KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

ОгласКа: Рецензия на фильм "Бартон Финк"

28.10.2025

Авторы традиционной рубрики "ОгласКа" продолжают усердно грызть гранит мирового кинематографа. Ведомые желанием отыскать какой-нибудь неординарный киношный деликатес, мы решили вспомнить о знаменитых братьях-близнецах, Джоэле Коэне и Итане Коэне.

К сожалению, за 7 лет, прошедших с момента выхода их последнего общего фильма "Баллада Бастера Скраггса", этот незаурядный режиссерский дуэт начал постепенно выпадать из киноиндустрии. Тем не менее, это никак не отменяет того факта, что для сегмента независимого авторского кино они являются культовыми фигурами. За свою долгую плодотворную карьеру братья Коэны создали целый перечень картин, которые оказали большое влияние на современную кино-культуру, а также полюбились зрителям и собрали россыпь престижных профессиональных наград. "Воспитание Аризоны", "Перекресток Миллера", "Фарго", "Большой Лебовски", "О, где же ты, брат?", "Человек, которого не было", "Старикам тут не место", "После прочтения cжечь", "Железная хватка", "Внутри Льюина Дэвиса" - все эти ленты являются золотоносным творческим наследием братьев Коэн.

Мы же с коллегами решили обратиться к незаслуженно забытому полотну из раннего этапа карьеры этого легендарного режиссерского дуэта. В данном выпуске речь пойдет о фильме "Бартон Финк", в котором Коэны решили слегка приоткрыть для зрителей занавес, скрывающий изнанку кинопроизводства, дабы мы с вами смогли увидеть, в каком котле страстей ежедневно приходится вариться одним из важнейших "винтиков" этого бизнеса - сценаристам. Авторы "ОгласКи" подробно расскажут вам о том, что вышло из этого необычного эксперимента.

Mono

"Бартон Финк" - фильм, который не столько рассказывает типичную историю про "писателя, который приехал в Голливуд", сколько разламывает зрителя изнутри

Он заставляет чувствовать липкий ужас собственного бессилия, испытывать физический дискомфорт от происходящего и, что стало редкостью для кино, вынуждает включать мозг. Это не просто сатира на Голливуд, это кошмар человека, который хотел быть честным и искренним, но оказался в мире, где слова превращаются в декорации.

Я была удивлена увидеть в жанрах фильма "черную комедию", так как Коэны сняли настоящую психологическую драму, над которой просто негде было смеяться. Начинаешь ты смотреть обычную околоскучную историю про писателя, который приехал в столицу американского кино, чтобы "подарить голос простому человеку", а через полчаса оказываешься в отвратительной комнате с облезшими обоями и насекомыми, где соседи странно улыбаются, а разум начинает таять вместе с этими самыми обоями… Как по мне, тут совершенно нет места "комедии", и это даже к лучшему.

И сам Бартон тоже человек не веселый. Это типичный, странноватый умник с идеалами, которые никому не нужны. Его муки творчества быстро становятся муками тела и разума, а так называемая "комедия" в кино превращается в медленный, вязкий ужас. И в этом, наверно, заключается весь смысл и особенность фильма — он простой ровно до того момента, пока тебе не становится не по себе и ты не начинаешь понимать, что все происходящее вокруг взаимосвязано и все имеет свой завуалированный смысл.

"Бартон Финк" заставляет думать, иногда даже слишком много. В нем полно чрезмерного символизма, загадочных философских фраз и метафор вроде пылающего коридора или таинственной коробки. Местами кажется, что сами Коэны запутались в собственных аллегориях и махнули рукой: "Пусть зритель сам разбирается". Но, как ни странно, это работает. Потому что фильм держится не на логике, а на ощущении — жара, зуда, беспомощности и местами даже какой-то депрессии. Однако я этому фильму все же поставлю 9 из 10, так как не совсем довольна некоторыми слегка переигранными сценами (в целом идеально подходящего на роль актера) Джона Туртурро, которые выбивали меня из погружения.

Langmuir

Король-сценарист

Завораживающе-скучный фильм получился, особенно первая половина. Да, действие оживает во второй половине, появляется детективная интрига, но ее не хватает, чтобы полностью насладиться просмотром. Как обычно, у Коэнов все персонажи чудаковаты и карикатурны (даже третьестепенного плана - следователи, лифтеры, портье). И не всегда понятно, это такой авторский гиперболизм или реальное описание прототипов героев ленты, срисованное с настоящих живых людей. Но в любом случае, что Бартон Финк, филигранно сыгранный Джоном Туртурро, что Чарльз Мэдоус в характерном исполнении Джона Гудмена, это интересные персонажи. Также как и комната отеля, олицетворяющая внутренний мир мающегося писателя: здесь отклеивающиеся по-кроненбергевски обои, канализационный гул раковины, скрипучая кровать, надоедливые москиты. Все, что осложняет писательский процесс и мешает художнику. И представлено это здорово, с некими нотками хоррора.

Жаль, что общий сюжет получился так себе. Вернее, "не так себе", а просто каким-то иррациональным, экзистенциальным, с не всегда понятным психологизмом и рефлексией. Это иронично (а, может быть, по-коэновски самокритично), ведь сам фильм кричит зрителю: "здесь сценарист король"! Но крик именно, что в кавычках. Фильм о творческом кризисе для творческой аудитории с большим воображением, принимающей алогичность, сюрреализм и инфернальщину. Не для широкой публики.

Andrey253

Братья Коэны - одни из главных режиссеров американского авторского кино конца ХХ - начала XXI века

Их таланты справедливо были отмечены немалым количеством профессиональных наград. И еще до "Оскаров" за "Фарго" и "Старикам тут не место" была "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля за ленту "Бартон Финк". Сюжет рассказывает о неудачливом голливудском драматурге (Джон Туртурро), что пытается выдавить из своей головы сценарий фильма, который полностью удовлетворит влиятельного продюсера (Майкл Лернер). Однако появление загадочного и эксцентричного соседа (Джон Гудмен) дает этой, вроде незамысловатой истории, неожиданное и интригующее направление. Не отнес бы фильм именно к шедеврам Коэнов, ибо первая половина не особо впечатлила и увлекла, но с середины кино набирает хорошие обороты, достигая в третьем акте какого-то безумия. Четко прослеживается талант Коэнов в написании смешных диалогов и создании колоритных образов. Актерский состав подобран весьма хорошо, в особенности Лернер и Гудман. Кино стоит посмотреть любителям черных комедий и сатир на Голливуд.

Игорь Юрьев

Очень поучительный рассказ о том, как ушлые и одержимые идеей сверхприбыли акулы кинобизнеса могут хлестко щелкнуть по амбициям своевольного творца, не умеющего играть по их правилам

История театрального сценариста Бартона Финка, который переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, получив контракт от крупной киностудии, - это лучшая иллюстрация того, что сколь бы искренними, благородными и честными ни были твои мысли и придуманные истории, оформленные в виде сценария, любой кинематографический магнат просто-напросто смачно вытрет об них ноги, если этот материал нельзя монетизировать. Работу, которую сам автор может считать своим откровением и трудом всей жизни, каждый первый высокопоставленный продюсер воспримет лишь как заумные претенциозные каракули, кои нельзя продать массовому зрителю.

В то же время Коэны проводят нас по всем уровням ада, которые вынужден проходить начинающий сценарист в условиях, когда над ним довлеет не только отсутствие вдохновения, но еще и сжатые сроки работы, стремление сохранить баланс между собственным видением сценария фильма и "хотелками" студийных боссов, а до кучи на все это накладывается еще и огромная ответственность за конечный результат. Весьма символично, что примерно на середине хронометража лента резко сменяет свой умеренно-будничный темп на окрас остросюжетного триллера - словно корпевший над тяжело идущим произведением автор решил выудить из глубин своего самосознания самые темные и нелицеприятные стороны собственной профессии.

Помимо традиционно первоклассных перфомансов двух Джонов, Туртурро и Гудмена, очень хотелось бы выделить ярчайшее выступление Майкла Лернера, сыгравшего главу киностудии "Capitol Pictures" - это тот случай, когда относительно небольшая роль второго плана стала одним из главных украшений фильма.

"Бартон Финк" - это остроумнейшая сатира на суровые негласные законы "фабрики грез", где лишь единицы авторитетных авторов могут позволить себе такую роскошь, как свободу самовыражения. Лента недвусмысленно дает понять, что голливудские управленцы с куда большим воодушевлением принимают в свой круг нечестолюбивых ремесленников, нежели вольнодумных людей широких взглядов.

Всем, кто любит познавательные картины о закулисной киношной кухне, стоит посмотреть непременно!

Оценки по десятибалльной шкале:

Mono…………….…. 9
Langmuir ………….. 6
Andrey253…………. 8
Игорь Юрьев……… 9

Средняя оценка: 8 из 10

Благодарим всех читателей за внимание! Скрасьте свою осеннюю хандру (если у вас таковая имеется) как можно большим числом интересных фильмов и сериалов.

Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Сидни Суини сыграет в ремейке комедии "Человек из Рио"
Режиссер "Форсажей" Джастин Лин нашел себе новый проект
Появились первые отзывы о фильме "Хищник: Планета смерти"
Зрители начали делиться впечатлениями о новом эпизоде франшизы "Хищник"
Оливия Уайлд сыграет с Педро Паскалем в фильме "Бегемот"
Актриса присоединилась к новому кинопроекту Тони Гилроя
Аниме "Человек-бензопила. Фильм: История Резе" выйдет в России
Экранизацию культовой манги покажут на больших экранах
ОгласКа: Рецензия на фильм "Бартон Финк"
Киноакадемики издания KinoNews.Ru о культовом фильме братьев Коэнов
Тиа из фильма "Хищник: Планет смерти". Что о ней известно?
Персонаж Элли Фаннинг - самый необычный синтетик, созданный корпорацией "Вейланд-Ютани"