В последнее время в СМИ регулярно обсуждают вопрос о кризисе отечественного кино, кинодеятели в многочисленных интервью жалуются на невозможность добыть денег на проекты, и вся ситуация выглядит неразрешимой и почти безнадежной. Однако рядом с этой ставшей надоедливо-привычной жалобой набирают обороты " зубастые" в самом положительном смысле кинокомпании, к которым принадлежит продюсерская RSS Production (возглавляемая Бинке Анисимовым и Ибрагимом Магомедовым), технически соответствующая высоким голливудским стандартам и перспективная концептуально.
Их первый проект воодушевляет и вселяет надежду на светлое завтра отечественного кинематографа. Это также первый фильм в полном метре для режиссера Евгения Шелякина, который в содружестве с Андреем Галановым писал сценарий. "ЧБ" гармонично соединяет профессионализм и душу, вызывающее уважение киноманство, внимание к самым болевым проблемам современного социума и сильный гуманистический посыл в лучших традициях советского кино, зажигательный сочный юмор, ни на минуту не переходящий на территорию вульгарности и пошлости, в сочетании с тонким лиризмом, редкую достоверность в деталях и неожиданный мистический бонус в духе народных волшебных сказок про Иванушку Дурачка.
История в двух словах. Вышедший из тюрьмы кавказец-лакец Нурик Магомедов (Мераб Нинидзе) идет к кинувшему его мафиози Алхану (Сергей Маковецкий) за возмещением морального и материального ущерба. Одновременно за тем же возмещением к Алхану идет со своими друзьями-националистами Ярослав (Алексей Чадов), чью девушку Алхан кинул, продав ее квартиру по липовым документам. Встреча Ярослава и Нурика оказывается судьбоносной, благословенной наверху в Небесной канцелярии, прочно привязывает их на время друг к другу, становится началом насыщенного путешествия по просторам российской провинции и еще менее изученным просторам собственных внутренних империй. В единстве и борьбе противоположностей незаметно протекают полтора часа, фильм не отпускает с первого кадра до финальных титров.
Два года назад в рецензии на фильм "1+1" Андрей Плахов написал: "Тема гастарбайтеров и вообще этнических меньшинств рассматривается у нас в кино либо с унылой проблемной серьезностью, либо с зубоскальством "Нашей Раши". Во Франции к ней нашли другой подход — вполне демократичный, но на порядок более интеллигентный". "ЧБ" — это наш демократичный и интеллигентный подход к этнической теме. Альтернативный агрессивным австралийским "Скинам", голливудским "Американская история Икс" и "Фанатик", отечественной "Россия-88".
Совмещение несовместимого и соединение противоположностей в яркие неожиданные дуэты всегда отлично работало на развитие сюжета. Вспомнить черно-белые парочки Денни Гловер и Мел Гибсон ("Смертельное оружие"), Франсуа Клюзе и Омар Си (уже упомянутый "1+1"), Ник Нолти и Эдди Мерфи ("48 часов"), Тим Рот и Тупак Шакур ("В тупике"), Кристофер Ламберт и Марио Ван Пиблз ("Стрелок"), список бесконечен. В "ЧБ" главные герои Нурик и Ярослав не настолько контрастно черно-белы, но не менее различны в своих полярных и, кажется, неколебимых идеалах, которые в итоге не проходят проверку простыми жизненными обстоятельствами.
Этническая тема, столкновение культур и ментальностей особенно актуальны в нашем современном полиэтничном котле. И даже простой снимок этого разнообразия, сделанный с нужного ракурса, может быть интригующе интересен и социально актуален. Таким снимком стал, например, фильм Джеймса Тобака "Черное и белое" о публике Манхэттена. И даже на первый взгляд далекие от этнической темы истории, например трагикомедия о мужчинах в возрасте "за" Джона Туртурро "Под маской жиголо", не может остаться от нее в стороне, иронично проходясь по нравам современного многонационального Бруклина. Эту тему виртуозно, любовно и деликатно представлял с своих фильмах Маэстро отечественно кино Георгий Данелия ("Мимино", "Паспорт").
Фильм можно разобрать на анекдоты и гэги, веселые и находчивые (Анисимов и Магомедов, к слову, были игроками КВН в момент его расцвета), что наверняка будет сразу же сделано зрителями, в нем масса неожиданных деталей и поворотов. Однако это не мешает ему быть не только зажигательным капустником, но и целостной трогательной историей, не механическим сложением форм и жанров, но их талантливой и неожиданной композицией. И даже если признать за фильмом некоторую эклектичность, это только дополнительный плюс в нашу эпоху постмодерна. Это бодрящий коктейль из разномастной публики, черной комедии, роуд-муви, ситкома, сказки — все как в жизни. В подобном стиле сделаны культовые голливудские фильмы молодых режиссеров Кевина Смита и Сета Рогена. В истории с блеском отработана бездна стереотипов нашей действительности, которые в итоге перечеркнуты несложным посылом: все мы одинаковые, немного нелепые, но в глубине души неплохие и даже положительно хорошие люди. Фильм рушит и главный стереотип всей нашей цивилизованной жизни: либо черное, либо белое, либо хорошо, либо из рук вон, - напоминая, что между черным и белым есть масса нескучных и радужных оттенков серого, в которых и живет гармоничный конценсус.
Персонажи сидят на актерах как вторая кожа, хотя по первому впечатлению может показаться, что некоторые из актеров играют за чужую лигу. Актерская игра здесь сродни импровизации и полному раскрепощению. Главный интеллигент отечественного кино, рафинированный Сергей Маковецкий в роли кавказского мафиози? - Только так, кто же другой может быть столь убедительным в ипостаси ходячего викицитатника литературной классики. Небожительница Екатерина Редникова из своих голливудских пенатов в администраторы захолустной российской гостиницы с судьбой разведенки — какая приятная неожиданность.
Кахи Кавсадзе, главный "пират" и знаковая фигура советского кино (Абдулла в шедевральном отечественном вестерне Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни"), оказывается уважаемым, обстоятельным и по-прежнему опасным (!) сельским жителем русской глубинки. Одно его появление в кадре вызывает шквал самых теплых эмоций и воспоминаний о золотой эпохе отечественном кино 1960х-1970х. Главные "герои", кавказский жулик и русский фашист —- впрочем никакой иронии, кавычки здесь лишние, какое время, такие и герои — в исполнении Алексея Чадова и Мераба Нинидзе (который на съемки приехал специально из Австрии), сколько бы не упражнялись в сарказме относительно друг друга, располагают к себе душевностью и внутренним благородством, которое невозможно скрыть никакой нарочитой крутизной и цинизмом.
Итог. Можно долго с благодарностью делать фильму комплименты, упомянуть еще ярких актеров в эпизодических ролях, вспомнить вкусные реплики и отсылки в киношедеврам, отметить хороший профессиональный уровень, еще раз вспомнить особую остроту кинематографического глаза авторов. Но главное его достоинство — присутствие живой жизни, отсутствие надуманности, выморочности и позы. Та самая демократичная интеллигентность и гуманность, которых так не хватает нашей сегодняшней жизни, и отличное лекарство от аллергии на многосложную действительность.
Участвовавший в ММКФ 2014 режиссер Клод Лелуш сказал в интервью: "Я верю в кино, как в Бога, и верю, что один прекрасный фильм может спасти мир". Давайте верить и спасать вместе с ним!
P.S. Фильм " ЧБ" участвовал в конкурсной программе Кинотавра 2014, спецпоказе ММКФ 2014, в октябре участвует в кинофестивале в Локарно, Швейцария, фестивале постсоветского кино в Женеве и других. В широком отечественном прокате осенью 2014.
Рецензия к фильму "Ч/Б" от Constance
Возврат к гуманизму
Просмотров: 1191
Оценка читателей: 9,71 из 10 (голосов 14)
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 14
- 2
- 1
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25402
13 июля 2014, 20:49
| |
14 |
Constance писал(а) 13 июля 2014, 20:45 Фильм очень веселый на самом деле, дерзкий и деликатный одновременно Подумаю...)) |
Constance (Киноакадемик), постов: 16800
13 июля 2014, 20:45
| |
10 |
brune писал(а) 13 июля 2014, 20:43 Рецензия позитивное, но смотреть страшно...)) Фильм очень веселый на самом деле, дерзкий и деликатный одновременно |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25402
13 июля 2014, 20:43
| |
14 |
brune писал(а) 13 июля 2014, 20:43 Рецензия позитивное, но смотреть страшно...)) позитивная |
brune (Глава Киноакадемии), постов: 25402
13 июля 2014, 20:43
| |
14 |
Рецензия позитивное, но смотреть страшно...)) |
- 2
- 1
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
заур_багиров (Критик), постов: 2639
сегодня, 8:57
| |
Это продолжение Экзорцист Папы?
|
Scream 4 (Киноакадемик), постов: 7735
сегодня, 7:44
| |
Разгон про угнетателей мужиков на месте. Посредственная актёрская игра на месте (спасибо Кара). Трансы в деле. Какой чудесный сезон:)
|
Scream 4 (Киноакадемик), постов: 7735
сегодня, 7:36
| |
Мда уж:) 1 - 8 серии крайнего сезона какой-то микс Ребенка Розмари, Шабаша из 3 сезона и Апокалипсиса из 8, а 9 серия - просто наркотический трип, только воспаленная ... [читать далее]
|
MySpace (Зритель), постов: 630
сегодня, 6:37
| |
Изучай матчасть прежде чем писать. Если фильм снимается совместными силами то стандартные 25% со сборов увеличиваются всего до 35% , все остальное идет ... [читать далее]
|
isi (Зритель), постов: 499
сегодня, 6:15
| |
Собственно именно такие накладки и подорвали в последние тридцать лет у американцев уважение к суду. Это можно проследить не только по новостям, но и по кино…
|
isi (Зритель), постов: 499
сегодня, 6:12
| |
Обвинили его за дело, вот только как когда-то с товарищем Симпсоном сели в лужу имея на руках железные улики… Вопрос тут не в вине, а качестве работы, ... [читать далее]
|
MySpace (Зритель), постов: 630
сегодня, 5:26
| |
Так они же ему ещё здоровье можно сказать убили.
|
MySpace (Зритель), постов: 630
сегодня, 5:19
| |
Просто треш. Вот оно , правосудие и свобода слова в США. Мужика чисто на приколе обвинили .
|
Melissenos (Новичок), постов: 24
сегодня, 2:45
| |
Фильм получился одновременно и лучше и хуже ожидаемого.
В нем есть яркая картинка и неплохие актеры, благодаря чему этот аттракцион в моменте смотрится ... [читать далее] |
isi (Зритель), постов: 499
сегодня, 1:03
| |
Вы плохо представляете их систему судьи там государство в государстве. Но они тоже из разных партий….
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 18 апреля 2024 |
Страна: | Россия |
Жанр: | приключения, семейный, фантастика |
Режиссер: | Александр Андрющенко |
В главных ролях: | Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн |
Реклама
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Меч короля | 8.36 |
3 | Кентавр | 8.08 |
4 | Падение империи | 7.73 |
5 | Звук свободы | 7.65 |
1 | KinoNews.ru: 15 лет в строю | 8.69 |
---|---|---|
2 | Кентавр | 8.08 |
3 | 1993 | 7.15 |
4 | Мастер и Маргарита | 7.14 |
5 | Снегирь | 7.13 |
1 | Грань Будущего 2 | 9.39 |
---|---|---|
2 | Дэдпул и Росомаха | 8.91 |
3 | Миссия невыполнима 8 | 8.69 |
4 | Безумный Макс: Пустошь | 8.56 |
5 | Аватар 5 | 8.53 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.41 |
4 | Форрест Гамп | 9.41 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.23 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Разрушители легенд | 9.00 |
5 | Место встречи изменить нельзя | 8.98 |
Самые обсуждаемые материалы
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Состоялась премьера трейлера фильма "Дэдпул и Росомаха"
Награждения
Наши рекорды