KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Ленни" от ANAMAZINGMAN

Когда юмор заходит слишком далеко?

Стендап-комедия, вероятно, самый любопытный и, в то же время, самый провокационный юмористический жанр современности. Возникший в 40-ых и развившийся в конце 50-ых как определённый способ борьбы с маккартизмом, стендап подарил нам многих великих комиков и юмористов. Джордж Карлин и его высмеивание религии, Луи Си Кей с едкими шутками про политику, Ричард Прайор с колкими фразами о расизме и национализме. Вы можете не знать, но наверняка многие ваши любимые актёры вышли именно из стендап-комедии. Робин Уильямс, Крис Рок, Эдди Мёрфи, Джерри Сайнфелд и многие другие. Даже легендарный Вуди Аллен изначально выступал на сцене перед микрофоном и шутил о евреях. Но есть ОДИН человек, которого многие считают настоящим гуру комедии. Тот парень, что сформировал стендап в том виде, в котором мы его знаем сегодня. И я сейчас говорю о комике по имени Ленни Брюс.

Забавен тот факт, что лично я в первые о нём узнал не из его выступлений, а из сериала Удивительная миссис Мейзел, где тот был аж второстепенным героем и чуть ли не духовным наставником главной героини. Создательница шоу, Эми Шерман-Палладино, во всех своих интервью чуть ли не боготворит Ленни, называя его полноценным автором современного стендапа с едкими шутками на те наболевшие темы, которые обычно не озвучиваются. Так что же такого в этом вашем Ленни Брюсе? Почему американские рок-гитаристы посвящают ему строчки в своих текстах, а авторы популярных проектов для стриминговых гигантов поют дифирамбы? Именно этому и посвящён фильм Боба Фосса (культовые Кабаре и Весь этот джаз) Ленни.

Знаю, вступительная часть рецензии затянулась прямо как подводка к панчу Энди Кауфмана, но так уж вышло, что без контекста фильм невозможно анализировать в полной мере. Ведь Ленни Брюс для стендапа - настоящий идол, которого надо разобрать основательно, и почти что документальное изложение этого кино нам тому поможет.

Ленни, изначально известный как Леонард Альфред Шнайдер, выступает в потрёпанных стрип-барах, шутит о тёщах и юмором мирового масштаба тут и не пахнет. Однако затем к нему приходит идея, по меркам тогдашних Штатов времён Холодной Войны невообразимая. Что если я буду шутить об американских президентах и их сэксуальных предпочтениях? Что если я возьму тогда табуированную проблему расовых и гендерных меньшинств и не просто буду брать оскорбительные стереотипы, а полноценно смеяться над лицемерием общества? Что если я попробую взять свою полную нелепых моментов жизнь и использую её как объект для шуток на самые разные темы? Так вот и родился новый тип комедии - комедии, проверяющей рамки дозволенного.

Ведь как вы можете понять, такие выступления редко обходились без пристального внимания властей. Когда Брюс стал популярным, полиция начала его караулить и вязать каждый раз как только видела, что свобода слова выходит слишком "свободной". И часть фильма посвящена очень тяжким судебным разбирательствам, где не очень приятные мужики в строгих костюмах и приверженцы американских духовных ценностей рассматривают любое потенциально пагубное влияние на народ.

И вот тут мы подходим к делу сути - был ли Ленни Брюс действительно смешным комиком или же все его выступления есть банальная провокация? В самом первом предложении написано, что жанр был провокационным, но умелые комики ни в коем разе не использовали его в качестве простого оскорбления ради оскорбления. Это полноценное искусство - отобразить реальный мир и все его грехи в таком свете, чтобы все смеялись. И Брюс первым постиг это самое искусство, в какой-то момент отточив его до совершенства. Зрители смотрели на, буквально, сатирическое отображение самих себя в мире, где всё болезненное воспринимается с долей иронии и поэтому стали иронизировать над собственным несовершенством вместе с Ленни.

Главный герой в исполнении блистательного Дастина Хоффмана во всей красе иллюстрирует непростую участь комиков, раздвигающих границы дозволенного. Им приходится иметь дело не только с несправедливостью предвзятой судебной системы, но и с наркотической зависимостью, проблемами в личной жизни, столкновением с начальством и многим другим. В какой-то момент такие вот юмористы из простых шутников начинает течь истина о нашем мире. О том, что человек сам решает о том, было ли оскорбление на расовой или этнической почве реальным оскорблением, о наших выборочных одобрениях сэксуальных меньшинств, о военной пропаганде. В конце концов, проскальзывает невероятно умная мысль о том, что мы сами наделяем событие свойствами и решаем, воспринимать ли его с грустью или со смехом. Именно это и есть достоинство комиков. Рисовать события под таким углом, что в них можно заметить юмор и, одновременно, умное высказывание. И посмеяться, и поразмыслить.

К сожалению, в последние годы жанр стендапа сильно душат обстоятельства извне. Американских комиков сковывает излишняя политкорректность и неумение пользователей социальных сетей здраво оценивать юмор. В России же столь мастерский вид комедии и вовсе так и не смог полноценно прижиться. В Советские и ранние Российские времена его заменял более безопасный КВН. Лишь в 10-ые на ТНТ делались попытки создать нечто американских масштабов, но в 20-ые политическая ситуация окончательно умертвила так и не зародившуюся более или менее смелую комедию. И мне, честно, больно за этим наблюдать.

Ленни Брюс, может быть, и не был эфемерным борцом за свободу слова и самовыражения, а его первостепенным желанием был скорее заработок на том, что он умел лучше всего - использовать своё колкое слово. Но при этом он один из тех, кто сделал жанр стендапа долгоживущим, позволил будущим поколениям пускаться в эксперименты и говорить наболевшие у общества темы с задором. Всегда ли эти эксперименты были удачными? Конечно, нет. Ряд комиков использовали столь крутой жанр сугубо ради оскорбления всех подряд и просто отрыгивали всю накопившуюся на мир ненависть. Но профессионалы живут до сих пор и хочется верить, что у будущих поколений будут новые комики, что в очередной раз покажут, где юмор заходит далеко, а где нет. И даже люди, чересчур остро реагирующие на резкие шутки, когда-нибудь поймут, на ситуацию можно смотреть менее серьёзною Именно это когда-то сделал Ленни, надеюсь, сделают и будущие поколения.

Лучшем же завершением для рецензии считаю цитату другого именитого комика Джейсона Александера о важности комедии: "Это именно тот случай, когда оскорбительный юмор нам нужнее всего! Комедия должна провоцировать! Она должна крушить предрассудки, бросать вызов предубеждениям! Комедия никогда не должна оставлять тебя равнодушным! Конечно, юмор может ранить. Даже отторгать. Но лучше рискнуть, чем не рискнуть. Призываю, меняйтесь! Оскорбляйтесь! Ведите себя как разумные, здравомыслящие взрослые!"
Автор: ANAMAZINGMAN
12.05.2024
Оценка читателей: 9,86 из 10 (голосов: 7)
Страница фильма: Ленни

Новинки кино:

"Головоломка 2" стартует со вторым результатом в истории
Сиквел "Головоломки" демонстрирует феноменальный результат в прокате
Дженнифер Энистон напомнила о возрасте Кортни Кокс и поздравила ее
Коллеги по сериалу "Друзья" отметили юбилей Кортни Кокс
Дженнифер Лопес рассталась с Беном Аффлеком из-за вечного негатива
Актриса и певица устала спасать брак с постоянно ноющим Беном Аффлеком
Лучшие российские и зарубежные сериалы июня 2024 года
"Луна и мир", "Звездные войны: Аколит", "Презумпция невиновности" и другие лучшие сериалы июня 2024 года