмечу запоминающееся выступление прославившейся после выхода нашумевшего отечественного роуд-муви "Поехавшая" Ольги Лерман.

Если обобщить все сказанное, то, хоть и с некоторыми оговорками, сериал, безусловно, вышел весьма удачным. Последние две серии несколько подпортили впечатление, ибо там сценаристы уже пошли в разнос, пожелав кое-как привязать к своему детищу элементы криминального триллера. Это было лишним, на мой взгляд. А сюжетная ветка с героической поимкой наркокурьера вообще откровенно выбивается из общего тона повествования.

Но, конкретно в качестве жизнеутверждающей подростковой драмы, "Урок" сработал на все сто процентов.

Авторам шоу удалось затронуть многие злободневные проблемы, с которыми сталкиваются подростки в один из ключевых периодов формирования их личности. Повторюсь, целевой аудиторией этого сериала я бы назвал зумеров, но считаю, что его просмотр будет полезен и для лиц более зрелого возраста. В особенности для тех, кто связал свою жизнь с педагогикой и преподаванием в школах. Этой категории людей особенно важно не отставать от стремительно меняющихся молодёжных трендов, а проекты вроде "Урока" могут стать хорошим трамплином для налаживания связи между поколениями, воспитанными на совершенно разных культурных ценностях.

Авторы: Игорь Юрьев
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Готовится спин-офф фильма "Пролетая над гнездом кукушки"
Сериал представит точку зрения Вождя
Рецензия на сериал "Урок". Преодоление культурно-возрастных барьеров
Проекты вроде "Урока" могут стать хорошим трамплином для налаживания связи между поколениями
Назван огромный бюджет "Одиссеи" Кристофера Нолана
Экранизация "Одиссеи" станет самым дорогим кинопроектом Кристофера Нолана
Майкл Мэдсен оказался совершенно здоров перед смертью
Врачи не нашли у актера никаких серьезных заболеваний
Лучшие российские и зарубежные сериалы июля 2025 года
"Государь", "Этерна", "Декстер: Воскрешение" и другие лучшие сериалы июля
40 лет "Назад в будущее". Что стало с его звездами?
Сорок лет назад вышел в прокат легендарный фантастический фильм "Назад в будущее"