Постер к фильму "Луна 2112"
Год выхода: 2009
Страна: Великобритания
Рейтинг: 8.42 (101 голосов)

Рецензия к фильму "Луна 2112" от Sensi

Мы не запрограммированы, мы - люди (с)

В 2009 году на большие экраны вышла первая полнометражная картина "Moon" Дункана Джонса, бюджет которой составил всего 5 млн. По современным меркам столь мизерной суммы хватило на создание фильма в жанре фантастика, где львиная доля сюжета не модные спецэффекты, а психологические основы личности, положение и значение индивида в обществе будущего. В российском прокате название получило приставку в виде цифр 2112. Вероятно, они не случайно одинаково читаются в обе стороны, но благодаря предыстории в виде рекламного ролика компании «Лунар» возникают ложные ассоциации с временными рамками событий, в прошлом которых включить свет было слишком дорогой привилегией. Теперь же человечество спасено от бедствий энергетического кризиса благодаря гелию 3, способного покрыть 70% затрат планеты.

Добыча столь ценного элемента осуществляется на обратной стороне спутника Земли, где в вечной лунной ночи среди правильно очертанных кратеров, сверху напоминающие черные дыры, на равнине с камнями и пылью, находится станция. На протяжении всего экранного времени зрителю еще не раз предстоит любование практически черно-белыми съемками ландшафта Луны, будь то вид со спутника, из кабины лунохода или с самой поверхности. Искусственные источники света придают холодным пейзажам серебряный блеск, а тени кратеров угрюмую таинственность. Атмосферности добавляет мистически-гнетущая мелодия, особенно в момент игры на фортепиано, натягивая нервы зрителя до предела, томя в ожидании сверхъестественного. Меланхолично-тревожный аккомпанемент, написанный композитором Клинтом Мэнселлом, оттеняет чувства главного героя, среди которых не только одиночество, но и горечь от циничности сложившейся ситуации на станции. Последняя практически превратилась в космическую тюрьму для единственного ее обитателя.

Но скоро контракт Сэма Белла закончится, отчего потеря связи с Землей из-за поврежденного лунного ретранслирующего спутника, уже не кажется такой страшной. Три года он общался со своими близкими и начальством посредством видеозаписей с большой задержкой, осталось потерпеть всего 14 дней, но они тянутся так долго. Ожидание не оставляет героя даже во сне, где его преследуют томные воспоминания земной жизни. Тем не менее астронавт-контрактник старается жить в том же ритме.

Погружение зрителя в рутинность происходящего осуществляется за счет медленного скольжения камеры, акцентов на деталях. Из коротких сцен перед нами вырисовывается целостная картина будней героя, похожих друг на друга, как капли воды. Рабочие обязанности Сэма Белла сведены к минимум, все на станции автоматизировано и находится под контролем робота ГЕРТИ, поэтому чтобы не сойти с ума от избытка свободного времени, которое в замкнутом пространстве в симбиозе с дефицитом общения, становится настоящей пыткой, он вырезает макеты из дерева, растит маленький зимний садик, не забывает о спорте. При этом попытка скрасить одиночество сквозит не только в ежедневном саморазвлечении, но и создании уюта во внутренних помещениях станции, обшивка которой не отличается от классического представления космических объектов: белые и металлические тона, с геометрически правильными формами, компьютерные панели. Среди всего этого холодного однообразия, частички того, что напоминает дом, будь то фотографии семьи и земные пейзажи, либо детский рисунок и слепок ладошки ребенка, либо смайлы, отчитывающие недели до окончания срока, либо кубики, висящие в луноходе. Но ничего из перечисленного не способно заменить человеку общение с себе подобными, напряжение нарастает и усугубляется от назойливых вопросов робота о самочувствии и из-за странных помех в компьютере, предчувствие плохого выливается в галлюцинации. В результате видения герой попадает в аварию, после которой приходит в сознание в медицинском отсеке.

Фактически весь фильм держится на игре одного актера - Сэма Рокуэлла, который в роли астронавта-контрактника предстает перед нами в двух ипостасях, и эти перемены очевидны в движениях, во взглядах и тембре голоса. Трудно поверить, что это один человек, а не его брат близнец, воспитанный в других условиях. Сначала перед нами уставший с виновато-смирившимся взглядом мужчина, с трепетным отношение ко всему, что ему дорого, будь то очередная запись от жены или растения в зимнем садике, но через мгновение скрещенные руки на груди, поджатые губы, прямой взгляд, выдают в нем вспыльчивого человека способного отстаивать свою точку зрения даже путем агрессии. Ужиться с таким разным самим собой оказывается не просто. Сэму Беллу приходится приспосабливаться, а с развитием сюжета менять в свою сторону и сложившуюся ситуацию на станции.

При этом, несмотря на то, что у зрителя уже есть ответы, остаться безучастным к происходящему на экране просто невозможно. Сцены продолжают держать в напряжении, заставляя сопереживать, сочувствовать астронавту, надеяться на благоприятный исход. Но среди казалось раскрытого заговора остается единственным персонаж, чьи мотивы держат интригу до последнего.

Робот ГЕРТИ, в отличии от других фильмов космической тематике, имеет не гуманоидного типа внешность. Металлическая коробка с рукой-крюком, неуклюже скользящая между панелями, воспринимается Сэмом Беллом не как возможный собеседник и союзник, а как рациональная машина, четко выполняющая свои функции. Его голосовое оснащение в озвучке Кевина Спейси не имеет эмоциональной окраски, лишь 6 смайлов на маленьком экране позволяют догадываться с каким настроением произносит ГЕРТИ ту или иную фразу. Само же появление робота в кадре напоминает перестановку мебели. В результате все это накладывает отпечаток не важности данного персонажа, как для самого астронавта, так и для зрителя, но и тем сильнее оглушает развязка фильма действиями ГЕРТИ, которые оказываются немым укором для одушевленного человечества, где "мы не запрограммированы, мы - люди".

В итоге "Moon" Дункана Джонса оказывается трагедией длинною в жизнь, где за ширмой одиночества, скрывается вопрос ценности личности одного человека в масштабе благ для всего людского рода.
Автор: Sensi   (всего рецензий: 3, средняя оценка: 9.35)
10.06.2013
Просмотров: 560
Оценка читателей: 9,46 из 10 (голосов 26)



Всего комментариев: 22
  • Sensi
  • Критик
  • Постов: 1965
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
06.08.2013 08:34
#452811
Kimirsen писал(а) 05.08.2013 16:11 #452628
Некоторые цифры лучше писать прописью.
Названия, такие как "Гелий - 3" выделять в кавычки.
Присутствует некая тяжесть в тексте, после ...
Спасибо, постараюсь учесть в следующей работе. Сам жанр "рецензия" мне дается тяжело, видимо поэтому после прочтения и остается ощущение "утомленности".

05.08.2013 16:11
#452628
Некоторые цифры лучше писать прописью.
Названия, такие как "Гелий - 3" выделять в кавычки.
Присутствует некая тяжесть в тексте, после которой получаешь утомлённость. Но это можно сослать, на затяжное кадровое послание самого фильма.
Технический, информативный язык весь такой. И только очень тонкая грань может отделять высказанное и увиденное в послании, от перегруженности.

08.07.2013 14:10
#439647
И можно сослаться на элементы раскрытия сюжета, также как и на общепринятую форму рецензирования. И в этом плане, что то добавить. Но главное, увидеть, предать и раскрыть послание.
За это и моя оценка, только - 10.

08.07.2013 14:05
#439642
Давно так хотелось "откомментировать", но всё руки не доходили. Но лучше поздно, чем никогда.
Больше всего меня удивило и порадовало то, что по всем соображениям, крайне мужское кино, взяла да после просмотра так отписала - хорошо!
Фильм, даже для "бывалых" любителей фантастики покажется смурным, затянутым и нудным. Но в том то и дело, что он снят в таком ключе, где доминирует психология и философское начало. Причём по большей степени, это передаётся атмосферой, чувственностью и тем симбиозом, который рождает медитативное состояние.
Для очень многих фильм НЕ понравится по той простой причине, что (якобы) нечего не происходит, события и герои на уровне сна. Но посыл фильма можно сказать не в фантастике, а в глубинных составляющих человеческого состояния.Рождаемые чувства в перемещениях и одиночество. т.д.
Подход "Сенси" в рецензии заставляет задуматься и прочувствовать это, давая пищу для размышления, выполненную в ключе самого (непростого) фильма. И можно сослаться на злементы

  • Sensi
  • Критик
  • Постов: 1965
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
08.07.2013 09:25
#439474
Строгий Балиан поставил в этот раз 8. А операторщик отомстил :)

17.06.2013 11:19
#429118
Это твой дебют?молодца так держать.9 из 10

12.06.2013 13:44
#426171
Прекрасная рецензия. 10.

10.06.2013 21:35
#425036
Раскрыта сути и читать интересно. Добавил бы что режиссёр стал обладателем премии BAFTA-2009 за лучший дебют. А вот последний абзац балл один снял, потому как частично тянет на спойлер.

10.06.2013 18:41
#424888
Sensi писал(а) 10.06.2013 18:39 #424885
Спасибо. Осталось только видео снять :)
Жду пригласительный на премьеру ;)

  • Sensi
  • Критик
  • Постов: 1965
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
10.06.2013 18:39
#424885
ЛеМур писал(а) 10.06.2013 18:35 #424882
Поздравляю :)
Спасибо. Осталось только видео снять :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Главные материалы

Бен Стиллер развелся с женой

Пара распалась после 17 лет брака

Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Пираты Карибского моря 5"

Читатели портала "Новости кино" о возвращении капитана Джека Воробья

Это интересно: Любопытные факты о создании фильма "Хищник"

Собираем интересные факты об одном из самых известных фантастических фильмов

Не важно, что случиться - мы всегда семья

Рецензия пользователя Maiki к сериалу "Сверхъестественное"

Тайна гробницы

Способна ли новая "Мумия" превзойти своих предшественников?

Обзор-рецензия на фильм "Пираты Карибского моря 5" (видео)

Портал "Новости кино" о пятой части популярной франшизы

Собираем пользовательскую рецензию на сериал "Твин Пикс"

Пользователи портала "Новости кино" о возвращении к месту убийства Лоры Палмер

Реклама
Лауреат премии Оскар
Вестсайдская история
Год выхода: 1961
Страна: США
Режиссер: Роберт Уайз
В главных ролях: Натали Вуд, Джордж Чакирис
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (25 - 31 мая)
Пираты Карибского моря 5: Мертвецы не рассказывают сказки 74.8%
Не жду ничего! 19.6%
Монстры Юга 2.8%
Радикалы XXI века 2.8%
Всего голосов: 250
Голосование проводится
с 24 по 31 мая
Самое обсуждаемое видео
Обзор-рецензия на фильм "Пираты Карибского моря 5" (видео)
25.05.2017
Портал "Новости кино" о пятой части популярной франшизы
Самые обсуждаемые материалы
Джосс Уидон заменил Зака Снайдера на посту режиссера "Лиги справедливости"
Джосс Уидон заменил Зака Снайдера на посту режиссера "Лиги справедливости"
Снайдер и его супруга отказались от работы из-за самоубийства дочери
Уидон, приди, киновселенную DC спаси
Уидон, приди, киновселенную DC спаси
Каковы будут последствия замены Зака Снайдера на Джосса Уидона
Критики разгромили "Пиратов Карибского моря 5"
Критики разгромили "Пиратов Карибского моря 5"
Фильм получил низкий рейтинг у профессиональных рецензентов
Награждения
Наши рекорды