Почему экранизации игр раз за разом проваливаются?

Почему экранизации игр раз за разом проваливаются?

Прежде чем вы начнете свое ознакомление с данной статьей, поясню: я не фанат игр до мозга костей. В почти все ниже перчисленное я когда-то играла, во что-то играю и сейчас, но я отлично понимаю, что дословную экранизацию игры сделать крайне сложно, и я стараюсь не критиковать фильм за то, что он сделан не по канону. Зачастую это фильму даже вредит. Также сразу прошу прощения у тех фанатов, любимые игры которых я сюда не включу. Очень старые экранизации (из двадцатого века) не брала, потому что тогда были еще и технические проблемы, что мешает объективному восприятию кино, а также сравнению одних фильмов с другими.

Казалось бы, экранизация игры - это сразу путь к успеху. Продуманный уже до тебя в мелочах сюжет, огромная армия фанатов, возможность варьировать сценарий по своему усмотрению. Но успешных экранизаций игр почти нет. Так почему вроде бы удачный концепт катастрофически отказывается работать?

Для начала перечислим пять причин, из-за которых по мнению большинства рецензентов и обозревателей фильмы по играм проваливаются в прокате.

1. Жанровая импотенция. Очень часто фильм сделан вроде бы по игре, а вроде бы и нет. Яркие примеры - "Макс Пэйн", "Хитмэны", "Дум". В "Хитмэне" в играх основная задача - скрытные, хитро продуманные убийства, в обоих фильмах мы получили мясорубку, которую куда логичнее было бы увидеть в "Пэйне". И напротив - в игре про саркастичного детектива почти нет скрытных перемещений, а в фильме - две с половиной "пострелушки" и какая-то пародия на мясорубку под самый конец, вдобавок отвратительно снятая. В итоге вроде бы и персонажи знакомые, и сюжет чем-то таким отдает, а вот духа игры не чувствуется совсем.

2. Каноничность. В попытках сделать "вау-моменты" (не, ну а как иначе, иначе всем игравшим смотреть не интересно же будет!) экранизация превращается в сюжетную мешанину. Ведь изменяя - даже частично - сюжет, создатели фильма рушат все то, что было выпестовано в играх - мотивацию персонажей и логику повествования. В итоге основанная на ужастике "Обитель зла" с Миллой Йовович с каждым новым фильмом все меньше пугала и все больше пыталась выехать на неожиданностях, красивом графоне и фигурке Миллы. В результате у серии фильмов появились свои фанаты, но с фанатами игр они почти не пересекаются.

3. Создатели. Увы, но современные талантливые маэстро кинематографа, вроде Нолана, Снайдера, Финчера, Бэя (я сейчас намеренно перечисляю людей с разными сильными сторонами, в некоторых играх постановка и экшен решают все, а в некоторых - адаптация сценария, не надо поднимать меня на смех за Снайдера и его "БпС") за экранизации игр не берутся. Зато берутся мало чего достигшие в кинематографе личности, вроде Дункана Джонса, или, прости господи, Уве Болла.

4. Обман зрителя. Если вы экранизируете стратегию, будьте добры, делайте стратегию, а не "Властелин колец с эльфорками *привет Гароне*". Если шутер - так сделайте подобие того же "Хардкора", а не крутите в трейлерах "Дума" ту самую шестиминутную сцену от первого лица, делая вид, что таких сцен в вашем кино много. Производите экранизацию "Angry Birds"... а, ладно, там действительно по свиньям птицами из рогаток шмаляли. Просто не снимайте сиквел "Angry Birds в кино", оставьте Rovio в покое.

5. Стиль и акценты. Почему-то считается, что одна из главных вещей в экранизациях - это визуализация. Да ничего подобного. Перечислим некоторые игры, по которым были сняты фильмы. "Макс Пэйн". "Хитмэн". "Обитель зла". "Варкрафт" (тут мы говорим именно о стратегии). Хоть какая-то из игр брала именно визуальной составляющей, графикой? Да ничего подобного. Да, в "Пэйне" был легендарный стиль нуара, в "Хитмэне" - сумасшедшая детализация. Но главное, во всем перечисленном, то, за что эти игры любили и любят - это рассказанные нам истории. Уважаемые студии, лучше сэкономьте на спецэффектах, но расскажите нам эти истории. Про детектива, который не с наркотиками возился, а мстил за семью. Про убийцу поневоле, а не про то, как он бегает от спецслужб. Про Артеса и его драму, про треугольник Иллидана, Фариона и Тиренд, про тяжелые решения Тралла и Джайны Праудмур, хотя к "Варкрафту" именно в плане истории у меня меньше всего претензий.

А теперь вернемся непосредственно к фильмам. Разбрасываю их не в хронологическом, а просто удобном для повествования порядке. Оценку буду ставить по пятибалльной шкале.

1. "Лара Крофт: Расхитительница гробниц", она же "Tomb Raider". Первая часть едва окупилась, вторая не сумела сделать и этого. Причины - очень раздутые для 2001 и 2003 годов бюджеты. Сама история хороша, как хороша и Лара-Джоли. С интересом ждем перезапуск с Викандер, этот провалиться не должен. Достойная экранизация достойной серии игр, пусть иногда авторы перегибали с мистикой. 4.

2. "Макс Пэйн". С учетом крайне низкого для подобного фильма бюджета (35 миллионов долларов) - достойное кино. С трудом окупился. Отличный визуальный ряд, неплохие актёры, сыгравшие Мону и Макса. Пусть Мона здесь абсолютно не нужна, видимо, был расчет на сиквел, даже связующая сцена после титров имеется. Главная проблема фильма - сюжет и сценарий, уходящие куда-то не туда и больше акцентирующиеся на валькирине, чем на детективе Пэйне. Но для 35 миллионов картинка потрясающая. Также знаменитый нуар частично удалось перенести на экраны, что скорее плюс, чем минус. Да, и официальное название через букву "э" - это абзац. 3,5.

3. "Хитмэн" и "Хитмэн: Агент 47". Оба фильма страдают одной и той же проблемой - они рассказывают не о харизматичном лысом убийце, а о том, как он бегает от спецслужб. В первом фильме это было еще терпимо, во втором - сценарий свалился в настоящую "клюкву". Если первый фильм был снят за крохотные деньги и даже сумел принести создателям некоторую прибыль, да и история, несмотря на отличия от канона, цепляла, да и Ольга Куриленко с Тимоти Олифантом неплохо попали в образ, то второй фильм интересен только последними пятью секундами. 3,5 и 1,5 соответственно.

4. "Angry Birds в кино". Мультфильм анализировать сложнее и типичные проблемы сюда не подведешь. Скажем так - несмотря на то, что стрельба из рогатки присутствует - плохо. Плохой "туалетный юмор", плохая история, плохая анимация, короткометражки от Rovio фильм обходят по всем фронтам. Исключительно коммерческий продукт, и денег создателям принес немало. 2,5, и то только потому, что осознаю, что продукт был сделан только для коммерции и создатели особо не напрягались.

5. "Дум". Проект, не позиционирующий себя дословной экранизацией культовой игры, а просто заимствующей из нее некоторые детали. В прокате провалился. Сам по себе неплох, если абстрагировать сознание от игры и оценивать как самостоятельное кино с совпавшим названием. Стилистика на уровне, пугает - не очень, сценарий - убог, 6-минутная сцена по меркам 2005 года - блеск, актеры - кто-то выше, а кто-то ниже ожидаемого. Среднему фильму - средняя оценка. 3.

6. "Принц Персии: Пески Времени". Хорошая, дорого снятая восточная сказка. В этом случае отход от дословной экранизации игры оправдан полностью. Окупилась с трудом. Сюжет цепляет, актеры - хороши. Явных провалов нет ни в одном компоненте, разве что паркура было все-таки маловато. 4,5.

7. "Морской бой". Неплохой боевичок, взявший у игры концепцию "стреляем на воде вслепую". От игры, конечно же, только название. Как художественное произведение - неплох, хотя излишний пафос и абсолютно неадекватное поведение всех персонажей повально жутко бесит. По актерам сказать нечего. Невероятно раздутый бюджет выше двести миллионов ожидаемо привел к кассовому провалу. 3.

8. "Кредо убийцы". Отвратительный сценарий, куча логических нестыковок и неувязок. Пытается играть на поле игры, но делает это неумело и беспомощно. Из плюсов - только экшен-сцены в прошлом с кучей прыжков по крышам. Не провалился, но сработал в минус. 2.

9. "Варкрафт". За историю был взят сюжет прибытия орков в мир людей. Неплохой визуальный ряд и история портится кучей отсебятины, десятком перлов, разлетевшихся на цитаты ("Он хочет возлечь со мной!" от Гароны здесь особенно выделяется, она свое отражение в пруду видела?) и ломаной структурой повествования. В итоге понять, что происходит, могут только люди, в игру игравшую, для зрителя же, с миром незнакомых, получилась просто вычурная странная сказка с орками и магией. По актерам много споров. Окупилась. В принципе, на продолжение было бы интересно посмотреть, только отдайте его, пожалуйста, не Дункану Джонсу, а Питеру Джексону. Тот хоть с бюджетами работать умеет и повествование нормально строит. 3, при нормальном повествовании претендовал бы на 4,5.

10. "Обитель зла". Стоит особняком, так как из первого более-менее соответствующего игровой вселенной фильма выросла своя автономная вселенная, иногда эксплуатирующая персонажей игры. Приносит прибыль. Первому фильму - 4., остальные остаются без оценки, но право на существование франшиза определенно заслужила.

11. "Сайлент Хилл". Роскошный атмосферный фильм. При том, что было потеряно очень много из первоисточника, получилось неповторимое кино, обязательное к просмотру для всех киноманов. Здесь на истину не претендую, так как знаю, что у фильма огромное количество ненавистников, обожающих оригинальную игру. Но от меня - 4,5 и звание "лучшего фильм по игре" из перечисленных в этой статье. Второй же фильм сочтем за жалкое недоразумение и забудем как страшный сон. В моей вселенной есть только один "Сайлент Хилл", и он - чертовски хорош.

12. "Need for Speed: Жажда скорости". Пытается играть на поле гоночек, но ожидаемо оказался никому не нужен, когда есть "Форсаж". Хотя немножко денег создателям принес. Так как от игры - только название, то оцениваю исключительно как автономный проект. Все в нем средне, в паре моментов есть большие проблемы с законами физики, а значит и оценку получает среднюю. 3.

Также не могу не упомянуть два сравнительно недавних фильма, не снятых по играм, но строящихся именно на них. Это комедия с Адамом Сэндлером "Пиксели" и мультфильм "Ральф". Первый работает исключительно как дань уважения аркадам прошлого, и местами неплох как смешная комедия. Второй - отличный интересный мультфильм, с головой окунающий зрителя в игры детства. 2,5. и 4,5. соответственно.

И еще раз приношу свои извинения фанатам "Mortal Kombat", а также других игр, экранизации которых тут не были упомянуты. Скрестим же пальцы за грядущую "Лару Крофт", удачное продолжение "Варкрафта", а также за то, чтобы любимые нами культовые игры когда-нибудь получили заслуженные ими достойные экранизации. И чтобы Уве Болл и на пушечный выстрел к ним не подходил.

Автор: Кэтти-бри

21.04.2017
Предлагаем почитать также:
На войне все средства хороши
Голливуд успешно эксплуатирует тему столкновения землян с пришельцами
Создатель "Пилы" возглавит новую экранизацию видеоигры
 
 
Всего комментариев: 148
  • Naver
  • Киноман
  • Постов: 323
22.04.2017 13:12
#857377
А я бы возлег с Гароной))

22.04.2017 11:04
#857366
Ответ прост:не стоит делать экранизации игр.

  • Stefa
  • Киноакадемик
  • Постов: 4274
  • Больше четырех лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
22.04.2017 10:35
#857354
Про смертельную гонку все забыли!;)

  • intvindet
  • Киноакадемик
  • Постов: 5479
  • Больше пяти лет на сайтеСеребряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
22.04.2017 01:51
#857332
Пока любопытным проектом остаётся Splinter Cell c Томом Харди отчасти из-за довольно именитых продюсеров и отчасти что им будет заниматься ещё и Syncopy.

  • intvindet
  • Киноакадемик
  • Постов: 5479
  • Больше пяти лет на сайтеСеребряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
22.04.2017 01:33
#857331
Не одна экранизация меня не впечатлила, все получились довольно дефектные и не проработанные, по крайней мере ничего многообещающего не вышло. Не питаю особых надежд в дальнейшем и к Uncharted, пускай Шон Леви хороший постановщик но есть свои нюансы.

  • John23
  • Критик
  • Постов: 4033
  • Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
22.04.2017 00:24
#857329
haseal писал(а) 22.04.2017 00:02 #857326
Не понял какой фильм по игре снял Уве Болл
Постал, Один в темноте, Бладрейн.

  • HuntGod
  • Критик
  • Постов: 37477
  • Больше семи лет на сайтеДружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
22.04.2017 00:09
#857327
haseal писал(а) 22.04.2017 00:02 #857326
Не понял какой фильм по игре снял Уве Болл
Фар Край, например))

22.04.2017 00:02
#857326
Не понял какой фильм по игре снял Уве Болл

  • nur
  • Киноман
  • Постов: 1088
  • Больше трех лет на сайте
21.04.2017 23:03
#857323
из перечисленных люблю сайлент хилл,дум, по молодости нравилась первая часть обители,ну может и варик сойдет,остальное так себе

  • nur
  • Киноман
  • Постов: 1088
  • Больше трех лет на сайте
21.04.2017 23:00
#857322
Stefa писал(а) 21.04.2017 20:26 #857240
Если статью одобрят, напишу про фильмы кинокомиксы Сони, и разнесу Человека-паука от Рейми в хлам....
а его за что?единственный нормальный паук,лучше с гарфилдом разносите

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.

Реклама
Лауреат премии Оскар
Шофер Мисс Дэйзи
Год выхода: 1989
Страна: США
Режиссер: Брюс Бирсфорд
Результат голосования
Самый ожидаемый фильм недели (29 июня - 5 июля)
Не жду ничего! 48%
Гадкий Я 3 28.4%
Гиппопотам 9.8%
2:22 6.9%
Синяя бездна 6.9%
Всего голосов: 102
Голосование проводится
с 28 июня по 5 июля
Самое обсуждаемое видео
Собираем пользовательскую рецензию на фильм "Трансформеры 5: Последний рыцарь"
21.06.2017
Читатели портала "Новости кино" об очередном фильме Майкла Бэя
Самые обсуждаемые материалы
Кевин Фейдж анонсировал гибель Мстителей
Кевин Фейдж анонсировал гибель Мстителей
Глава студии Marvel подтвердил, что для некоторых героев "Мстители 4" станут последними
Абсолютное оружие в кино
Абсолютное оружие в кино
На войне все средства хороши
Студия Lucasfilm оказалась недовольна исполнителем роли Хана Соло
Студия Lucasfilm оказалась недовольна исполнителем роли Хана Соло
Олдену Эйренрайку пришлось нанять преподавателя актерского мастерства
Награждения
Наши рекорды