В преддверии выхода фильма "Мир Юрского периода: Перерождение", который имеет шансы оживить умирающую франшизу, стоит разобраться в причинах, по которым "Парк Юрского периода" по-прежнему считается классикой спустя более 30 лет после его выхода, в то время как "Мир Юрского периода" и его продолжения кажутся выхолощенными и устаревшими, хотя они появились гораздо позже.
Разница заключается не только во времени или более совершенных технологиях, но и в том, чтобы по–настоящему понять, что сделало оригинал таким особенным. "Парк Юрского периода" никогда не был просто франшизой о динозаврах; это была своего рода современная сказка, в которой сочетались научная фантастика, приключения, амбиции и их реальные последствия в купе с сильными персонажами, потрясающими для своего времени динозаврами и идеальным балансом восхищения и страха. И все это было поставлено режиссером, который, как минимум, уважал свою аудиторию.
Так почему же новая эра франшизы пошла наперекосяк? Почему-то предполагалось, что зрителям в "Парке Юрского периода" нравятся только сеющие хаос большие динозавры и ничего больше. Конечно, в фильме 1993 года были потрясающие визуальные эффекты, но Стивен Спилберг знал, как их использовать в первую очередь для манипуляции эмоциями. Он создал атмосферу тревожности, использовал тишину наравне с громкими звуками и сделал отсутствие динозавров в кадре таким же впечатляющим, как и их присутствие.
В "Мире Юрского периода" у зрителей просто нет времени на передышку и осмысление. Динозавры появляются практически постоянно, не оставляя человеческим персонажам никакого пространства для маневра. Фильм не хочет, чтобы вы испытывали благоговейный трепет и даже страх, он просто хочет произвести на вас впечатление яркими красками и вспышками света. Но в этом случае очень быстро наступает пресыщение, и пульс зрителей учащается просто потому, что они перегружены бессмысленным визуальным шумом.
Оуэн Грейди (Крис Пратт) и Клэр Диринг (Брайс Даллас Ховард) - это, по сути, ходячие клише: он - суровый боевик с мягкой душой, а она - чопорный руководитель, который учится быть более человечным. Ни в одном из них нет настоящей глубины, многослойных мотиваций или чего-то близкого к убедительной сюжетной линии. Сравните с Джоном Хэммондом (Ричард Аттенборо) с Аланом Грантом (Сэм Нилл), Элли Сэттлер (Лора Дерн) или Йеном Малькольмом (Джефф Голдблюм) – персонажами, у которых были внутренние конфликты, острые монологи и, что самое главное, выбор, который по-настоящему повлиял на историю. В новых фильмах создавалось впечатление, что они заботятся о развитии персонажа, но каждый раз, когда события начинали становиться интересными, они переходили к очередной сцене погони, очередному взрыву или очередному динозавру.
"Парк Юрского периода" исследует серьезные вопросы о пределах возможностей науки, ответственности за создание жизни, теории хаоса и контроле. Знаменитая фраза Малкольма: “Ваши ученые были так озабочены тем, смогут ли они это сделать, что даже не задумались, а стоит ли”, – до сих пор остается в памяти зрителей, потому что она подводит итог всей этической дилемме фильма.
"Мир Юрского периода" просто отмахивается от такой "ерунды". И главный монстр Индоминус Рекс – странный, сверхсовременный гибрид, созданный для развлечения посетителей парка, - в конечном итоге становится идеальной метафорой для самой франшизы: нечто, созданное только для того, чтобы привлекать внимание, не задумываясь о том, что это на самом деле означает. Да, создатели новых фильмов пытались критиковать превращение науки в зрелище, но делали это самым поверхностным образом.
Стивен Спилберг рассказывал историю не о доисторических чудовищах, а о людях, сталкивающихся с неизвестным и приходящих к согласию со своими собственными страхами и барьерами. Фильм был не только о чуде, но и о смирении, тщательно продуманный триллер, где каждое нападение динозавра что-то значило, и где каждая сцена, что-то меняла для главных героев. "Мир Юрского периода" и его продолжения - это фаст-фуд, созданный для того, чтобы быть поглощенным и забытым.
Остается надеяться, что в фильме "Мир Юрского периода: Перерождение" что-то, наконец изменится. Робкую надежду на это дает тот факт, что Дэвид Кепп, автор сценария "Парка Юрского периода" вернулся к исполнению обязанностей сценариста. Ведь ностальгия и компьютерная графика не смогут поддерживать историю, которая не знает, зачем она существует.