KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Кристофер Нолан: "IMAX как нельзя лучше передает драматизм происходящего на экране"

22.04.2012
Кристофер Нолан свои фильмы снимает одной камерой и не верит в формат 3D. Выдержки из интервью ресурсу DGA читайте ниже.

Когда Вы поняли, что режиссура – Ваше предназначение?

"Если честно, я всегда снимал фильмы и никогда не прекращал этим заниматься, начиная с экспериментов по кукольной анимации, которые проводил с помощью камеры Super 8 моего отца. В моем понимании, все это – континуум, совокупность тесно связанных между собой явлений в сфере кинопроизводства, и я никогда не изменял этому увлечению. Я обычно шатался повсюду с камерой, но при этом не окончил школу по этому профилю. Я изучал английскую литературу в колледже и был нацелен на получение академических знаний, продолжая при этом снимать фильмы. Я снял свой первый художественный фильм "Following" с помощью друзей и спонсируя его из собственного кармана. Мы все были заняты на своих работах всю неделю, поэтому собирались по выходным в течение года, снимая по 15 минут сырого материала каждую субботу, по два-три дубля каждой сцены, получая в итоге около 5 минут готового для фильма материала. Потом, в 1998 году мы отправились на кинофестиваль в Сан-Франциско (San Francisco Film Festival) и студия Zeitgeist Films предложила выступить нашим дистрибутором, что очень помогло мне в дальнейшем заняться проектом "Помни". Меня наняли в качестве режиссера, у меня в грузовиках лежали миллионы долларов, и в моем распоряжении оказались сотни людей".

Вы давний поклонник детективных романов, в которых зачастую используются флэшбэки. Отсюда проистекает Ваша любовь к нелинейному повествованию?

"Ну, на меня оказала влияние пара вещей. Когда мне было 16, я прочел роман Грэма Свифта "У воды", в котором невероятным образом сосуществовали параллели времен и разные измерения, и все это было абсолютно логически последовательным и понятным. Примерно в это же время я смотрел по телевизору музыкальное видео Алана Паркера "The Wall", в котором использовались похожие приемы игры с воображением, воспоминаниями, снами, накладывающимися на другие сны. Все это намертво засело у меня в голове, наравне с детективами Джеймса Эллроя, Джима Томпсона, а также фильмами в стиле нуар, такими, как ошеломивший меня "Из прошлого" Жака Турнёра. Затем, непонятно как, у меня в руках оказался сценарий, к не вышедшему еще в прокат, "Криминальному чтиву", и я совершенно был очарован тем, что сделал Тарантино".

Для Ваших ранних фильмов Вы сами писали, снимали, монтировали, даже занимались декорациями. Единственное, чего Вы не делали, - Вы не играли. Как Вы работаете с актерами? Чему Вы научились у них на ранних этапах своей деятельности?

"Я стараюсь обеспечить их всем необходимым в процессе съемок. Возможно, это не то, о чем они думают, и, действительно, бывает, что они получают нечто обратное своим желаниям, но я, правда, стараюсь быть разным и адаптируюсь под каждого актера. Я пытаюсь создать им условия, при которых они чувствовали бы себя комфортно, пытаюсь помочь им проявить свой талант в максимальной степени".

"Мой дядя Джон Нолан – актер, и он снимался в нескольких моих фильмах. Когда я приступал к работе над "Following", он изучал актерское мастерство, поэтому я спросил его, о чем мне надо знать. Он дал мне пару книг Станиславского, одной из которых была "Работа актера над собой", и сказал, что они дадут мне представления об основах актерского мастерства".

"Что касается вопроса, чему научили меня актеры в процессе работы, отвечу, что со времен "Помни" я уяснил раз и навсегда – надо давать актерам сделать столько дублей, сколько они захотят".

Насколько пугающим был скачок от "Бессонницы" с бюджетом в 45 миллионов долларов до "Бэтмена: начало", с бюджетом в три раза больше?

"Не знаю, имеет ли кто-нибудь еще опыт, подобный моему, но разница между съемками "Following" с группой друзей, снимающимися в собственной одежде и закусывающими бутербродами, приготовленными моей мамой, и 4-мя миллионами чьих-то денег, выданных мне на "Помни" вместе с сотней людей, и есть самый большой скачок, который я когда-либо делал. Немного похоже на то, как учишься плавать на глубине: неважно, сколько под тобой до дна – 2 фута или 10, ты либо утонешь, либо нет".

"Разница между "Бессонницей" и "Бэтменом: Начало" заключалась в основном в масштабных сценах. И еще "Бэтмен" был моим первым фильмом, в котором было так много визуальных спецэффектов. В остальном для меня процесс съемки остался прежним: ты стоишь и смотришь на то место, где состоится следующая сцена. Все остальное улетучивается".

Почему Вы предпочитаете снимать одной камерой?

"Я использую несколько камер, когда снимаю трюки; для драматического действия я пользуюсь одной камерой. Работа с одной камерой означает, что я уже видел каждый кадр во время съемки сцены, потому что мое внимание не распределялось между несколькими аппаратами. Итак, я все вижу при съемке вживую, а вечером просматриваю текущий съёмочный материал. Если же вы снимаете несколькими камерами, у вас накапливается огромное количество отснятого материала и вам приходится к концу рабочего дня начинать все с нуля".

Вы снимали все свои крупнобюджетные фильмы камерами IMAX?


"Мы не снимали на IMAX "Начало", потому что пытались в большей степени передать реалистичность снов, а не их удивительную природу, таким образом, мы использовали переносную камеру, и снимали ею довольно спонтанно. Что касается "Темного рыцаря" и "Темного рыцаря 2: Возрождение легенды", как раз в данных случаях большой размер кадра IMAX как нельзя лучше передает драматизм происходящего. Таким образом, выбор камеры зависит от того, какой фильм вы хотите снять. Но в любом случае, как режиссер, которому доверяют значительный бюджет, я чувствую ответственность перед аудиторией в том, чтобы снимать, используя технологии самого высшего качества, которые помогут и сделают фильм таким, каким я хочу, чтобы он получился".

Раз уж мы говорим о технических моментах, скажите, на Вас оказывали давление в отношении производства "Темного рыцаря 2" в стереоскопическом формате?

"Студия Warner Bros. была бы счастлива, но я объяснил ребятам, что хочу, чтобы третья часть стилистически соответствовала двум первым. Тем более, использование камер IMAX обеспечит фильму совершенно новый уровень качества с технической стороны. Я нахожу эффект стереоскопического отображения слишком мелкомасштабным и глубоким. Суть воспроизведения стереоскопического изображения заключается в том, что оно дает каждому зрителю индивидуальный ракурс. Это отлично подходит к видеоиграм или другим технологиям, создающим эффект присутствия, но если вы хотите подарить зрителям впечатление, достичь этого с помощью объемного изображения будет трудно. Я люблю большие кадры, люблю смотреть на огромный экран, на изображения, по величине превосходящие свои реальные аналоги".

Последний вопрос: в то время как многие Ваши коллеги-режиссеры, работая на съемочной площадке, одеваются в повседневную одежду, Вы предпочитаете темный костюм или светлый пиджак с брюками. Почему Вы так "наряжаетесь"?

"Я учился в закрытой школе, где мы носили форму, и я привык использовать все карманы в пиджаке (смеется). Просто мне в этом удобно. Я не люблю задумываться, что бы мне надеть такое, поэтому каждый день я ношу одно и то же. Короче, я одеваюсь, словно иду на работу в офис. Так проще".
Источник: DGA
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер отпугивают волков от скота
Сцена ссоры актеров из фильма "Брачная история" используется для защиты коров от хищников
Дональд Трамп поддержал Сидни Суини на фоне скандала
Глава Белого Дома поинтересовался, какую партию поддерживает популярная актриса
Лучшие российские и зарубежные сериалы августа 2025 года
"Чужой: Земля", "Вождь войны", "Три сестры", "Баранкины и камни силы"
"Хищник: Планета смерти". Революция или похороны?
Новый эпизод киновселенной "Хищник" - один из самых ожидаемых фильмов года. Но не станет ли он последним?
Сумерки супергероев. Почему кинокомиксы теряют зрителей?
Кризис экранизаций комиксов не закончился с выходом "Супермена" и "Фантастической четверки". Он усилился