Основанный на знаковом романе Стивена Кинга 1986 года и являясь приквелом к фильмам "Оно" 2017 и 2019 годов, сериал HBO "Добро пожаловать в Дерри" представляет собой сложный психологический хоррор, смешивающий историю, сверхъестественное, расовые отношения и обычный человеческий страх. Эта история, дающая представление о происхождении монстра-клоуна Пеннивайза, выходит далеко за жанровые рамки, и возникает ощущение, что с местами она перебарщивает с "покаянием белого человека". Ведь в конце концов, при всех расовых и социальных проблемах США 60-х годов Стивен Кинг писал не об этом.
История начинается с 12-летнего мальчика, пытающегося сбежать из родного Дерри, чья случайная встреча с подобравшими его "доброжелателями" оборачивается кошмаром. Однако настоящий ужас кроется не только в сверхъестественных силах. Создатели вплетают в повествование социальные и расовые проблемы Америки эпохи холодной войны. На фоне повсеместной паранойи в Дерри угнетают черных и коренных жителей, а по телевизору транслируют избиения протестующих.
Безусловно, самой сильной стороной проекта, (во всяком случае тех эпизодов, что уже оказались доступны для просмотра), стала отменная игра юных актеров. Все-таки выверенная американская система детских кастингов - это то, чему стоит поучиться решительно всем кинематографистам, в первую очередь российским.
Их искреннее и эмоциональное изображение детского страха, травмы и сплоченности перед лицом необъяснимого зла вызывают сочувствие. Особенно впечатляет Клара Стэк в роли Лилли, борющейся с личной потерей, но нашедшей в себе силы защитить друзей.
Что касается повествования, иногда создатели сериала уж слишком стараются разжевать зрителям то, что происходит на экране, не оставляя простора для фантазии. В отдельных случаях, оно провисает, словно сценаристы не знали, чем заполнить паузу перед следующим появлением Пеннивайза.
С элементами социальной драмы, конечно же. В которой Пеннивайз, как водится, служит лишь метафорой человеческих пороков: расизма, насилия, неравенства и общего равнодушия.
Сериал, хоть и делает слишком глубокие реверансы в сторону сугубо американской действительности и полон современных клише, но все же заставляет задуматься о том, что самые чудовищные демоны часто прячутся не в канализации, а в самом обществе. Классические элементы жанра в виде всяческих "скримеров" и натуралистических сцен присутствуют. Есть пару "пасхалок", например, в виде Дика Холлорана. Ну, и прекрасный Билл Скарсгард, уже обессмертивший себя образом Пеннивайза, куда ж без него.