px

Рецензия к фильму "Великий Гэтсби". Прививка от человеколюбия

17.05.2013
Рецензия к фильму Великий Гэтсби. Прививка от человеколюбия
Как там писал Шекспир в переводе Щепкиной-Куперник? "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте". Если бы великий драматург жил в двадцатом веке и был знаком с историей Джея Гэтсби, он бы так вряд ли осмелился утверждать. Бесконечно горькая история погони за мечтой идеалиста, который навечно остался молодым, в этот раз обрела однозначно самое красочное воплощение на экране. Но под не самым чутким руководством База Лурмана, увы, растеряла по дороге к зрительским сердцам что-то неуловимое, что-то глубоко личное и, вместе с тем, доступное всем и каждому...

Это не атмосфера или душа, смысл или посыл – в фильме все это есть, пусть и не в таких количествах, каких следовало бы. Это нечто другое; незримая, еле осязаемая искра, которую Лурману ни вечеринками, ни музыкой, ни чувствами высечь так и не удалось. То, что делает просто хороший фильм тем, который хочется пересматривать снова, и снова, и снова, пока не выучишь все диалоги и фразы, да еще и в правильном порядке; пока не будешь знать каждое телодвижение и каждую эмоцию актеров, и сопровождающую момент песню. "Великого Гэтсби" хватает от силы на полтора раза.

Лурман, словно побоявшись после своей автралийской неудачи разойтись на полную катушку, абсолютно ничего не дотянул в картине до требуемого уровня. Печальнй случай, когда трейлеры куда лучше фильма, и вообще складывают о нем немного ложное впечатление. Помните их? Динамичные, пресыщенные, заводные, они дышали энергией того кутежа, который еженедельно устраивал Гэтсби в своем особняке. Непрерывный праздник, плавно переходящий в сладкую, чувственную, тонкую трагедию не столько одного человека, сколько целого рода людского. Но главное – ритм не провисал ни на секунду.

Однако режиссер, кажется, увяз в собственном страхе. В стремлении сделать все идеально он будто наплевал на чистое творчество с его непостоянным и капризным вдохновением, и стал все мерять линейкой. Да, экранизация от этого получилась оносительно близкой к оригиналу, местами – слово в слово. Да, никаких грубых промахов, калечащих картину, нет. Как нет и осторожного трепета постановщика перед оригиналом. Наконец, нет обещанного драйва, нет четкого ритма и ровного темпа. "Великий Гэтсби" состоит из массы отличных сцен – одна другой краше. Но все вместе они никак не складываются.

Впрочем, и сами сцены словно кричат о своем загубленном потенциале. Можете называть это пошлостью, вульгарностью или даже китчем, но это один из тех случаев, когда следовало бы целиком и полностью придерживаться принципа "больше – лучше". Ник Каррауэй своим закадровым голосом говорит о том, что нравы были свободнее, девушки развязнее, выпивка дешевле, а вечеринки роскошнее. Но все эти безумства толпы высокопоставленных бездельников выглядят ужасно искусственно и, не побоюсь этого слова, сдержанно. Дух захватывает – но в тот же момент отпускает. А так хочется, чтобы мурашки покрыли кожу непрерывным слоем...

Ктсати о мурашках: завораивающая музыка – это вообще отдельный разговор. Любит Лурман осовременивать классику, этого не отнять. Как он подметил в одном из своих интервью, для сегодняшнего мира хип-хоп – тоже самое, что для 20-ых годов – джаз (почти. Сильно почти). А потому ритмы Jay Z, вместе с рок-кавером Джека Уайта, попсой Бейонс и электроникой Неро частично вырывают происходящее на экране из контекста времени и эпохи не хуже самого Фитцжеральда, распространяя поднятые им проблемы на все времена, не только "Эпоху Джаза". Беда лишь в том, что каждая из композиций звучт в кадре преступно, преступно мало! Как правило, не продерживаются и одной минуты, что очень обидно и портит впечатление от эмоциональных сцен, накал которых подобная бесцеремонность без труда обрывает.

Что касается всех сколько-нибудь трогательных сцен, то они просто поразительны, но, как было упомянуты выше, удивительно не ладят друг с другом. Ощущения – на пике, кажется, еще немного, и почувствуешь дуновение ветра, играющего занавесками, аромат тысяч цветов смешанный с морским бризом, а зеленый огонек на той стороне залива вырвется из экрана и устремится в зал. Все словно из тонкого хрусталя, хрупкое, но безумно красивое и нежное, гневное, эмоциональное, экспрессивное. И финал, от которого у особо чувствительных личностей прошибает слезу. Лурман, как ты умудрился угробить фильм с Таким материалом в руках?

Достигается подобная красота большей частью за счет актеров. ДиКаприо, правда, пару раз перебарщивает, но в целом – тянет на себе весь фильм, и тянет, надо сказать, неплохо. Да, сходить стоит хотя бы ради него одного. Главное же опасение – Кэри Маллиган, которая, казалось, Дэйзи никак не может быть – развеяло все сомнения. Такая воздушная, такая нежная, такая ранимая, а по сути – беспечная, беспутная и просто омерзительная стерва с ангельскими глазами и повадками. А Айла Фишер на ура отыграла достойную ей пару.

Приятным моментом стал Джоэл Эдгертон, хоть сейчас в палату мер и весов как классического аристократа. И хоть родители актера не голубых кровей, невольно подозреваешь, что где-то в роду землевладелец был – так сыграть заосчивого и высокомерного, самовлюбленного и привыкшего побеждать ублюдка, надо долго и усердно стараться. Блестящее выступление, неожиданность которого играет только на руку актеру.

Что до Магуайра, то поначалу он вызывает отторжение своей приторностью, но уже к середине входит в колею... чтоб в конце вновь все основательно подпортить. "Вы один стоите их всех", "Убирайтесь! Вон!", "Никто не пришел" – в развязке фразы слетают с его уст странным образом натужно, и совершенно не выглядят естественно. Может, не зря его недавно вырезали из "Жизни Пи"? Напоследок, из маленьких открытий – Джейсон Кларк, который одной только внешностью полностью вписывается в роль, не говоря уже про игру. В яблочко, что называется.

"Великий Гэтсби" – фильм удивительный. Хоть режь на кадры. Каждая сцена по отдельности если не превосходно, то как минимум хороша. Краски, конфетти, эмоции, надежды, любовь и крах – все это сплетается вместе в десятки ярких, разноцветных осколков. Беда в том, что осколки эти – от разбитых перспектив, и собрать их воедино, хотя бы склеить, уже невозможно. Феерия, которую, к слову, стоит смотреть в стереоскопическом формате, но которая длится, пожалуй, слишком долго, отчего теряет весь запал и задор. И к финишу приходит потрепанная, разбитая и бледная. А жаль. Такое кино могло бы получиться...

Автор: Роман Волохов


Всего комментариев: 38
drakula (Критик), постов: 31103
17 мая 2013, 14:46
Аватарка пользователя drakula
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Дарий писал(а) 17 мая 2013, 14:45
А чем "Мулен Руж" не удовлетворил? По мне так фильм прекрасен.
среди этих она великолепна но все же можно было сделать куда прекраснее

Дарий (Критик), постов: 2893
17 мая 2013, 14:45
Аватарка пользователя Дарий
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
drakula писал(а) 17 мая 2013, 14:41
Великий Гэтсби / The Great Gatsby (2013)
Австралия / Australia (2008)
Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001)
Ромео + Джульетта / Romeo + Juliet (1996) ...
А чем "Мулен Руж" не удовлетворил? По мне так фильм прекрасен.

drakula (Критик), постов: 31103
17 мая 2013, 14:41
Аватарка пользователя drakula
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
drakula писал(а) 17 мая 2013, 14:16
лурман как и и вседа берет очень хорошие проекты и разбивает в дребезги
Великий Гэтсби / The Great Gatsby (2013)
Австралия / Australia (2008)
Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001)
Ромео + Джульетта / Romeo + Juliet (1996)

вот проекты из которых можно было бы сделать что то вроде титаника

brune (Глава Киноакадемии), постов: 25430
17 мая 2013, 14:36
Аватарка пользователя brune
Больше 14 лет на сайте
14
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
drakula писал(а) 17 мая 2013, 14:16
лурман как и и вседа берет очень хорошие проекты и разбивает в дребезги
А 10-ку зачем тогда фильму поставил?

Эээх, жаль...

drakula (Критик), постов: 31103
17 мая 2013, 14:16
Аватарка пользователя drakula
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
лурман как и и вседа берет очень хорошие проекты и разбивает в дребезги

LivEricsen (Критик), постов: 3280
17 мая 2013, 13:43
Аватарка пользователя LivEricsen
Больше 11 лет на сайте
11
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
печально, наверное блестящий мулен руж ему как бы ни старался не повторить

arhilena (Критик), постов: 1348
17 мая 2013, 13:26
Аватарка пользователя arhilena
Больше 12 лет на сайте
12
Жаль, мне так трейлер понравился((( Ладно, не первое мое разочарование в этом году

Andrew (Главный редактор), постов: 73270
17 мая 2013, 10:28
Аватарка пользователя Andrew
Что тут сказать. Лурман есть Лурман. "Австралия" была такой же историей

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Планета обезьян: Новое царство
Дата выхода: 10 мая 2024
Страна: США
Жанр:боевик, приключения, фантастика
Режиссер:Уэс Болл
В главных ролях:Фрейя Аллан, Кевин Дюран
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Представлен первый отрывок из фантастического фильма "Мегалополис"
Актер считает, что Тор стал пародией на самого себя в четвертом фильме
Экранизация игры "Фоллаут" продемонстрировала один из лучших результатов Amazon
Награждения
Наши рекорды