"Супермен" Джеймса Ганна - не тот творческий провал, на который намекали некоторые западные издания. Это вполне смотрибельное кино, добротное, не революционное, но, возможно, именно этого хватит, чтобы поддержать киновселенную DCU на плаву... на какое-то время.
У фильма 71 балл на Metacritic и 86 процента на Rotten Tomatoes. Лично мне это кажется слегка завышенным, хотя его наивное обаяние мне понравилось. Да, он легковесный и одноразовый, но при этом умудряется быть забавным.
Минимум экспозиции, никакой предыстории, зрителя сразу бросают в гущу событий: Лоис знает секрет Кларка, LexCorp спонсирует злодеев, общество уже спорит: герой этот гражданин США или угроза. Приятная смена темпа.
В итоге получилась бодрая, без лишних сложностей версия Человека из Стали хронометражем чуть более двух часов. С самого начала она ощущается не как смелое заявление, а как тематическая остановка для заправки локомотива киновселенной DC. Переходный этап, который должен запустить некие процессы.
Здесь есть искренность, которую трудно игнорировать. Но, несмотря на все хорошие намерения, фильму "Супермен" не хватает связующей динамики. Даже ключевые сцены проходят без последствий, конфликты возникают и забываются. Экранизация больше похожа на мультфильм, чем комплексный взгляд на историю главного персонажа комиксов DC.
Лоис Лейн (Рэйчел Броснахэн) разрывается между отношениями с Кларком Кентом (Дэвид Коренсвет) и репортажами о падающей популярности Супермена. Сам же он мечется между боями с металюдьми, жизнью в роли Кларка, PR-провалами, Лексом Лютором (Николас Холт, легко переигрывающий всех) и межпространственными черными дырами. В кадре происходит много всего и одновременно ничего.
Связанный с ним юмор (часто дурашливый) и динамика настолько ключевые для повествования, что порой кажется, будто смотришь фильм "Крипто и Супермен".
Спецэффекты довольно неожиданно для фильмов по комиксам от Warner Bros яркие и не давящие на зрительные нервы. CGI не так ужасен, как в предыдущих экранизациях, а локации хотя бы обладают своими запоминающимися образами. Экшен поставлен грамотно, но динамические сцены также без особых стилистических сюрпризов. То ли это общая усталость от супергероев, то ли слабые ставки - не очень ясно.
Фирменный почерк Джеймса Ганна виден во всем: необычная командная динамика, резкие смены тональности, вспышки искренности аутсайдеров. В итоге получился один из самых странных и по-настоящему "комиксных" Суперменов в полнометражном кино. Очевидно, что, в отличие от фильмов Доннера, у Ганна нет высоких амбиций, он просто хочет хорошо провести время.
Джеймс Ганн планировал перезапустить DCU с душой, юмором и надеждой. Вместо этого он сделал смотрибельный, добрый фильм, ни триумф, ни провал, просто кино, которое не до конца поняло, что хочет сказать.
Но Дэвид Коренсвет вполне убедителен в роли Супермена. Даже в красных трусах. Он явно стремится показать Человека из Стали таким, каким он был в комиксах и первых двух фильмах с Кристофером Ривом: величественной силой добра, но при этом стойким, но уязвимым, сверхчеловеческим, но трогательно человечным, живым внутренним конфликтом.
В итоге "Супермен" не мрачная (как амбициозная ошибка Зака Снайдера), а скорее причудливая, динамичная, многогранная история с подлинными эмоциональными ставками. Он действительно ощущается как оживший комикс отчасти потому, что рассматривает силы Супермена как самую зрелищную, но наименее интересную его черту.