KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Джими Хендрикс". Восхождение

19.09.2014

Снимать бойопик о Джими Хендриксе дело в некотором смысле рисковое и неблагодарное. Хендрикс фигура настолько мощная, музыкант столь легендарный, что сделать рассказ о нем, соответствующий этой кипучей энергии, новаторству и драйву возможно, только сравнившись с ним в гениальности, что вряд ли достижимо.

Поэтому за один подход к штанге, даже без рывка и толчка, постановщик ленты Джон Ридли заслуживает благодарности и зачета. Недавно по российскому ТВ показали документальный фильм о Хендриксе, который вышел добротным, но суховатым — куча интервью имевших честь быть знакомыми, интервью с самим Джимом, нарезка его сценических выступлений. В ней однако много аутентичной музыки, в том числе выступления на нескольких фестивалях и на Вудстоке-69, где Хендрикс, на глазах у изумленной публики и не менее изумленных членов своей группы на сцене, "переписал" заново американский Гимн, насытив его зашкаливающим драматическим напряжением, и без точек продолжив рок хитами.

Джон Ридли кинематографист со стажем, признанный сценарист и продюсер ("Поворот", "12 лет рабства"), но со скромным опытом в режиссуре. Он не стал делать широкое биографическое полотно о Хендриксе и ограничился лондонским периодом восхождения Джими в 1966-1967. Подружка Роллингов, если быть точнее Кита Ричардса из Rolling Stones, Линда Кит попадает в Нью-Йорке 1966 года в клуб Гепард на выступление никому не известной местной черной группы с запредельно талантливым гитаристом. Падает жертвой его музыкальной гениальности и человеческого обаяния, путем долгих проб находит ему менеджера, который везет его в Лондон, чтобы выстроить карьеру многообещающего гитариста и вокалиста.

Вспомним, что Лондон середины 60-х был еще девственным снежно-белым в смысле цвета кожи своих граждан. Равным образом и Гитарные Боги тогдашнего Рок-Олимпа, еще не бог весть какого высокого, тоже были исключительно белыми, самыми популярными фигурами на нем были Боб Дилан и Эрик Клэптон. При таком раскладе чернокожий гитарист при всей своей виртуозности мог претендовать исключительно на роль экзотического дикаря на сцене. Но все оказалось гораздо сложнее и судьбоноснее. Джими со своей страстью, самобытностью, простодушной глубиной и редким сродством с гитарой, которая была в его руках не столько инструментом, сколько частью тела и души, стал новым измерением в музыке 1960-х и позже сделал квантовый скачок в сегодняшний, завтрашний и послезавтрашний день музыки. Но в первый свой приезд в Лондон он только адаптировался к жизни шоу-бизнеса, искал свое место в музыке и мире, экспериментировал во вновь собранной группе The Jimi Hendrix Experience, еще не успел порвать душу себе и всему миру своими гитарными и вокальными соло.

Именно этим обещанием и завтрашним триумфом и полон фильм, оставаясь на деле довольно осторожным, не позволяя себе резких определенных высказываний и жирных окончательных точек. В этой сдержанности и некоторой неопределенности свои плюсы и минусы. Минус в том, что об иконе стиля и музыкальном идоле хочется смотреть убийственно яркий рассказ, выходящий за все мыслимые традиционные рамки. Плюс, как ни странно, можно найти в том, что Хендрикс у всех поклонников, лично знавших и не знавших его, свой, и такой мягкий чуть пастельный набросок портрета протагониста позволяет каждому насытить его своими красками, эмоциями и проч.

Хендрикс в исполнении рэпера Андре Бенджамина хорош и очень похож внешне. Яркий, талантливый, обаятельный, простодушный как ребенок, но неколебимый в своем бесхитростном взгляде на этот суетный мир, пластичный как большая кошка, с дивной открытой улыбкой. Джон Ридли наделил его некоторой агрессивной вспыльчивостью и депрессивностью, но в целом сделал довольно тихим и неуверенным, оставив за кадром (до лучших времен — части 2 о 1968-69м) взрывной музыкальный темперамент, эксцентричность, своенравие, колоссальную работоспособность и редкую самобытность.

Линда Кит (Имоджен Путс), девушка их хорошей семьи, при всей своей видимой свободе — работа моделью, тусовки с рок музыкантами — остается в фильме, в хорошем смысле, воплощением умеренности, традиционности, дисциплинированности, основательности, порядка. Ее хватило на то, чтобы оценить потенциал Хендрикса, слегка перевернуть его представления о себе и своем миссии в музыке, фактически открыть его миру, оказав последнему неоценимую услугу. Для Джими она остается не столько восхищенной женщиной, сколько добрым другом и чуть-чуть ментором, а вообще по жизни музой многих музыкантов, которая их признания в любви слушает в записи одинокими вечерами. Кети Этчингэм (Хейли Этвелл) антипод Линды, взрывная ревнивая рыжая бестия, не менее неудовлетворенная своим романом с Хендриксом, потому что в конечном итоге невеста и жена у него была одна — гитара. Только с ней он обретал целостность и полноту самовыражения. Поэтому никаким любовным треугольникам и прочим многоугольникам в истории места нет. Бенджамин, Путс и Этвелл выжимают из сюжета максимум.

Фильм само собой напоен музыкой, разнообразными и популярными хитами тех лет, но ее все равно мало, потому что, во-первых, много разговоров, во-вторых, ждешь страстной гитары Джими, а ее не случается (воля наследников Хендрикса), хотя пару-тройку раз Бенджамин зажигает на сцене. Мелькает много звезд тех лет, но большинство настолько мимолетно, что даже не успеваешь оценить портретное сходство или отсутствие оного. И тем не менее работа гримеров, художников по костюмам и декораторов заслуживает самой превосходной оценки, потому что в атмосферу 1960-х погружает с головой.

Если принять, что фильм изначально задумывался не как масштабное биографическое и музыкальное шоу, а как "серия" из богатой на события истории величайшего гитариста всех времен, то его камерность, осторожность и небольшая "пресность" вполне уместны. Однако после фильма хочется общения с настоящим Хендриксом и катарсиса, который дарит его фантастическая музыка.

Автор: Constance

Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Мэттью Гуд рассказал о его отвергнутой версии Джеймса Бонда
Звезда "Хранителей" встречался с продюсерами "бондианы" и предложил свой вариант шпиона
Скарлетт Йохансон рассказала о Башне Ужаса
Звезда "Мира Юрского периода" намерена экранизировать диснеевский аттракцион
Warner Bros. потеряла права на легендарную мангу "Акира"
Японская фантастическая классика поступила на рынок после двух десятков лет попыток экранизации
Джеймс Кэмерон считает фильм "Оппенгеймер" неискренним
Создатель "Аватара" планирует снять фильм об ужасах атомной бомбардировки
ОгласКа: Рецензия на фильм "Новый кинотеатр "Парадизо"
Одна из лучших работ режиссера Джузеппе Торнаторе
Сериал "Чужой: Земля". Перезагрузка или просто приквел?
Что известно о сериале "Чужой: Земля", и чем он будет отличаться от других частей франшизы