KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия на фильм "Метод исключения". Маленькие трагедии современного человека

10.12.2025

Что-ж, друзья-киноманы, вот ко всем нам тихим сапом и подкрался очередной декабрь. И, хотя, по погодным условиям за окном это не ощущается (по крайней мере, в европейской части нашей необъятной страны), присутствие первого месяца зимы легко угадывается по появляющейся на улицах городов новогодней иллюминации и по расписанию кинотеатров, где в этот период традиционно начинают выходить в российский прокат ленты, отметившиеся на престижных кинофестивалях и являющиеся потенциальными игроками ближайшего наградного сезона.

Одним из фильмов, вызывающих мой живой интерес, является новая работа южнокорейского режиссера Пак Чхан-ука под названием "Метод исключения". Примечательность этой картины заключается в том, что Пак Чхан-ук, чьи предыдущие картины преимущественно фокусировались на более личных историях, в которых постановщик анализировал различные черты личности своих персонажей, предварительно помещая оных в разного рода экстремальную и дискомфортную среду, на сей раз решил поработать в более глобальном жанре чёрной социальной сатиры.

Кроме того, на съемочной площадке "Метода исключения" Пак Чхан-ук имел возможность вновь объединить творческие усилия с одним из самых узнаваемых корейских актеров- Ли Бен-хон. Ровно четверть века назад Пак и Ли, будучи тогда еще в статусе перспективных начинающих талантов, приобрели бесценный опыт совместной работы во время создания фильма "Объединенная зона безопасности", в котором рассказывается весьма трогательная история о том, как в первые годы после завершения кровопролитной Корейской войны, работавший в демилитаризованной зоне на границе двух стран южнокорейский пограничник, волею случая, подружился со своими коллегами из Северной Кореи.

И эта дружба стала символом того, что ни ожесточенные боевые действия, ни раскол Кореи на два отдельных государства, ни культурные и мировоззренческие различия не сделали населения этих двух стран разными народами, которые чужды друг другу. Лента имела большой успех у себя на родине, а посему стала для Пак Чхан-ука и Ли Бен-хона билетом в мир большого кинематографа. И вот, спустя 25 лет после выхода "Объединенной зоны безопасности", Пак и Ли вновь встретились на съемках "Метода исключения", только теперь уже в качестве состоявшихся мастеров своего ремесла. И это определённо добавляет данному проекту перчинки.

Итак, речь в новой работе Пак Чхан-ука пойдет о мужчине средних лет по имени Ман Су- преуспевающем представителе зажиточного среднего класса. Он уже много лет работает инспектором по контролю качества на заводе, производящем бумагу. Эта работа позволила приобрести ему просторный загородный коттедж, где он, собственно, и живет вместе с супругой и двумя детьми. В жизни Ман Су всё уже давно устаканилось, а потому выходные дни он любит посвящать милым посиделкам в кругу семьи на заднем дворе своего комфортабельного жилища.

Однако, мирное безоблачное существование его семейства оказывается под угрозой, когда предприятие, на котором он работает, переходит во владение американских инвесторов. С присущим для американцев подходом к бизнесу, новые владельцы первым делом решают провести оптимизацию затрат на производство, и Ман Су попадает под сокращение. Семья лишается единственного источника дохода. Он находит для себя теплое место в другой фирме, но, вот не задача, на него, помимо самого Ман Су, претендуют ещё несколько человек. Чтобы вакансия мечты наверняка досталась ему, главный герой решает прибегнуть к радикальным мерам- он начинает убивать своих конкурентов по борьбе за рабочее место.

После премьеры фильма на Венецианском кинофестивале в прессе неоднократно всплывали сравнения "Метода исключения" с нашумевшей оскароносной лентой "Паразиты".

Не буду лукавить и признаю, что некоторые "косметические" сходства у этих полотен действительно есть. Если Пон Джун-хо в своем творении исследовал то, на какие подлости и ухищрения готовы пойти бедные как в материальном, так и в духовном плане люди ради повышения своего социального статуса, то "Метод исключения" сосредоточен на том, сколь отчаянные меры готов предпринять индивидуум ради сохранения этого пресловутого статуса на привычном уровне.

Кроме того, как и его коллега-соотечественник, Пак Чхан-ук в своей ленте не преминул возможностью смачно плюнуть в адрес капиталистов, показав ушлых американских инвесторов, приобретших завод по производству бумаги, где работал Ман Су, обычными оккупантами с калькулятором в головах. Им глубоко безразлично какого курса придерживалась компания до их прихода к управлению, и уж тем более им плевать на сотрудников, которые лишатся работы, а вместе с ней и дохода.

Американские владельцы в своем новоприобретенном бизнес-проекте даже замечать не хотят простых работяг, ибо у них перед глазами лишь смета, которую нужно сократить для оптимизации расходов и потенциального наращивания своего капитала. А всем бедолагам, лишившимся рабочих мест, можно в качестве утешительной компенсации разослать по одной порции каких-то традиционных блюд корейской кухни с приложенными к ним типовыми благодарственными записками, и назвать столь издевательский способ расставания с работником "корпоративной этикой". Издержки капитализма во всей своей красе, как говорится.

Однако, если проводить параллели между "Методом исключения" и какими-то другими картинами, то мне на ум во время просмотра несколько раз приходило еще одно полотно, которое давно заслужило статус культурного феномена, - "Бойцовский клуб" Дэвида Финчера. Обе этих ленты весьма отчетливо и злободневно подсвечивают проблемы многих развитых стран, где в обществе процветает культура потребления, а материальные ценности начинают заметно превалировать над духовными. Если вдуматься, то Ман Су- это тот самый типичный потребитель, которого весьма хлёстко описывал в своих монологах Тайлер Дерден.

Поиск новой работы, отказ от привычного уклада жизни на широкую ногу, возможный переезд из просторного загородного дома в тесный городской "человейник" - все эти вещи Ман Су (как и многие граждане стран с высоким уровнем жизни) воспринимает не как временные преодолимые трудности, а как настоящий бытовой ад. Он не согласен устраиваться на менее оплачиваемую работу. Он не хочет расставаться с оранжереей, которую он построил для себя на заднем дворе, чтобы выращивать в ней цветы. Он не хочет разменивать большой комфортабельный коттедж на квартиру, в которой у него, о ужас, может не остаться личного пространства, ибо придется на постоянной основе делить с женой одну комнату на двоих. То есть, никто у Ман Су и его семейства не отбирает какие-то базовые вещи, необходимые людям для нормальной жизни. Ему нужно пожертвовать лишь излишками роскоши (и то временно).

Но именно в такие моменты и вылезает наружу вся сущность таких потребителей, ибо у них одна только мысль о том, что им придётся лишиться каких-то удобств на неопределенный срок, вызывает панику, которая со временем перерастает в депрессию. В итоге, вполне может выяснится, что вот такой индивид, навроде Ман Су, скорее наложит руки на ближнего, нежели откажется от каких-то атрибутов сытой комфортной жизни. Само собой, в фильме всё это преподносится под соусом острой чёрной сатиры, но, когда начинаешь обдумывать всё показанное на экране, то от подобных мыслей становится жутко. В этом контексте крайне уместно звучит, как никогда актуальная, цитата Тайлера Дердена: "Люди- рабы своих вещей".

Тем не менее, если Тайлер был человеком, пытавшимся жить вне этой порочной материальной системы и даже бороться с ней, пусть и весьма специфичными методами, то в лице Ман Су мы видим обычного приспособленца, который готов воевать с такими же бедолагами, чья привычная жизнь начала рушиться после потери работы и финансовой стабильности.

Те, на кого Ман Су открывает охоту - по сути, такие же отчаявшиеся люди, как и он сам

Кто-то из них перебивается временными заработками, чтоб хоть как-то содержать семью, а кто-то, напротив, впав в депрессию, решает нырнуть в бутылку и спускает последние оставшиеся деньги на выпивку. Из всего этого напрашивается нехитрый вывод, что в стране, где рядовые граждане столь остро реагируют на потерю комфорта и атрибутов достатка, общество определенно чем-то больнО.

Естественно, как и во многих парах, длительный застой главы семьи в статусе безработного, становится серьезным испытанием на прочность и для его брака. Постоянные склоки с супругой, возникающие зачастую на ровном месте, лишь усиливают у Ман Су внутреннее ощущение того, что потеря работы- это конец света. И вот тут определённо стоит отдать должное актёрскому дуэту Ли Бен-хона и исполнившей роль его экранной супруги Сон Е-джин, ибо тут они очень круто разыграли партию мужа и жены, которые стоят друг друга. Даже не берусь рассуждать, кто из них двоих страшнее: глава семейства, который начинает промышлять убийствами ради повышения своих шансов на трудоустройство, или же его боевая подруга, коей намного легче принять супруга-серийного убийцу, нежели безработного неудачника.

В целом, если подводить итоги, то самым слабым звеном фильма я бы назвал его комедийную составляющую, которая завязана на том, как неловко Ман Су совершал свои первые шаги по стезе киллера - делал он их крайне неуклюже, совершая нелепые ошибки и оставляя за собой кучу жирных улик для криминалистов. То, что полиция его не поймала, - всего лишь цепочка удачных для него совпадений.

Однако же в остальных своих ипостасях свежее полотно Пак Чхан-ука работает как надо

"Метод исключения" весьма остроумно обозначает целый пласт социальных проблем, характерных для развитых стран, начиная с потребительства и заканчивая роботизацией крупных производств, приводящей к росту безработицы. Но главное то, что эта лента очень точно отражает образ мысли многих современных людей, которых высокий уровень жизни приучил к тому, что в любой ситуации нужно в первую очередь превозносить свое "Я", а всё остальное- хоть огнем гори.

И, к сожалению, эта черта не имеет ничего общего со здоровым эгоизмом. Корни этой беды прорастают куда глубже. Да, этой картиной прославленный корейский Мэтр не сказал чего-то принципиального нового, но это нисколько не отменяет правильности всего сказанного. По сути, Пак Чхан-ук представил нам портрет классического героя нашего времени, который в трудную минуту скорее наплюет на ближнего (или даже умертвит его), нежели как-то ужмется в собственных "хотелках". И я искренне надеюсь, что российские, американские и европейские киноакадемики по достоинству оценят суровую честность этого портрета.

Авторы: Игорь Юрьев
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Paramount 12 недель уговаривала Дэвида Заслава продать Warner Bros.
Стали известны детали переговоров руководства Paramount и Warner Bros.
Звезду "Чужого" Сигурни Уивер позвали в сериал о Ларе Крофт
Сигурни Уивер присоединится к сериалу с Софи Тернер в роли Лары Крофт
Гай Ричи показал молодого Шерлока Холмса
Сериал "Молодой Шерлок" с Хиро Файнсом Тиффином выйдет в 2026 году
Вигго Мортенсен не будет играть Арагорна в новом "Властелине колец"
В фильме "Властелин колец: Охота на Голлума" роль Арагорна исполнит другой актер
Рецензия на фильм "Метод исключения". Маленькие трагедии современного человека
По сути, Пак Чхан-ук представил нам портрет классического героя нашего времени
Лучшие российские и зарубежные сериалы декабря 2025 года
"Тоннель", "Склиф", "Покинутьые", "Спартак: Дом Ашура"