px

Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance

Психоделическое путешествие

Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.

Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.

Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.

Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».

Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.

В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.

Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.

Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!

В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Автор: Constance   (всего рецензий: 72, средняя оценка: 9.18)
01.09.2013
Просмотров: 17724
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 200
Constance (Киноакадемик), постов: 16803
2 сентября 2013, 16:35
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 16:22
это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей.
Дорогие мои, я здесь ни с кем не конкурирую и идеологическими диверсиями не занимаюсь. И "карьеру" себе на сайте не делаю. Мне вполне хватает моей состоявшейся профессиональной карьеры, широкого круга личного общения и комплексами я не страдаю. Выплескиваю свой киношный позитив и, если получается, дополнительную информацию для киноманов, например, о свежих фильмах. И вообще я сегодня здесь, а завтра уже далёко.

Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 16:32
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 16:31
ну признайся где ты вычитываешь все эти фразы?
Самому интересно) Может вы гипотезу предложите?:))

ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 16:31
Аватарка пользователя ЛЕОН
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 16:24
Похоже вы из-за конкурса считаете, что все стали конкурентами. Или опять мои слова непонятны или откуда-нибудь ...
ну признайся где ты вычитываешь все эти фразы?

Sharlto (Критик), постов: 2464
2 сентября 2013, 16:24
Аватарка пользователя Sharlto
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Отличная рецензия. Ссылка на Каренина отлично. Настоящий рецензент. 10

Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 16:24
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013, 16:22
это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей.
Похоже вы из-за конкурса считаете, что все стали конкурентами. Или опять мои слова непонятны или откуда-нибудь взяты?)))


ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013, 16:22
Аватарка пользователя ЛЕОН
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 16:09
Я вас умоляю! Умом, видимо, не вышла я, раз не могу ВСЕМ абсолютно объяснить то, что мне кажется очевидным. И не ...
это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей.

Constance (Киноакадемик), постов: 16803
2 сентября 2013, 16:21
Аватарка пользователя Constance
Больше 10 лет на сайте
10
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013, 15:58
Если бы все было настолько прозрачно и настолько по-русски, как вы говорите, то поверьте, вопросов бы не возникало.
...
Собственно и негативной ноты не увидела, так, легкая пикировка. Но все же не удержусь, поскольку Вы опять передернули. Я не сказала, что у Вас неправильно устроены могзи, сказала : "мозги у всех устроены ПО-РАЗНОМУ". У меня-то точно излишне одиозно и не мейнстримовски, но меняться уже поздно. Еще раз хорошего вечера и да, позитива.

THX (Критик), постов: 13980
2 сентября 2013, 16:20
Аватарка пользователя THX
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Хватит вам

Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 16:19
Аватарка пользователя Hasanov
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Mr.Aufiderze писал(а) 2 сентября 2013, 16:16
Сейчас многие так реагируют на критику и т.д. не то что раньше, зашел не так давно на один старый форум, читал тему ...
Вот именно:)

Mr.Aufiderze (Критик), постов: 8543
2 сентября 2013, 16:16
Аватарка пользователя Mr.Aufiderze
Больше 11 лет на сайте
11
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 15:51
Не ожидал именно от вас такого негатива и оскорблений. Неужели мы умом не вышли?
Сейчас многие так реагируют на критику и т.д. не то что раньше, зашел не так давно на один старый форум, читал тему 2002 года, так там приятно комментарии людей читать, я даже забыл как это было без троллинга, который сейчас куда не плюнь

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Jon Smith (Критик), постов: 1613
сегодня, 18:43
Jon Smith
я пока и первый не смотрел.

Andrey253 (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 23499
сегодня, 18:21
Andrey253
Пропускаю

Текстолит (Критик), постов: 60636
сегодня, 18:20
Текстолит
Бруня, Глянь сериал "Воскресший" - Styx(я перевел бы его - СТУХ)

Kent S (Киноакадемик), постов: 33685
сегодня, 18:00
Kent S
С игрой на столько всё хорошо, что уже продают в пс сторе со скидкой 50%

Текстолит (Критик), постов: 60636
сегодня, 17:51
Текстолит
Посмотрю второй сезон только из-за Джоела Хэйли Осмента и Кристофера Ллойда.

Текстолит (Критик), постов: 60636
сегодня, 17:45
Текстолит
Основная проблема этих обезьян, они тянут одну и туже концепцию. Да и трейлеры какие то невзрачные. Хотя есть любопытство его посмотреть.

Intaler (Киноман), постов: 8973
сегодня, 17:13
Intaler
Почти как к новому кадру к "Супермену")))

yrenson (Киноакадемик), постов: 7309
сегодня, 16:47
yrenson
Только это должно быть на уровне слухов или домыслов. Ну вот глядя на Паркер,какой тут секас? Бряблые руки, шея, усталый взгляд... Макияж и модная одежда, ... [читать далее]

Ежов (Зритель), постов: 502
сегодня, 16:20
Ежов
Незаменимых людей нет. Согласен.

Andrew (Главный редактор), постов: 73296
сегодня, 15:39
Andrew
Значение Ортеги сильно преувеличено



Фильм месяца
Постер к фильму Фуриоса: Хроники Безумного Макса
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Стартовали съемки российского фантастического фильма с участием Юлии Пересильд
Состоялась премьера первого кадра из нового "Супермена" с участием Дэвида Коренсвета
Представлен первый отрывок из фантастического фильма "Мегалополис"
Награждения
Наши рекорды