Сумерки супергероев. Почему кинокомиксы теряют зрителей?

Еще недавно супергеройские фильмы казались вечными королями проката, гарантированно собирая сотни миллионов долларов. Однако последние два года показали тревожную тенденцию - некогда всесильный жанр стремительно теряет зрителей. Кассовые сборы падают, а новые проекты Marvel и DC все чаще встречают равнодушие публики. Эта ситуация очень напоминает судьбу вестернов, которые в середине XX века доминировали в киноиндустрии, но к 1980-м практически исчезли с широкого экрана.
Последние пару лет годы стали настоящим испытанием для обеих киновселенных. Marvel, еще недавно казавшаяся неуязвимой, столкнулась с чередой разочарований.
"Капитан Америка: Дивный новый мир" собрал лишь 415 миллионов долларов при бюджете свыше 200 миллионов, показав серьезное падение зрительского интереса - 68 процентов во второй уик-энд. Командный проект "Громовержцы" с сильным актерским составом едва преодолел планку в 380 миллионов, что пять лет назад считалось бы провалом для подобного фильма. Даже долгожданная "Фантастическая четверка: Первые шаги", на которую студия возлагала особые надежды, продемонстрировала тревожное падение на 66 процентов во вторые выходные.
Единственным ярким пятном стал "Дэдпул и Росомаха", но его успех скорее исключение, вероятнее всего, он, как ни странно, обусловлен более "взрослым" R-рейтингом и ностальгией по Росомахе Хью Джекмана, а не общим здоровьем жанра.
У DC дела обстоят еще хуже. После катастрофических провалов экранизаций "Синий Жук" и "Аквамен и потерянное царство" в 2023 году студия сделала ставку на полную перезагрузку вселенной, однако достижения и прогнозы по новому фильму "Супермен", который считался локомотивом процесса перезапуска, явно не оправдывают ожидания.
Причины этого спада кроются в нескольких факторах. Прежде всего, рынок оказался перенасыщен: за последнее десятилетие Marvel и DC выпустили десятки фильмов и сериалов. Зритель, еще недавно с нетерпением ждавший каждого нового релиза, теперь просто физически не успевает следить за всеми ответвлениями киновселенных.
Не менее важной проблемой стал кризис оригинальности: большинство новых кинокомиксов следуют давно отработанному шаблону, предлагая вариации одной и той же истории. После фильма "Мстители 4: Финал", ставшего кульминацией 11-летней Саги Бесконечности Marvel, новые главы кажутся вторичными и необязательными.
История уже знала подобные примеры. В 1950-х вестерны занимали до 30 процентов голливудского проката, но к 1970-м жанр практически исчез. Причины были схожими - перенасыщение рынка (в 1960 году в США вышло 50 вестернов), устаревание тем и появление новых форматов. Современные кинокомиксы повторяют этот путь, сталкиваясь с конкуренцией со стороны оригинальных проектов вроде "Оппенгеймера", доказавших, что зрители готовы платить за свежие идеи и интересные реализации.
Означает ли это смерть жанра "кинокомикс"? Вряд ли. Скорее, ему предстоит серьезная трансформация. Marvel уже объявила о сокращении числа релизов, DC делает ставку на перезагрузку вселенной. Вероятно, будущее кинокомиксов в гибридизации с другими жанрами, как это произошло с нуаровым фильмом "Бэтмен" Мэтта Ривза. Но здесь тоже важно соблюсти определенный баланс, чтобы не вышел явный перебор, как с фильмом "Джокер: Безумие на двоих"
Супергеройское кино стоит на пороге новой эры. Чтобы сохранить влияние на аудиторию, ему придется отказаться от конвейерного подхода последнего десятилетия и найти новый язык общения со зрителем точно так же, как это в свое время сделали вестерны, переродившись в ревизионистские ленты вроде фильмов "Непрощенный" или "Омерзительная восьмерка". Если же создатели кинокомиксов на сумеют адаптироваться, они рискуют повторить судьбу многих былых королей проката - уйти из мейнстрима в нишевые проекты для весьма узкого круга фанатов.
CaptainPirog (Критик), постов: 5037
5 августа 2025, 12:17
| |
![]() 14 ![]() |
Constance писал(а) 5 августа 2025, 11:06 Ситуация с жанром кинокомиксов - частный случай. Зрителей теряет кинематограф в целом. Сценарии на миллион долларов ... К сожалению, как показывает практика, современное массовое кино, особенно кинокомиксы, сложно отнести к понятию искусство. Ну и то, что всё поставлено на поток "оголтелой мышью", а другие, вместо того, чтобы создать свой "язык" повествования, пытаются всячески это скопировать, при этом подходя к задаче еще более поверхностно, тоже дает негативный эффект... Зритель не только перенасытился, зритель еще и оказался не такой безмозглый, каким видит его машина кинопроизводства. Зритель уже хочет увидеть целостную, продуманную, интересную историю со смыслом, а не кучу гэгов, кеков и бессвязной мешанины из отсылок, которые занимают добрую половину хронометража. Читал где-то статью (может на "кабу-пи", не вспомнить), где человек брал сравнительно новое кино, в основном кинокомиксы, и вырезал из хронометража сцены никак не влияющие на сюжет, а так же бессмысленные диалоги, шутки ради шутки и прочую буффонаду... После этих манипуляций виртуальными ножницами от картины оставалось в среднем 25-30% |
Constance (Киноакадемик), постов: 17489
5 августа 2025, 11:06
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Ситуация с жанром кинокомиксов - частный случай. Зрителей теряет кинематограф в целом. Сценарии на миллион долларов закончились, за очень редким исключением, остались одни банальности и клише; правда, с жанром кинокомиксов это особенно очевидно.
P.S. Как говорил Илья Ефимович: "Искусство не терпит трафаретов". Зритель, видимо, тоже:) |
Рюк (Критик), постов: 817
5 августа 2025, 10:02
| |
![]() 6 |
Было бы странно, если бы сборы не падали, грань между хорошими фильмами и хорошими сборами уже давно была стёрта, когда какой-нибудь Капитан Марвел выходил в миллиард, да и другие проекты тоже
По мне сейчас такие сборы как раз являются более адекватными) |
McMuffinn (Критик), постов: 8667
4 августа 2025, 22:53
| |
![]() 10 |
Жанр менее популярен, чем лет 10 назад, однако рано бить тревогу. Сейчас причина исключительно в падении качества фильмов. Зритель с радостью шел на Бэтмена и Дэдпула. |
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8620
4 августа 2025, 21:31
| |
![]() 7 ![]() ![]() |
Stanley писал(а) 4 августа 2025, 18:16 На счёт злодеев прямо в точку) Что-что, а вот у Марвел только один злодей удался.
В этом плане у ДС превосходство. Стервятник еще хорош был. Но примерно по той же причине что и Локи: сыгран хорошо + проработан как персонаж + вызывает симпатию у зрителей |
Kent S (Киноакадемик), постов: 37765
4 августа 2025, 20:26
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Stanley писал(а) 4 августа 2025, 18:16 На счёт злодеев прямо в точку) Что-что, а вот у Марвел только один злодей удался.
В этом плане у ДС превосходство. Учитывая сколько было фильмов у марвел, я почти помню всех, но я не помню имен у многих и не увидел в них ничего интересного.
Просто надо уничтожить и всё. |
DarkKnight77 (Критик), постов: 12259
4 августа 2025, 19:30
| |
![]() 5 |
ogonek писал(а) 4 августа 2025, 18:20 Ничего не хочешь сказать по поводу нашего короткого диалога от 15 мая? Жду извинений. 600 и то не факт? Ну так то фильм 600 соберёт, он всё ещё в прокате |
ogonek (Зритель), постов: 1124
4 августа 2025, 18:20
| |
![]() 13 |
DarkKnight77 писал(а) 4 августа 2025, 13:36 А вот аналитики по итогу этого уик-энда, утверждают что фильм уже вышел в ноль! Но тебе, естественно, лучше знать, ... Ничего не хочешь сказать по поводу нашего короткого диалога от 15 мая? Жду извинений. |
Stanley (Киноакадемик), постов: 957
4 августа 2025, 18:16
| |
![]() 10 |
Kent S писал(а) 4 августа 2025, 15:17 Да надо конкретно менять уже подход. Очередные злодеи, которые хотят уничтожить мир и всё это в сольнике. Герой ... На счёт злодеев прямо в точку) Что-что, а вот у Марвел только один злодей удался.
В этом плане у ДС превосходство. |
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Дата выхода: | 5 сентября 2025 |
Страна: | США, Великобритания |
Жанр: | мистика, триллер, ужасы |
Режиссер: | Майкл Чавес |
В главных ролях: | Вера Фармига, Патрик Уилсон |
1 | Девочка, покорившая время | 8.52 |
---|---|---|
2 | Ночи Кабирии | 8.42 |
3 | Порко Россо | 7.83 |
4 | Мелочи жизни | 7.64 |
5 | Анора | 7.5 |
1 | Кончится лето | 7.15 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.05 |
3 | Финист. Первый богатырь | 6.62 |
4 | Пророк. История Александра Пушкина | 6.53 |
5 | Батя 2: Дед | 6.5 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.92 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.46 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
3 | Игра престолов | 9.25 |
4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Но есть и другой возможный взгляд - искусством может быть даже изготовление табуреток. А уж такое дорогостоящее шоу и аттракцион просто просто обязано быть искусством.
Пересмотрела недавно "Игрок" от Роберта Олтмана - специально для киноманов, в том числе и с взглядом режиссера на философию и "фундамент " кинематографа.