Постер к фильму "Они сражались за Родину"
Год выхода: 1975
Страна: СССР
Рейтинг: 9.23 (26 голосов)

Рецензия к фильму "Они сражались за Родину" от PROFE7OR

Минута молчания

Часть 1. Они сражались за Родину!
Этот фильм не только о Великой Отечественной Войне, а о душе человеческой, которая все тяготы и невзгоды военного времени на себе несёт.
Картина повествует о цене победы, как и человеческой жизни, выраженной в подвиге обычных солдат. События происходят перед Сталинградской битвой, показывая преддверие великого перелома в войне.

Данный фильм признан одним из лучших фильмов о войне, хотя показанной самой войны там меньше чем одна треть. А сила духа, сила воли и переживания людские раскрыты сполна.
После «Война и мир», «Судьба человека» был снят этот увековеченный реквием в 1975 году, уже знаменитым на то время Сергеем Бондарчуком в соавторстве с В.Досталь, посвящённый Дню Победы, как и приуроченный к дате 30-летия.

Без пафоса и лишнего патриотизма показана история духа людского, в муках и мольбах переживающая все трудности великой войны. С жизненной простотой, а порой с иронией и шуткой человек даже в самые нелёгкие моменты придаётся жизнелюбию. В стремлении поддержать друга и поднять настроение, понимая, что следующий час может для него быть последним. Человек делится всем, чем есть, вспоминает и рассказывает о былой жизни, о снах и желаниях, принимая долю судьбы как должное.
Фильм неполиткорректен и кое в чём развеивает миф о счастливой семье, семье - ячейке общества и откровенных видах на жизнь. Даёт новые размышления об устоявшихся взглядах. И долгое время его не любили показывать в народе, хотя каждый понимал правдивость сказанного.

Сценарий, как и книгу, написал сам Михаил Шолохов (соавтор С.Бондарчук).
Усеянный немыслимыми орденами и медалями, дважды герой, лауреат нобелевской премии - Михаил Шолохов, прошёл свой героический и творческий путь военного журналиста, лично видевший боевые события в этой жизни, про что и писал. Был сам патриотом и идеалистом, все премии отдавал в приюты и школы интернаты, прожив всю жизнь казаком и лесником. Воплотив в романе, как и в фильме, любовь к природе и людям, поставив святыней родину-мать, выраженную в полях, лесах и пастбищах. Прообраз кормилицы, земли матушки показан в пшеничных полях. От безмятежного колыхания пшеницы, до загнутого ветром, облаками огня и дыма колоса. Метафорично показывая отношение к происходящему. Также как и другой образ старухи, у которой персонаж Шукшина просит соль. Описывая и являя яркий образ души и внутреннего мира человека от раннего романа «Тихий Дон» до позднего «Судьба человека», «Они сражались за Родину» стал вековым событием в создании запоминающегося образа.

Режиссёр Сергей Фёдорович Бондарчук, не понаслышке, (как и Шолохов) видел войну. Более титулованный и «оскароносный» в плане киноискусства, он тяготел к классике и драме. И после знаменитого «Судьба человека», где ещё раньше удачно работал с М.Шолоховым и более обласканный премиями «Война и Мир», делает опять военную тему с акцентом на внутренний стержень и человеколюбие. Показанный в запоминающихся и идеально прописанных образах героев, не только руководивший съёмочным процессом, но проживающий ещё раз то время до конца, показав настоящего героя в этой ленте.

Есть базовая, целая школа передачи настроения, эмоций, глубокого состояния, атмосферы и немого языка выражения в искусстве. Взятая с репетиций и обучения ещё на театральных подмостках и продолжающая воплощаться в таких вот фильмах. Когда смотришь на это с такой точки, то хочется пересматривать, разбираясь в сложном сплетении немого подхода, ещё и ещё раз. В этом фильме многое показано и с такой профессиональной стороны. Не зря такие шедевры и примеры драматургии на западе ценятся на вес золота и стоят в обязательном обучающем курсе молодых драматургов, режиссёров, сценаристов и операторов. Фильм входит в баснословное количество всяких списков, являя идеальный образец для подражания и качественной работы. стороны.

Взятые паузы, гнетущая тишина, ожидание. Мимика и гримасы, выражение в интонации. Нервозность и переживание от постукивания и прокручивания папиросой. Томительное ожидание безысходности в топтании на одном месте. Частое поправление какого либо предмета или выраженное в перекладывании патронов. Передача многих нюансов без драйва и экшена, вовлекает тебя и вводит в то задумчивое состояние, которое запоминается и после просмотра, рождая желание поразмышлять, и поделится,...

Операторская работа.
Без особых спецэффектов и графики, без компьютерных технологий, снял выдающейся оператор Вадим Юсов великое художественное мастерство, завораживающее каждым кадром. Как фотограф, поэт и художник, чувственно и проникновенно, он творил каждый кадр своим увиденным даром. Определённо является одним из гениев съёмочной площадки, которого так любил, дружил и приглашал Андрей Тарковский в свои фильмы. На самом известном и крупнейшем за всю историю фестивале искусств кинооператоров Plus Camerimage оператор этого (и других фильмов золотого кинофонда и гордость культуры) был удостоен самой престижной премии и награды «За достижения всей жизни». Как глава ВГИКа (операторского мастерства) выпустил уже, несколько поколений операторов мирового уровня.
Монтаж плёнки удивительным образом, продолжает плавно панораму движения, как обзорный вид, монтажёр делает не «рваное» повествование из обрывков, а непрерывное и связывающее звено игры в кадре, как и мыслей о происходящем.

Звукооператор воспроизводит батальные сцены максимально правдоподобно, без поддержки и подчёркивания музыкальным рядом и оркестровым всплеском. Очень интересен своей необычностью звуковой ряд Вячеслава Овчинникова. Сочетание войны и тишины, грома и безмятежности, как у великих композиторов современности, Арво Пярта или Альфреда Шнитке

Эпическим голосом знаменитого Левитана, читается закадровый текст, второго поколения дикторов. Чувственно и проникновенно Андрей Попов повествует шолоховскую эпопею, придавая ей особую значимость.

Музыкальная часть, как и постановка в фильме играет в обще не такую роль, как ей отводят и придерживаются в Голливуде. Так, не применяются различные марши, гимны и эпическая возвышенность. Ни каких духовых оркестров и другого муз. нагромождения. Перед боем, как и после его слышится завораживающая тишина, постепенное пение птиц, стрекотание стрекоз и кузнечиков. Звучит камерная, классическая музыка. Также как и слова танго 1939 года – «Я возвращаю ваш портрет».
Вам, возвращая ваш портрет,
Я о любви вас не молю.
В моем письме упрека нет,
Я вас по-прежнему люблю.

Часть 2. Минута молчания.
Будущим поколениям зрителей, как и критикам можно обвинить такие фильмы как этот в патриотизме, политической агитации, а то и излишнем пафосе. Но воспитание и время тогда было именно такое.
В данном фильме не война запоминается и удар на неё, а судьбы людей, их размышления и открытость души. В тоже время на переживаниях отдельных героев, как раз и показан весь трагизм войны.

Описывать и рассказывать обо всех героях и почётно и необходимо. Но что бы ни утомлять читателя и не делать большой перегруз в рецензии, скажу лишь об избранных. Ставя в известность уважаемого читателя в том, что даже за актёрскую игру были награждены – все актёры фильма.
Некоторые награды.
На XX МКФ в Карловых Варах.
На XIV кинофестивале в Панаме.
Премия за режиссёрскую работу Сергею Бондарчуку.
Премия за лучшее исполнение 27 мужских ролей солдат.
Государственная премия РСФСР им. Братьев Васильевых.
Премия композитору за музыку к этому фильму.
Золотая пальмовая ветвь в Каннах (номинант).
Основное перечисление актёров: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Андрей Ростоцкий, Николай Волков, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ангелина Степанова, Ирина Скобцева, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров.

Каждый герой в этой эпопее – это раскрытый образ личности на экране, дающий воистину чувственный порыв жизни на земле. Показывающий даже не мастер-класс игры, а естественное пребывание в родном мире, что неоспоримо выше.. Высоты мастерства лучших, заслуженных актёров СССР, РСФСР у них, конечно, есть, но они меркнут под даром и харизмой каждого из них.
Параллельно военной мужской теме, развивается женская сторона, как другой взгляд на теже события, рождая определённые образы и влияние на повествование. Очень яркие роли создали Н.Мордюкова, Л.Федосеева-Шукшина и Т.Божок сыгравшая незабываемую санитарку.

Тут война идёт, бомбежка, а герой Вячеслава Тихонова за свою жену переживает, которая бросила его – оставила. Невзирая ни на что, держит как драгоценную рукопись, последнее, короткое письмо жены, как крик души, задумываясь и переосмысляя воспоминания. Плачущий, заикающийся и контуженный, слабый физически и беззащитный, создал символ как икону славянской души и философии в фильме.

Другой персонаж Сергея Бондарчука, не за боль по всему телу от разорванной мины переживает, а о других ценностях, так как тяжело ему они достались. И как комбайнёр и хлебопашец, больше всего тревожится за неубранные и выжженные поля пшеницы.

Сейчас мало кто задумывается, что, тот же «клоун» Юрий Никулин до всех цирков был фронтовиком, седел в траншее, рыл окоп и тоже сражался за Родину. Сражался, по настоящему сражался. И глядя на него в этом фильме, кажется, что это воспоминания постарели, слетая с его уст. Незатейливые, простые речи, как и желания, показывают натуральность и естественность той жизни. Которую он и описал в дальнейшем в своих мемуарах, рассказывая о фронтовых буднях и съёмках этого фильма, так глубоко оставившего след в его душе.

Моменты духа человеческого, ценятся и запоминаются на всю жизнь. Когда тебя танк немецкий раздавил, втоптал в землю, а ты ещё еле живой в последний раз бросаешь противотанковую смесь. Показывая силу духа и волю к победе, вдохновляя и воодушевляя товарищей. На образе тощего ефрейтора Кочетыгова, показана закалённая душа в боях, которую уже не сломать.

Сражался до последнего и один из главных героев - Василий Шукшин. По иронии жизни, именно он в этой картине был весельчаком, юмористом и шутил больше всех, подымая дух и настроение, подбадривая бойцов. Показывая всю открытость, простоту души и жизненного существования человека в любых условиях. И в 45 летнем возрасте, он битву свою до конца прошёл и остался победителем. Потому и вторая часть этого киноромана короче минут на десять. Это была его последняя роль, где на съёмках этого фильма, на руках у жены (Лидии Федосеевой-Шукшиной) он и умер. Последняя битва Василия Шукшина была в этом фильме. Там и осталась частичка души и несломленного духа простого бескорыстного но великого человека.
Тогда же Владимир Высоцкий в ответ на смерть, написал и посвятил В.Шукшину такие строки:
Смерть самых лучших намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму!

Когда пересматриваешь такие фильмы, создаётся такое впечатление, что твои и мои прадеды пришли на просмотр тоже, что бы никому не мешая, забиться в уголок и пребывать, пребывать в этом счастье Победы, умиротворения, любви и тихой радости.
И пусть эта статья-рецензия будет маленьким напоминанием, воспоминанием и памятью к тем человекам, которые сделали, что смогли в войне, в жизни и в этом фильме.

Постскриптум.
Сейчас уже (почти) нет никого в живых в этом фильме. Сказать ничего они уже не могут, и заступится за себя, за прожитую жизнь тоже, поэтому хоть и в мизерной доле отдам в молчании дань уважения.
Минута молчания.
Автор: PROFE7OR   (всего рецензий: 58, средняя оценка: 8.8)
08.05.2013
Просмотров: 2193
Оценка читателей: 9,56 из 10 (голосов 16)



Всего комментариев: 19
  • Angelina
  • Киноакадемик. Звезда 2016
  • Постов: 6216
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
11.05.2017 19:24
#864166
9 мая пересмотрела этот шедевр Михаила Шолохова в союзе с Сергеем Бондарчуком, Вячеславом Тихоновым, Василием Шукшиным, Юрием Никулиным, Георгием Бурковым и многими, многими прекрасными артистами (ты это уже сказал в своей прекрасной рецензии).
В очередной раз, как и всегда, сердце сжималось, когда крохотная девчонка тащила на себе раненого Ивана Звягинцева, как он терпел боль во время операции и как не выдержав, прошептал: "Как же больно! Как же мне больно!" Как вернулся глухой Николай Стрельцов "Кровь из ушей перестала идти я и пришёл!".
Прекрасно, что ты остановился на том, что это была последняя битва Василия Шукшина. Его Пётр Лопахин может служить уроком как прожитой жизни (как и сам Шукшин), так и служить вершиной актёрского мастерства. Действительно "Смерть самых лучших намечает И дергает по одному." Низкий поклон.

08.05.2017 20:08
#863009
Смотрю по счётчику читателей всё же не два калеки. Так здорово, что и таким серьёзным кинематографом интересуются. Спасибо Вам! Спасибо и предки столетней давности сказали бы. Если не ерунда, трогает душу.

08.05.2017 20:03
#863008
Эти пару предложений, что раньше так рецензии мешали убрал, но чтобы ясно было о чём речь шла в комментах оставил.
"Когда дописывал читателю эту работу, пришёл ко мне вопрос на торренте – «так чётко этот фильм снятый?», «и на середнячёк, убить время тянет?». Оказывается, есть не только фильмы, но и вопросы, где забываешь и дар речи."

08.05.2017 19:59
#863007
И справил и подправил и эту рецензию к такой-то дате (День Победы!). Теперь хоть полностью не стыда за мелкие недочёты.

  • TREADSTONE
  • Киноакадемик
  • Постов: 10733
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
20.02.2015 20:56
#656677
Хоть я и не любитель советских картин, особенно таких старых, но это меня впечатлил. С автором согласен во всем. Читал рецензию легко, претензий не возникло.

11.05.2013 16:31
#409711
HUNTERX писал(а) 09.05.2013 14:17 #408828
Нравится - 10
И конечно, большое спасибо за ВСЕ оценки и комментарии, которые сделали. Непросто проявление внимания, а и живость, желание и стремление быть на этом сайте, заходить к Вам в гости и иногда вместе проводить время онлайна.

11.05.2013 16:23
#409701
Нечипирован писал(а) 10.05.2013 00:48 #408988
Я ПОНИМАЮ ЧТО МЕРТВОГО НЕ БЬЮТ С ПОД ТЯЖКА НО И ЛЕЖАЧЕГО НЕ ДОБИВАЮТ ВГОНЯЯ В ГРОБ !КАЖДЫЙ ВОЕВАЛ ЗА СВОЙ ЛОЗУНГ ЗА СВОЕ БУДУЩЕЕ.
Видать человек уже 4 го тысячелетия, "Индиго" и "Кристаллы" нервно курят. Ваш поток сознания посоветовать на изучение в высшие, научные лаборатории, всё-же, какая польза была бы людям. )).

11.05.2013 16:16
#409693
Hasanov писал(а) 09.05.2013 17:49 #408873
(Рассказывая Вам это, ко мне сейчас вопрос....
Вот эти слова меня смутили, как то не в тему и сбивают с мысли. Видно, что вы ценитель, и хорошо понимаете ...
Обязуюсь следующий раз не просто в кавычки брать, а давать сноску , что комментарий с форума к рецензии идёт как довесок )).

11.05.2013 16:07
#409689
THX писал(а) 08.05.2013 23:08 #408572
Второй том будет?
Хотел было на трилогию переходить, но вижу, что и в пятикнижие не уложусь ))), Надо будет по ссылкам Льва Толстого и "Война и Мир" пройтись, может уложусь в 1500 страниц (смеюсь)).

11.05.2013 16:01
#409687
ClubLife писал(а) 08.05.2013 22:48 #408547
профессор как на заказ для главной страницы писал(смеюсь), а так конечно завтра почитаю с удовольствием:)
Да уж. Лучше все люди статьи или рецензии заказывали, нежели людей.
С виду получилось как в старые времена. )). Партия сказала - надо! Боец ответил - есть! )).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

Уидон, приди, киновселенную DC спаси

Каковы будут последствия замены Зака Снайдера на Джосса Уидона

Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Пираты Карибского моря 5"

Читатели портала "Новости кино" о возвращении капитана Джека Воробья

Это интересно: Любопытные факты о создании фильма "Хищник"

Собираем интересные факты об одном из самых известных фантастических фильмов

Собираем пользовательскую рецензию на сериал "Твин Пикс"

Пользователи портала "Новости кино" о возвращении к месту убийства Лоры Палмер

Даг Лайман отказался снимать "Темную Лигу справедливости" для Warner Bros.

Очередной фильм по мотивам комиксов DC остался без постановщика

"Твин Пикс": Место встречи изменить нельзя

Легендарный проект возвращается спустя четверть века

Кинокритики утопили "Спасателей Малибу"

Полнометражная версия сериала получила крайне низкий рейтинг

Реклама
Лауреат премии Оскар
Вестсайдская история
Год выхода: 1961
Страна: США
Режиссер: Роберт Уайз
В главных ролях: Натали Вуд, Джордж Чакирис
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (18 - 24 мая)
Чужой: Завет 75.5%
Не жду ничего! 21.4%
Танцовщик 2.2%
Охотник с Уолл-стрит 0.6%
Птица 0.3%
Голос из камня 0%
Трио в перьях 0%
Париж подождет 0%
Всего голосов: 323
Голосование проводится
с 18 по 24 мая
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Пираты Карибского моря 5"
24.05.2017
Читатели портала "Новости кино" о возвращении капитана Джека Воробья
Самые обсуждаемые материалы
Джосс Уидон заменил Зака Снайдера на посту режиссера "Лиги справедливости"
Джосс Уидон заменил Зака Снайдера на посту режиссера "Лиги справедливости"
Снайдер и его супруга отказались от работы из-за самоубийства дочери
Объявлен синопсис фильма "Мстители 3"
Объявлен синопсис фильма "Мстители 3"
Студия Marvel представила содержание своего самого ожидаемого кинопроекта
Уидон, приди, киновселенную DC спаси
Уидон, приди, киновселенную DC спаси
Каковы будут последствия замены Зака Снайдера на Джосса Уидона
Награждения
Наши рекорды