px

Рецензия к фильму "Заражение". Незримый враг

14.10.2011
Рецензия к фильму Заражение. Незримый враг

На этот раз эпидемия берет свое начало в Гонконге, из которого, благодаря занимаемому городом положению на мировой экономической арене, быстро распространяется по всему миру. Всего через месяц болезнь охватывает территории Ближнего и Дальнего Востока, Европы и США, поражая с каждым днем все больше людей, досрочно отправляя их в гости к одной известной даме в саване и с косой. Фармацевтические компании лихорадочно пытаются создать лекарство против новой страшной заразы, а в это время разным людям в разных концах света приходиться справляться как с различными собственными, теряющимися на фоне надвигающегося биологического апокалипсиса, проблемами, так и с одной всеобщей.

Стивен Содерберг в "Заражении" снова возвращается к уже опробованному им в "Траффике" приему, который можно назвать мультиповествованием. Если конкретнее, то ни главных героев, ни единого связующего всех персонажей звена нет. Большинство из них (но не все), ограниченные собственными микромирами, так до конца фильма и не узнают о существовании всех остальных, и надо сказать, что Содерберг пользуется этим инструментом очень умело. Столь необычное построение фабулы позволило ему взглянуть на пандемию с разных сторон, и притом каждую сторону режиссер успел осветить подробно и достоверно.

О достоверности стоит сказать отдельно – здесь фильм безусловно отличился от подавляющего большинства кинолент на тему пандемиии и следующих за ней катастрофических последствий. Карантин, военные, толпы инфицированных, трупы и мародеры, отчаявшиеся спастись обыватели, напрягающие все свои ресурсы вышестоящие, всеобъемлющий страх, ужас, паника, и, в конце концов, хаос и биологический апокалипсис на горизонте – все это здесь присутствует, но, во-первых, в гораздо более мягкой и, вместе с тем, более реалистичной форме, а во-вторых, идет в большей степени фоном, поскольку основное внимание здесь сосредоточено на самих героях.

А лицезреть здесь есть кого, благо актерский состав уже сам по себе впечатляет. Лоуренс Фишборн, Джуд Лоу, Мэтт Деймон, Кейт Уинслет, Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу – наличие этих актеров уже само по себе является вполне веским доводом в пользу просмотра фильма. И, к вящему удовольствию зрителей, они не подкачали, разве что в завязке фильма малость деревянно выглядели Деймон, Пэлтроу и Котийяр, но по ходу действия они резко исправляются, вливаясь в общую атмосферу кажущегося безвыходным кошмара.

Кошмар этот, кстати, как сейчас было сказано, только кажется, и только лишь поначалу непреодолимым. Персонажи не сидят на месте, не бродят бесцельно и не стенают, а действуют, причем не всегда в одиночку. Забавно, но масштабное бедствие, поначалу разобщающее людей (ибо, давайте будет честными, подавляющее большинство печется, в первую очередь, о своей любимой, пардон, шкуре), в то же время буквально заставляет их работать сообща, так как поодиночке многого не добьешься.

Более того, Содерберг еще и копается в психологии участников происходящих событий, причем вполне разумно и убедительно, обходясь по большей части полутонами. По сути, практически никто не остается без своего греха за пазухой, который, впрочем, грехом то и назвать язык не поворачивается – такое понятие, как "инстинкт самосохранения" никто не отменял. Но, несмотря на это, все же находятся как самоотверженные энтузиасты, которые даже вопреки официальным запретам добиваются требуемых им результатов, так и двуличные подонки, в борьбе за место под солнцем способные потенциально обречь на гибель по меньшей мере двенадцать миллионов человек.

Но все же центральным объектом всего творящегося на экране является именно вирус, рассмотрение механизма его распространения, а также процессов, происходящих в это время в обществе, когда власти изо всех сил пытаются сохранить порядок вопреки бушующим гражданам, подогреваемым провокационным сообщениями в разномастных СМИ. Большая часть фильма – взгляд на эпидемию со стороны фармацевтов, стремящихся остановить оную, что автоматически представляет их перед посетителями кинотеатров в положительном свете; и этим условно положительным лицам противопоставляются именно подрывные псевдоинформаторы, плодящиеся главным образом в интернете. И, надо признать, что, несмотря на не так давно прошедшие птичий и свиной гриппы (которые также неоднократно упоминаются в картине), больше верится именно ученым, нежели непорядочным блоггерам.

Отдельно стоит сказать, что в фильме нашлось место и научной правдоподобности и обоснованности. Если верить Полу Оффиту и Карлу Циммеру, людям не столь далеким от науки, как большинство рядовых зрителей, но достаточно близким к медиа-пространству, чтобы делиться своим мнением и впечатлениями, "Заражение" не может "похвастаться" лженаучным бредом, вместо этого благоразумно используя методы и терминологию, которые используются учеными в реальном мире при работе с далеко не вымышленными болезнями.

И спасибо композитору Клиффу Мартинезу за крайне удачные музыкальные вставки, сдобренные чередой достойно сшитых кадров, демонстрирующих отдельные мимолетные события из жизни героев.

Увы, несмотря на все вышесказанное, остается ощущение, что Содерберг все же выложился не по полной программе, словно создавал "Заражение" с толком, с расстановкой, но без вдохновения. Периодически выскакивающие блеклые, невыразительные моменты, выбивающиеся из общего контекста, неравномерное распределение хронометража в отношении нескольких центральных фигур сюжета и общая расслабленность, несмотря на творящийся на экране аврал слегка смазывают общее впечатление от картины. Здесь нет катарсиса, равно как и нет удара, все происходит хоть и последовательно, но слишком уж неспешно.

И все таки "Заражение" – это, на мой взгляд, одна из лучших на сегодня картин о беспощадности, бесцельности и могуществе таких вроде бы незначительных и невидимых невооруженным глазом существ, как вирусы. Кроме того, Содербергу удалось честно показать поведение отдельных людей и, фоном, целых масс во время полномасштабного ЧП, затрагивающего всех без исключения и раскрывающего подлинные сущности тех или иных натур.

А особенно забавно будет, если после просмотра фильма у вас, или у вашего друга начнется хотя бы самый слабый кашель, потому что если у вас богатое воображение, то "Заражение" будет уже вспоминаться скорее как фильм ужасов, нежели как фантастический триллер…

Автор: Роман Волохов



Всего комментариев: 18
Авгур (Критик), постов: 2919
14 октября 2011, 21:26
Аватарка пользователя Авгур
Больше 13 лет на сайте
13
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
товарищ Guest, хотел бы вас осведомить о появлении моей рецензии, которую я давеча обещался опубликовать... ну как рецензия, рецензюшечка...

Sony (Зритель), постов: 644
14 октября 2011, 13:02
Аватарка пользователя Sony
Больше 14 лет на сайте
14
Не смотря на обилие именитых актёров фильм не впечатлил. Весьма скучное, затянутое кино - еле дождался окончания. Относительно реализма эпидемии, то он вовсе не ощущается - слишком много разговоров и исследований в то время как весь ужас трагедии где-то на заднем плане. Никакой масштабности, только статистика большого количества жертв в которую не каждый зритель сможет поверить. Фильм такого жанра должен впечатлять, ужасать и заставлять задуматься, а "Заражение" лично у меня не вызвало никаких чувств, кроме скуки.
Если хочется ощутить настоящий реализм и ужас серьёзной эпидемии - лучше прочитать роман Стивена Кинга "Противостояние" (полную версию 1991г.) там есть тот реализм, который отсутствует в"Заражении".

Авгур (Критик), постов: 2919
14 октября 2011, 12:48
Аватарка пользователя Авгур
Больше 13 лет на сайте
13
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Guest писал(а) 14 октября 2011, 12:33
Скорее социальная фантастика? Это да. Но смотрится интересно :) Где вы там семейное кино разглядели, мне лично не ...
пожалуй этим и займусь, придя вечером после работы))

Guest (Критик), постов: 3426
14 октября 2011, 12:33
Аватарка пользователя Guest
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Авгур писал(а) 14 октября 2011, 12:29
ну поверю вам на слово)) но свою рецензию все же напишу, но боюсь она не будет столь сладко голоса)) это фильм - семейная ...
Скорее социальная фантастика? Это да. Но смотрится интересно :) Где вы там семейное кино разглядели, мне лично не совсем ясно :) А рецензию пишите, мне (да и остальным тоже) будет интересно почитать :)

Авгур (Критик), постов: 2919
14 октября 2011, 12:29
Аватарка пользователя Авгур
Больше 13 лет на сайте
13
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Guest писал(а) 14 октября 2011, 12:20
Поверьте, знаком, и даже "Эпидемия" с Хоффманом мне столь убедительной не показалась :) А в жизни мне приходилось ...
ну поверю вам на слово)) но свою рецензию все же напишу, но боюсь она не будет столь сладко голоса)) это фильм - семейная мелодрама какая то, на триллер не тянет не разу, тем более на ужасы)) батенька, побойтесь бога))

Guest (Критик), постов: 3426
14 октября 2011, 12:20
Аватарка пользователя Guest
Больше 13 лет на сайте
13
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Авгур писал(а) 14 октября 2011, 11:59
надо самому написать рецензию, на этот "замечательный" фильм)) просто складывается такое впечатление, что ...
Поверьте, знаком, и даже "Эпидемия" с Хоффманом мне столь убедительной не показалась :) А в жизни мне приходилось видеть вещи куда страшнее порезанного пальца.

Авгур (Критик), постов: 2919
14 октября 2011, 12:01
Аватарка пользователя Авгур
Больше 13 лет на сайте
13
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
"то "Заражение" будет уже вспоминаться скорее как фильм ужасов" - мне он вспоминается как скучная мелодрама))

Авгур (Критик), постов: 2919
14 октября 2011, 11:59
Аватарка пользователя Авгур
Больше 13 лет на сайте
13
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
надо самому написать рецензию, на этот "замечательный" фильм)) просто складывается такое впечатление, что автор рецензии не знаком с фильмами о вирусах и так восхищенно пишет якобы о реализме повествования, что складывается впечатление что порезанный палец это самое страшное что автор видел в жизни))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Вторая часть дилогии "Мятежная луна" получила крайне низкий рейтинг
Награждения
Наши рекорды