KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия на фильм "Жертвуя пешкой". Игра восприятия

18.11.2015

"Жертвуя пешкой" – это яркий пример довольно стандартного байопика, что однако не мешает сиять тандему режиссера Эдварда Цвика иТоби Магуайра, который выдает здесь лучшую роль за всю карьеру. Не в последнюю очередь это происходит благодаря самой личности главного персонажа картины, гениального шахматиста Бобби Фишера, которому пришлось бороться с паранойей, дурной славой и огромным давлением со всех сторон в 1972 году во время шахматного матча с советским гроссмейстером Борисом Спасским. Отчетливо чувствующийся реализм ситуации превращает фильм в напряженный интеллектуальный триллер, однако полное подчинение этому реализму вряд ли позволит фильму стать одним из главных игроков близящегося наградного сезона.

Тем не менее, “Жертвуя пешкой” рассказывает блестящую историю, захватывающую, волнительную, с большими ставками и многоликими персонажами, поэтому напряжение произрастает самым натуральным образом, и интерес к происходящему никогда не спадает. Бобби Фишер, как настоящий шахматист всегда старающийся просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, постоянно вертится в сужающейся клетке собственного безумия под постоянным надсмотром десятков тысяч глаз, уставленных на него, потому как матч со Спасским проходит в самый разгар Холодной войны между США и СССР. Выигрыш для обоих игроков - не просто цель, а четко поставленная государством задача. “Жертвуя пешкой” получился рассказом о той тонкой черте между помешательством и гениальностью, на которой стояли в свое время многие известные люди, и Фишер был одним из них.

Тоби Магуайр пытается исследовать, что творится в голове у таких людей как Фишер, что значит жить с шахматными ходами, постоянно прокручивающимися перед глазами, как кинематографическая пленка в заевшем проекторе. То пробуждающееся чувство раздражения от непрерывно щелкающих камер фоторепортеров, криков прохожих, тикающих часов передается Магуайром очень четко, очень живо, с немалой долей ранимости и уязвимости, которая всегда вызывает теплоту по отношению к герою и жалость. Хотя нельзя не отметить искусность писанного слова Стивена Найта и звуковых эффектов, которые умело акцентируют внимание зрителя на, казалось бы, незаметных деталях, которые столь раздражали Фишера.

Однако ни сценарий, ни сам Магуайр, который выступил продюсером “Жертвуя пешкой”, не стараются копать глубже своих возможностей, не испытывают себя и, в конце концов, не пытаются действительно разобраться в Бобби Фишере. В результате получается весьма прямой и увлекательный фильм, которому не достает эмоциональной зрелости и определенности посыла. Эдвард Цвик застывает где-то на грани между коммерческим кино и арт-хаусом, не в силах сделать осознанный выбор ни в пользу одного, ни в пользу другого, что превращает кино в довольно пресное зрелище, пусть и грамотно сотканное.

Об этом говорит и набор актеров, хороших актеров вроде Лива Шрайбера, играющего Спасского, или Питера Сарсгаарда, которые не являются ни большими звездами, ни виртуозами своего дела, и играют свои очень характерные роли без запала, а с усталостью профессионалов, которым не предлагают ничего нового. Они проделывают удачную работу, но такую, которая не приковывает взгляд к экрану. Тоже самое можно сказать о пастельных кадрах оператора Брэдфорда Янга, лишенных всякой находчивости или индивидуальности.

Лишь музыка Джеймса Ньютона Ховарда делает “Жертвуя пешкой” большим фильмом, чем он является на самом деле. Картина часто обыгрывает тот факт, что все зависит от твоей проницательности, от твоего восприятия обстановки, поэтому иронично то, как Цвик сам играет со зрителем в условную игру: с одной стороны блестящее кино c другого ракурса смотрится всего лишь размытым скетчем. Однако Цвику, как и в предыдущих фильмах, удается завладеть вниманием зрителя достаточно, чтобы не давать ему увидеть его недостатки, его шероховатости, и это делает его бесценным приобретением.

В конечном итоге, “Жертвуя пешкой” - это безусловно достойный внимания, пусть он никогда не дорастает до потенциала, заданного не столько даже самой историей, сколько во многом загадочной личностью Бобби Фишера. Поэтому у Цвика и Магуайра получился во всех отношениях маленький фильм, к сожалению, почти незаметный, который вряд ли успеет тронуть многих.

Автор: OlegD

Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

"Дэдпул и Росомаха" не требует знакомства с сюжетами Марвел
Режиссер "Дэдпула и Росомахи" призвал не тратить время на изучение киновселенной
Компания Дисней анонсировала трейлер "Муфаса: Король лев"
Представлен новый кадр из грядущего блокбастера о Муфасе
Кассовые сборы фильма "Летучий корабль" превысили миллиард
Музыкальная сказка "Летучий корабль" присоединилась к клубу "миллиардеров"
Джеймс Ганн показал окровавленного Зеленого Фонаря
Режиссер нового "Супермена" Джеймс Ганн сделал намек на экранизацию комиксов о Зеленом Фонаре
Лучшие российские и зарубежные сериалы апреля 2024 года. Часть 2
"Спойлер", "Наклз", "Хроники Спайдервика" и другие лучшие сериалы второй половины апреля 2024 года
От "Метрополиса" до "Разделения": 13 фильмов-антиутопий, которые нужно обязательно посмотреть
Антиутопия – жанр, описывающий место, которое представляется отталкивающим, неприятным и вообще нежелательным.