KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Прислуга". Шепот перемен

12.02.2012

18 декабря 1865 года вступила в силу тринадцатая поправка к Конституции США, запретившая рабство. 20 января 2009 года впервые, за всю историю США, президентом этой страны стал афроамериканец – Барак Обама. Между этими, безусловно, знаменательными для чернокожего населения Соединенных Штатов событиями были такие милые сердцу расиста вещи, как Суды Линча, Ку-Клукс-Клан, Законы Джима Кроу. Разумеется, при таком раскладе просто не могли не возникнуть различные протестные движения, неформальным лидером и ярчайшим символом которых стал Мартин Лютер Кинг. Фактически, его жизнь и смерть стали переломнымы моментами в истории чернокожих американцев, создав фундамент, на котором впоследствии было возведено здание равенства. Но все это – в большой политике. В штате Миссисипи, все было куда тише и прозаичнее…

Малоизвестному даже за океаном Тейту Тейлору, мужчине, удалось на удивление хорошо снять "живую" и стилистически "женскую" бытовую драму, которая, при всем своем отнюдь не скромном хронометраже, все же способна вызвать неподдельный интерес.

Хотя, если говорить начистоту, где-то с полчаса кинопленки вполне можно было бы вырезать, без каких-либо последствий для сюжета, и все это – из-за наличия нескольких совершенно бессмысленных сцен (образующих целое бесполезное сюжетно ответвление), никак не влияющих на развитие всего действия.

Все остальное экранное время Тейлор с явным наслаждением смакует, сталкивая и разнимая вверенных ему персонажей, заставляя их, в перерывах между выяснением отношений, решать свои внутренние проблемы. И все это сопровождается трогательными откровениями, хлесткой сатирой, забавными перепалками и настоящими чувствами. Наблюдать за всем этим – одно удовольствие, а прекрасные декорации и проникновенная музыка Томаса Ньюмана, натурально воссоздающие атмосферу "свингующих шестидесятых", окончательно уносят зрителей с собой, не оставляя им никаких шансов остаться равнодушными.

Экранное противостояние белого и черно-белого актерских ансамблей впечатляет своей искренностью. Герои, по обе стороны баррикад – яркие и четко прописанные, каждый из них по-настоящему индивидуален, причем касается это не только подавляющего женского большинства, но также и неуместного, в данной картине, мужского меньшинства.

Здесь, в первую очередь, хочется выделить Брайс Даллас Ховард, первоклассно отыгравшую роль прожженной стервы, которую уже к середине фильма хочется раз и навсегда избавить от бремени бытия. Но, забегая самую малость вперед, скажу, что все-таки не стоит особенно переживать по этому поводу: поверьте мне, ей воздастся сторицей. Что, впрочем, не снимает с ее героини клеймо бездушно-высокомерной лицемерки, маски которой Ховард носила как родные.

Не меньшего внимания заслуживает и Эмма Стоун. По большому счету комедийной актрисе в этот раз удалось вжиться в роль одинокой и сердобольной журналистки, которая и затеяла всю историю с написанием провокационной книги. Формально, именно она является главной героиней, на деле же – помимо того, что уступает это месте персонажу Виолы Дэвис, она еще и выглядит на фоне всех прочих участников более, чем скромно. Что, впрочем, не помешало ей прекрасно изобразить на экране эдакую бурную тихоню, которая большую часть своей энергии проводит через слова на печатной бумаге.

Самыми запоминающимися второстепенными героями смело можно назвать Октавию Спенсер и Джессику Честейн, создавших в фильме довольно своеобразный дуэт. Спенсер привнесла в фильм, вместе со своей трагедией и толику юмора (суровую, такую, толику), разбавив белые сливки общества своей черной… кхм, приправой. К тому же, она явила собой противоположность спокойной Дэвис, представив зрителям на суд образ сдержанной (да чего уж там, сдерживающей себя из последних сил…) бой-бабы. Что, в свою очередь, очень приятно смотрится рядом с героиней Честейн – самой вменяемой и добродушной "Барби" из всех присутствующих, взвалившей на свои хрупкие плечики еще одну, печальную, драматическую линию.

Но особенно выделяется во все актерском составе Виола Дэвис, исполнившая роль рассказчицы, а также центральной, в повествовании, служанки, первой отважившейся на невероятно смелый шаг. Уже отмеченная западными критиками и номинациями на престижнейшие кинопремии, ее игра заслуживает похвалы. Несчастная женщина, которой и терять-то больше нечего, несмотря ни на что не опускает руки, а продолжает жить и работать. Она не перечит хозяевам, не вступает в открытую конфронтацию с "взрослыми детьми", не сопротивляется неизбежному. Она просто становится каплей, которая точит камень, порою сама этого не осознавая. Но, что самое важное – она не боится.

Ведь, в конце концов, главный посыл фильма, несмотря на все прочие затрагиваемые им аспекты жизни – необходимость таких качеств, в переломные моменты жизни, как смелость и решительность. И все расистские проблемы отходят на второй план, образуя лишь фон для проблем более насущных – наших собственных, которые не зависят ни от цвета кожи, ни от каких-либо других внешних причин. "Перемены начинаются с шепота" - так гласит слоган фильма. Беда же многих людей в том, что они даже шепнуть бояться, предпочитая убогую стабильность многообещающим переменам.

В "Прислуге" не будет ни счастливого, ни печального конца. Будет просто одна законченная история, и несколько только начавшихся, скрытых за титрами, уже в воображении самих зрителей. А перед самими титрами последние кадры, от которых глаз не отвести и во время которых остается лишь призадуматься над тем, как же все-таки причудливо устроены люди и их мир, и почему порою бывает так сложно сделать первый, пусть зачастую и опасный, шаг к новой жизни.

Автор: Роман Волохов

Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Крис Хемсворт признал нелепость фильма "Тор 4: Любовь и Гром"
Актер считает, что Тор стал пародией на самого себя в четвертом фильме
Дэниела Рэдклиффа расстроили взгляды Дж.К. Роулинг на трансгендеров
Звезда "Гарри Поттера" прокомментировал очередные заявления писательницы
Джефф Бриджес вернется в фильме "Трон 3"
Исполнитель главной роли в оригинальном "Троне" подтвердил свое участие
Warner Bros. купит экранизацию комиксов "Мстительница" Оливии Уайлд
Студия ведет переговоры о приобретении прав на проект "Мстительница"
Лучшие российские и зарубежные сериалы апреля 2024 года. Часть 2
"Спойлер", "Наклз", "Хроники Спайдервика" и другие лучшие сериалы второй половины апреля 2024 года
Лучшие российские и зарубежные сериалы мая 2024 года. Часть 1
"Звездные войны: Сказания об Империи", "Истребители. Битва за Крым" и другие лучшие сериала первой половины мая