KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Шагал – Малевич" от Constance

Любовь vs революция

Стартовал в прокате фильм Александра Митты ``Шагал-Малевич``. Это событие знаменательное по ряду причин. Во-первых, Александр Митта легенда и золотой фонд отечественного кино. Его первые фильмы, снятые в далеких 1960-х — ``Друг мой, Колька``, ``Звонят, откройте дверь`` — отмечены не только отечественной критикой, но и на европейских кинофестивалях. А снятый в 1979 ``Экипаж`` первый отечественный фильм-катастрофа, который при всей феноменальной для тех лет зрелищности остается одной из лучших и напряженных кино-драм.

Во-вторых, 82-летний Митта вернулся в художественное кино после длительного перерыва, поговаривают что нынешний фильм его последняя работа, хотя есть и альтернативная информация. Последние годы он работал в документальном кино и сделал несколько картин в память об ушедших кумирах отечественного кино, написал книгу ``Кино между адом и раем``. В-третьих, новый фильм — байопик о наших соотечественниках, Марке Шагале и Казимире Малевиче, вписавших яркую страницу в историю мировой культуры. В-четвертых, это просто высококлассное кино. В фильмах Митты столько души и любви, что хватит на три десятка современных блокбастеров.

История сосредоточена на витебском периоде жизни Марка Шагала, когда он вернулся в 1914 в родной город прямиком из Парижа, чтобы жениться на любви всей жизни Белле, и после революции 1917 года окончательно осел с семьей в Витебске в ранге уполномоченного комиссара по делам искусств губернии и создавал отечественную школу новой революционной живописи. Время было смутное, точек опоры вокруг никаких, близкие друзья и единомышленники в момент становились врагами. Ресурсы жизненного оптимизма, человеколюбия и творчества можно было черпать только из собственных душевных запасов.

Шагал у Митты типичный непротивленец и романтик. Собственно это и объясняет общее нежно-лирическое и возвышенно-пафосное настроение его творений посреди ужасов революционного ада. Леонид Бичевин в роли Шагала довольно эйфорический, даже экзальтированный, большой ребенок с неуместным ко времени рыцарством. Мятежности, страстности и беспокойного тщеславия Шагала в его игре почти не ощущается. По причине этой ``мягкости`` персонажа он несколько проигрывает в яркости своим соратникам, они же оппоненты — друг детства, ныне комиссар, Наум (Семен Шкаликов) и коллега по цеху Малевич (Анатолий Белый). Наум кровавый палач, Робеспьер отечественной революции в красных штанах, к тому же страстно влюбленный в жену Шагала Беллу, дебютантка Кристина Шнайдерман в роли трепетно любимой музы и ангела-хранителя Шагала Беллы выглядит вполне уместно. Малевич Анатолия Белого человек жесткий, решительный и весьма линейный, певец абстракций и авангарда в живописи и в жизни.

Немного странно видеть такую расстановку сил в актерском ансамбле — исполнитель главной роли Леонид Бичевин уступает лидерство своим коллегам в ролях ``сопровождения``. Хотя его участие в картине априори было одной из главных приманок, учитывая прежние интересные работы, хотя бы у Алексея Балабанова в ``Груз 200`` и ``Морфий``. Впрочем, это, возможно, входило в планы Митты и характеризует реальную расстановку сил в витебской компании революционеров-художников, и именно невозможность и нежелание раствориться в мире жестких бескомпромиссных ``бойцoв`` заставили гуманиста Шагала эмигрировать впоследствии.

Картина сделана в немного лубочном, примитивистском, авангардном стиле, в духе той живописи, о которой собственно идет рассказ. Цветовая гамма и зрительный ряд очень разнообразный и необычный со своим пламенно-черным адом, пастельным раем, яркой лазурью. Реальные эмоциональные живые ситуации на глазах перетекают в мир фантазий Шагала, позволяя зрителю наблюдать процесс материализации вдохновения. Словосочетание ``эмоциональная окраска`` имеет в картине буквальное значение, любовь и террор смотрят с экрана глазами разного цвета. Визуальное впечатление от картины очень яркое.

Фильм не претендует на исчерпывающую полноту и объективность анализа творчества Шагала или на документальность воспроизведения революционных реалий в стиле богатых традиций отечественного кино, для этой цели подошел бы больше ТВ сериал. Он полон условностей и допущений, актерская игра несколько схематична как в труппе бродячих актеров, развлекавших под эгидой принца Гамлета датский двор. Но по настроению и изобразительным решениям он глубоко родственен картинам Шагала и сам похож на полотно художника.
Автор: Constance
09.04.2014
Оценка читателей: 9,38 из 10 (голосов: 8)
Страница фильма: Шагал – Малевич

Новинки кино:

Режиссер "Сегуна" снимет сериал по видеоигре "God of War"
Amazon утвердила первого режиссера в экранизацию знаменитой игры
Квентин Тарантино намекнул на возрождение проекта "Братья Вега"
Создатель "Криминального чтива" намекнул на проект о культовых персонажах его фильмов
Netflix готов купить Warner Bros. за наличные
Состоялся второй раунд предложений условий покупки компании Warner Bros.
Режиссер "Форсажа" Джастин Лин экранизирует игру "Helldivers"
Сценарист "Оно" адаптировал шутер для Sony Pictures
"Очень странные дела". Как создавали новый образ Векны
Джейми Кэмпбелл Бауэр черпал вдохновение в образе Пинхеда из "Восставшего из ада"
Лучшие российские и зарубежные сериалы декабря 2025 года
"Тоннель", "Склиф", "Покинутьые", "Спартак: Дом Ашура"